СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные правила подготовки и проведения исследовательской работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные правила подготовки и проведения исследовательской работы1

Просмотр содержимого документа
«Основные правила подготовки и проведения исследовательской работы»

Основные правила подготовки и проведения исследовательской работы1


Подготовительный период

Обычно в исследовательской работе треть времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, и выбор или отработка методики проведения исследования; еще одна треть времени затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов; и не менее трети времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому, в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать, возможно полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия, или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Нельзя, например, наблюдать за водными беспозвоночными вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды водных ракообразных или моллюсков водятся в конкретном пруду.

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования – наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей. Как пример, остановимся на предполагаемом исследовании – «Водные беспозвоночные Брянской области». Данная тема подразумевает работу большого коллектива исследователей, которые в различные сезоны года, в течение ряда лет, должны объехать большинство водоемов области для сбора материала. Если же предполагается изучить водоемы окрестностей какого-либо населенного пункта в течение нескольких дней, то название темы явно не будет отражать характера проводимой работы. Кроме этого данная тема подразумевает изучение большого аспекта возможных задач, как изучение видового состава различных систематических групп, их экологических особенностей, мест обитания и др. А изучение, например, видового состава и мест обитания водных моллюсков и насекомых, не даст достаточного объема материала, чтобы ответить на главный вопрос, подразумеваемый в приведенном исследовании – выяснить все, касающееся видового состава и особенностей распространения всех групп водных беспозвоночных Липецкой области.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. При их постановке исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М. Длусскому и А.П. Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

Пример: «Выяснить, сколько времени живет губка?».

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

Пример: «Выявить связь между распределением зоопланктона и растительностью водоема?».

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

Пример: «Установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме?».

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

Пример: «Изучить, для чего паук - серебрянка строит купол под водой?».

5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

Пример: «Выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток?».

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема?».

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы, и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты, и их объяснения. Поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создает основу его успеха.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения, в биологии служат непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображения.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому, при выборе методики, необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п., и какие использовать способы обработки первичных данных.


Сбор материала и принципы работы с ним

Основной метод получения научных выводов – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Между опытом и наблюдениями в природе нет резкого рубежа. Исследователь должен всегда искать ответы на интересующие его вопросы во множестве опытов, стихийно возникших в природе или проводимых в лабораторных условиях.

Зачастую материал или площадь исследуемого объекта настолько велики, что исследовать их сплошь невозможно. В таких случаях пользуются методом проб или выборки материала для точного изучения из отдельных частей целого. Пробами могут быть отдельные участки местности (площадки, трансекты и т.п.), отрезки времени, отдельные части объекта и др.

Любые научные материалы должны быть достоверными, то есть должны отражать истинную картину имеющихся в природе закономерностей, численных соотношений и процессов. Поскольку различные закономерности могут взаимно затушевывать друг друга, очень малочисленные наблюдения и пробы могут давать данные, искаженные случайным взаимодействием каких-либо неучтенных обстоятельств. Так же искажает истину и неосознанная предвзятость подбора проб. Для того чтобы выбор проб не был предвзятым, он должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

В первом случае, например, изучающий видовой состав и особенности произрастания травянистых растений на лугу бросает, не глядя, палку за спину и там, где она падает, закладывает пробные площадки (и так 5–10 раз). Математическое размещение проб – это размещение их в строго геометрическом порядке (в шахматном или через равные промежутки по прямой); либо проведение наблюдений через равные промежутки времени, или выбор каждой пятой, десятой и т.д. пробы для обследования. Вместе с тем, если пространство неоднородно, то, например площадки, нужно разместить так, чтобы они характеризовали участки с разными свойствами.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.п.) и изложении результатов работы необходимо, как можно более полно сравнить результаты опытов, учетов или наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Переписывание данных из дневника наблюдений без какой-либо обработки и осмысления – недопустимая вещь.

Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учетов на основании записей в полевых дневниках. Ее можно проводить различными способами. Например, записи полевых наблюдений, ежевечернее, систематизируют и группируют по видам в специальном дневнике (общей тетради). Или на каждую встречу заполняют «Карточку регистрации встреч», которая является основой картотеки, и т.п. Систематизированный фактический материал должен быть максимально достоверен, полноценен и охватывать весь период наблюдений. Стиль изложения максимально сжатый, главное внимание уделяется сводным таблицам, картам, рисункам.

