СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия и характеристика педагогического творчества, выступление на районном методическом объединении учителей химии, биологии и географии, из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия и характеристика педагогического творчества.»

Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

Шевцова Светлана Федоровна

Учитель химии и биологии

МКОУ Песковская СОШ

IКК


«…ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знание на деле»

Аристотель

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

  • наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

Педагогическое творчество – это освобождение педагогического профессионализма, содержание которого обобщено и формализовано в нормах, правилах и условиях профессиональной деятельности с целью решения проблем, возникающих в результате изменения внешней и внутренней сред. При этом «...движущей силой индивидуального творчества является..., по мнению В.А. Кан Калика, - противоречие между зафиксированными в педагогической технике типовыми действиями и необходимостью находить новые для решения возникающих в практике задач».

Педагогическое творчество проявляется во всех элементах педагогической деятельности: в целеполагании (проектирование новых целевых и побочных продуктов), средствах, методах, условиях. Л.Ю. Берикханова, рассматривая вопрос об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов, отмечает, что «Педагогическое творчество как динамический процесс осуществляется не только во время подготовки к уроку, но и в ходе реализации задуманного, уточнении и конкретизации методов, содержания, целей обучения, заложенных в педагогическом проекте урока в соответствии с требованиями учебно-воспитательных ситуаций реального процесса обучения». Это говорит о том, что в педагогической деятельности, существует два взаимообуславливающих вида творчества: теоретическое и практическое. Безусловно, что творчество в теоретическом плане предполагает и практические элементы, но доминирует в нем интеллектуальная работа. В творчестве, которое разворачивается в практическом плане, доминируют предметно-деятельностные моменты.

Актуальной проблемой является снижение интереса к познаниям   у современных детей. Увлечённые различными компьютерными играми и общением в социальных сетях современные дети самостоятельно моделируют круг своих интересов. Ученику становится всё труднее переключаться с одного предмета на другой.  Педагог новой формации должен быть гибким,  уметь создать условия для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, обладающих стремлением к успеху, уверенностью в своих возможностях, потребностью в новых достижениях, способных к творчеству и самореализации. Для того чтобы сделать  уроки более эффективными, чтобы повысить активность в процессе познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии и химии, использую творческие работы. Творческие работы учеников состоят в создании компьютерных презентаций к урокам, кроссвордов, ребусов, шарад, викторин.

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.        

Очень нравятся ребятам задачи творческого характера, которые побуждают

их мыслить нестандартно.

    Следующим способом увлечь ребят может служить разработка домашнего химического эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся. Например, в теме: «Соли. Растворы. Основания» предлагаю серию домашних опытов, которые помогут учащимся более успешно усваивать основы научных знаний. При этом даю полное описание эксперимента и вопросы для обсуждения. Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса, в учебную и во внеклассную работу.

На уроках необходимо так организовать обучение, чтобы не только учитывались индивидуальные особенности учащихся, но и учащиеся не воспринимали химию как ненужную и невостребованную жизнью науку, а осознавали ее как часть всеобщей культуры, знание которой необходимо каждому образованному человеку. Исходя из этого, я стараюсь проводить уроки так, чтобы заинтересовать учащихся, провожу различные нестандартные уроки такие как: уроки-путешествия, уроки-соревнования, зачеты-конкурсы, ролевые игры, которые обязательно сопровождаются видео роликами, презентациями. Однако провести каждый урок таким образом практически невозможно. В связи с этим я стараюсь в каждый обычный урок ввести хоть какой-то элемент новизны. Например, урок по теме «Сера, ее физические, химические свойства и применение» в 9 классе. Урок начинаю как обычно: сообщаю тему, цель, затем вводное слово об отношении в древности людей к сере. На экране слайд с картой древнего мира. Государства, о которых пойдет речь, обозначены символом серы S.

Древний Китай - порох, о приготовлении которого известили рукописные книги.

Древний Египет - изготовление красок и косметических средств еще во II тысячелетии до н.э.

Древняя Индия – древний индийский язык дал имя этому элементу.

Древний Рим – родина богатых серных месторождений.