После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные в них вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах как бы автору не хотелось его скрыть.


Оформление результатов исследования

Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет – это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов – верное свидетельство того, что автор – новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

Рассмотрим порядок изложения и представления материала в отчете (на примере работы по изучению животных, повреждающих деревья и кустарники):

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Например: «ЖИВОТНЫЕ, НАНОСЯЩИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ДЕРЕВЬЯМ И КУСТАРНИКАМ».

2. Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы. Сюда же можно включить обзор литературы по теме исследования (в отчете это является необязательным и может опускаться).

Обзор литературы должен ознакомить читающего работу с материалами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (Петров В.В. и др., 1987) или указываются так: По мнению В.В. Петрова (1989) «……» (и приводится цитата, которую заключают в кавычки). Ссылки на использованную литературу можно так же приводить с указанием номера использованного источника (из приведенного в конце работы списка литературы), заключенного в квадратные скобки: «Устанавливался видовой состав деревьев и кустарников [4, 6, 7]».

В конце этой главы уместно поблагодарить всех, кто помогал в сборе и обработке материала работы, а также своих руководителей и консультантов.

Например: «Одним из факторов повреждения и уничтожения лесов являются массовые размножения ряда животных-вредителей. Связанные с ним динамические процессы становятся одним из важнейших направлений мониторинговых исследований. Получаемая информация о наличии и размножении этих видов позволяет оценить состояние лесов и прогнозировать их будущее. Основными задачами работы являлись – установление видового состава животных, наносящих повреждения деревьям и кустарникам на территории лесного массива и посадок в 11 квартале Борисовского лесничества; установление пород, подвергающихся повреждениям; выявление основных типов повреждений; установление массовых и редких видов животных – вредителей лесного хозяйства.

Настоящая работа является продолжением исследований, проводимых Экспериментальным биологическим объединением в рамках экологического мониторинга состояния лесов, по заданию Борисовского лесничества Бородинского лесхоза Московской области».

3. Дата и место проведения. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости – название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить.

При формулировании цели помните, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слов «изучить». Например: «Изучить видовой состав животных, наносящих повреждения деревьям и кустарникам, и выяснить наиболее часто повреждаемые породы на территории Борисовского лесничества».


Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить».

Например: «Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить видовой состав животных, наносящих повреждения деревьям и кустарникам лесных биотопов.

2. Установить часто и редко встречаемые виды животных, наносящих эти повреждения.

3. Выявить типы повреждений, наносимых животными деревьям и кустарникам.

  1. Установить часто и редко встречаемые на деревьях и кустарниках типы повреждений.

  2. Выяснить часто и редко повреждаемые животными виды деревьев и кустарников.

  3. Сравнить полученные результаты с материалами предыдущих обследований 1998 и 1999 г. и сделать прогноз о повреждаемости основных пород в ближайший период».

5. Материал и методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил их начинающий исследователь.

Метод в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Методика – это описание того, как выполнялась работа. Пишут методику обычно в прошедшем времени, например:

«Исследования велись маршрутным методом. Выявленные на маршруте биотопы описывались [9, 10]. При обследовании выявлялись одиночные породы и скопления деревьев и кустарников с повреждениями.

Для выяснения видового состава животных, наносящих повреждения, собирались образцы с повреждениями и определялись виды животных, нанесших эти повреждения, как по самим повреждениям [1, 2, 3, 8], так и по личинкам, обнаруженным в собранных образцах [5].

Устанавливался видовой состав деревьев и кустарников [4, 6, 7]; определялись типы повреждений [1,2].

Часто и редко встречаемые виды животных, наносящих повреждения, и типы повреждений устанавливались по следующим критериям:

  • редко встречаемые – обнаруживались только на одной породе в небольшом количестве;

  • часто встречаемые – на нескольких породах, а также на одной породе, но в больших количествах.

Собранные образцы повреждений зарисовывались».

Определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, установка ловушек-давилок и т.п. – все это методы выполнения работ.


6. Описание работы или Результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. (Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены).

Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

7. Выводы. В этом разделе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами.


Например:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Видовой состав животных, наносящих повреждения деревьям и кустарникам, насчитывает 27 видов.

2. В ходе работы были выявлены 10 типов повреждений.

3. Видовой состав поврежденных деревьев и кустарников насчитывает 13 видов.

К часто встречаемым видам животных, наносящих повреждения, относятся: ивовая розообразующая галлица, мушка Шинера, елово-лиственный хермес, листовертка-иглоед, ивовый трехлучевым клещик, малинная орехотворка, орешниковый почковый клещик.


8. Примеры библиографического описания использованных материалов


Источник информации

Пример библиографического описания

1.

Книга с одним автором

Краснов А.Н. Под тропиками Азии. – М.: Географгиз, 1956. – 264 с.

При цитировании: Краснов А.Н. Под тропиками Азии. – М.: Географгиз, 1956. – С. 87.

2.

Книга с двумя (тремя) авторами

Алемасов В.Е., Дрегалин А.В., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей / Под ред. В.П. Глушко. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 464 с.

3.

Книга со многими авторами (более трех)

Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. / А.Е. Васильев, Н С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.

или

Петраков С.П., Сергеев А.П., Акопян Л.С. и др. История древнего мира / Под общ. ред. C. B. Николаева. 5-е изд, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1991. – 735 с.

4.

Материалы и тезисы конференций, съездов

1. Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. / Третья всесоюз. науч. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 184 с.

2. Проблемы вузовского учебника: Мат. конф. / Пятая всесоюз. науч. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 256 с.

5.

Авторефераты диссертаций

Цыганова С.Е. Учебник как средство организации и управления познавательной деятельностью студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. – М., 1985. – 21 с.

6.

Многотомные издания

Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Федоров и А.Л. Тахтаджян. Т. 5. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. / Под ред. И.В. Грушвицкого и С.Г. Жилина. – М.: Просвещение, 1978. – 448 с.

При цитировании: Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М., 1996. Т. 4. – С. 14.

7.

Стандарты

ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления. - М.: Изд-во стандартов, 1984. – 77 с.

8.

Статья из книги

Павлов К.А. Технологии в образовании // Проблемы вузовского учебника: Мат. конф. / Пятая всесоюз. науч. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – С. 14-54.

9.

Статья из журнала

Пелевин И.А. Непрерывное образование: реальность и возможности // Методист. 2004. № 4. – С. 48-50.

10.

Статья из газеты

Иванов А. Им все по барабану! // Московский комсомолец. 13.10.2005. – С. 4. (или: 2005. 13 окт. – С. 4).

11.

Материалы, опубликованные в сети Интернет

Также как в пунктах 1-10, только вместо издательства, года издания, кол-ва стр. указывается полный адрес (http://) и дата рецепции материала.

Пример: Сенчилова К.В., Харитонов Н.П. Адаптация. http://bukvi.narod.ru/stat/stat547.html (2003.12.15).

12.

Материалы, опубликованные на электронных носителях

Богомолов Д.В., Недосекин А.А., Харитонов Н.П., Петрига В.В. Поделись своими знаниями! [Электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD ROM). – М.: МГПУ, Союз охраны птиц России, 2005.

13.

Аудиоиздания и видеоиздания

Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк.

Райские птицы [Видеозапись] / Документальный сериал ВВС «Живая природа», автор Дэвид Аттенборо; BBC Wordwide Ltd., 1996. – М.: СОЮЗ-ВИДЕО, 2001. 1 вк. – Фильм вышел в телеэфир в 1996 г.


Примечание. Названия книг, статей и т.д., а также издательств в кавычки не заключаются. При использовании материалов из сборников или при цитировании, указывается номера страниц (-ы).


9. Приложения. Часто, собранный в результате проведенных исследований, материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложениях материал должны быть ссылки в основном тексте работы.


Общие замечания к оформлению работы

Титульный лист работы должен содержать следующие сведения: Название темы работы, дату и место ее проведения, фамилию и имя автора, Ф.И.О. руководителя работы (если таковой имеется). Для занимающихся в биологических учебных группах или объединениях - дополнительно указывается их название.


Работа оформляется в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»:


Оформление текста работы. Работа выполняется на белом стандартном листе бумаги формата А4 (210х297 мм), на одной стороне. Текст работы набирается на компьютере (пишущей машинке) – 14 кеглем Times New Roman, через 1,5 интервала; поля: сверху и снизу – по 2 см; слева – 3; справа – 1; абзацный отступ – 1 или 1,25.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Каждый структурный элемент работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения) лучше начинать с новой страницы. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа (или нижней части справа) без точки.


Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел. Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком. Знак «тире» всегда отделяется с двух сторон пробелами (в отличие от дефиса). Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают 1,25 см.


Правила оформления заголовков. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав и пунктов. Заголовки глав, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы в заголовках не допускаются. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения, ниже, отдельной строкой записывают название приложения.


Нумерация глав и разделов должна осуществляться арабскими цифрами, без указания слов типа: глава, раздел и т.д.

При этом разделы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной ее части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., 3. и т.д. с последующим пробелом перед заголовком.

Главы и разделы должны иметь свою порядковую нумерацию, например

1. Название первой главы

1.1. Название первого раздела

1.2. Название второго раздела

2. Название второй главы и т.д.

Не допускается в пределах всего текста работы повтор уже использованной нумерации рубрик. Исключение может быть только для приложений, которые рассматриваются как самостоятельные материалы.


Нумерация страниц сквозная, арабскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе, номер страницы не ставится, но в общую нумерацию страниц включается. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа (или в нижней части справа) без точки в конце. Вставленная в текст страница формата А3 рассматривается как одна. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах основного текста, включаются в общую нумерацию.

В приложениях может быть своя нумерация, если это связано с использованием уже готовых документов.


Оформление таблиц. Таблицу или рисунок следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Нумерация рисунков и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рисунок 1.1, Рисунок 3.2 и т.п.).

При нумерации таблицы или рисунка знак «№» не ставится, точка после цифры также не ставится.

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места; следует заполнять их либо знаком «», либо писать «нет», «нет данных».

Таблица размещается на одной странице (не разрывается), если позволяет ее размер (таблица размещается вслед за ссылкой на нее, либо на следующей странице).

Все таблицы и рисунки должны иметь тематические названия (название пишется над таблицей – слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером; и под рисунком – посередине в одну строку с ее номером, ниже подрисуночных пояснений). Например, на рисунке даются буквенные или цифровые обозначения – под названием рисунка их нужно «расшифровать».

На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте; при ссылке следует писать слово «таблица» или «рисунок» с указанием ее (его) номера.

Если таблица переносится, то проводится нумерация ее граф арабскими цифрами, которая повторяется на следующей странице. Справа, выше черты, отделяющей цифры, пишется словосочетание: Продолжение таблицы 3. или Окончание таблицы 3.

Для нумерации строк в таблице (если это необходимо) отдельная графа не выделяется, а порядковый номер строки размещается непосредственно перед наименованием строки и отделяется от него точкой и пробелом.

Единицы измерения показателей таблицы сокращенно указываются в конце наименования строки (заголовка графы), отделенные запятой или скобками. В случае если все показатели таблицы имеют одинаковую размерность, единицу измерения обозначают над ней в конце ее заголовка.

Дробные числа в таблицах приводятся в виде десятичных дробей, числовые же значения в пределах одной графы должны иметь одинаковое количество десятичных знаков (также в том случае, когда после целого числа следуют нули, например, 103,0).

Не рекомендуется перегружать таблицу множеством показателей. Таблице должен предшествовать текст, из которого по смыслу вытекает необходимость рассмотрения нижеследующего табличного материала. Данные, помещенные в таблицу, сопровождаются анализом, но без повтора приведенных в ней цифровых данных.


Оформление иллюстраций. Схемы, диаграммы, графики являются рисунками. Например: «Рисунок 1. График изменения количества выпавших осадков». Рекомендуется выполнение графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной графики и печати, желательно в цвете.

Рисунки (как и таблицы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации каждого приложения нумеруются отдельно арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

Обозначение, номер и наименование помещаются под иллюстрацией. Если иллюстрация требует пояснений или расшифровки принятых обозначений, они располагаются после или ниже ее наименования. Если в работе иллюстрация одна, ее не обозначают и не нумеруют.

1 По материалам: Харитонов Н.П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.: Лесная страна, 2008. — 28 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!