Древняя Русь – богата пиритом.

После таких сообщений у учащихся появляется интерес. Затем прошу заполнить «Паспорт госпожи Серы» на основании ее прописки. Учащиеся самостоятельно работают с учебником, периодической таблицей химических элементов, записывают название, химический элемент, расположение в таблице, строение атома и т.д. все как всегда, но этот элемент новизны уже дал свой положительный заряд, ребята работают с увлечением. Затем снова элемент из истории. Древних греков он привлекал своим не только ярко-желтым цветом, и способностью под ударами кремня испускать сноп искр, они называли его пиритом, что означает «огонь». Другой важный сульфит – известный ка «киноварь» за ярко-красный цвет индейцы называли ее кровью дракона. «Киноварь» вошла и в историю косметики древние египтянки использовали се в качестве румян, инки Южной Америки подводили глаза, правда, делали это один раз в жизни – в день бракосочетания. Заинтриговав учащихся, предлагаю вывести формулу, сообщив, что вещество содержит еще 86,24% ртути. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию умений учащихся решать задачи по химии.

Реализуя принцип экологизации, сообщаю информацию о двойственной биологической роли серы для организма человека. Это и состав белков, витаминов, гормонов, обмен веществ. Она есть и в составе нервной ткани, хрящевой, в крови, в моче, молоке. Это мази, антибиотики. Вот таким образом в результате совместной творческой моей деятельности и учащихся усваиваем теоретический материал.

Также использую на уроках межпредметные связи, они дают эмоциональный фон психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества. Особенно располагает к этому тема «Металлы». Здесь можно вспомнить памятник Минину и Пожарскому, «Медный всадник», «Статуя свободы». А Царь-пушка Московского Кремля, Дивный узор решетки Летнего Сада и т.д. Волшебный звон колоколов.

Изучение темы «Железо» начинаю словами: «Нет в периодической системе другого такого элемента, при участии которого было бы пролито столько крови и унесло столько жизней». А затем читаю стихотворение А. Блока:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобой во мрак ночной, беззвездный –

Беспечный брошен человек!

На уроке по теме «Сплавы металлов» уместны стихи А.С. Пушкина:

«Все мое!» - сказало злато;

«Все мое!» - сказал булат.

«Все куплю!» - сказало злато;

«Все возьму!» - сказал булат.

Затем я прошу учащихся прокомментировать пушкинские строки и спрашиваю: «А есть ли здесь связь с современностью?».

У меня сформировался информационный фонд презентаций, интересных разработок, и я его пополняю.

Помогают в развитии интереса к предмету интегрированные уроки. Например, при изучении темы «Кровь и кровообращение» я проводила урок, который звучал так: «Кровь надо знать, совсем особый сок». Так как в нашей школе учитель химии и биологии в единственном числе, я проводила его одна, используя знания по химии. Я имела возможность повторить электролитическую диссоциацию, белки, жиры, углеводы. Ферменты – катализаторы, кровь – раствор. Вспомнили, что называют раствором и что относят к растворам и многое другое.

А как мы изучаем периодическую таблицу? Я пришла к выводу, что лучше это делать, используя карточки, на которых указаны основные характеристики элементов. Ведь это, по сути дела, повторение открытия периодической системы индуктивным методом, именно тем, каким пользовался сам Д.И. Менделеев.

Подобный подход повышает познавательную активность учащихся и развивает интерес к предмету. Усвоение материала происходит осознанно. А также уроки проходили интереснее, используя игровые моменты. Игра – хорошее средство для воспитания у учащихся чувства ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Я довольно часто провожу на уроке химические игры. Часто бывает так, что сильные учащиеся уже справились с заданием, а слабые на полпути. Тогда я предлагаю кроссворды, ребусы и учащиеся с удовольствием их отгадывают.

При изучении тем «Первоначальные химические понятия», «Основные классы веществ», провожу такие игры: «Исключение лишнего», «Классификация», «Установи соответствия» и другие. Считаю, что самое главное закладывается в 8 классе, поэтому стараюсь заинтересовать как можно больше.

Результатом творческой работы на уроке является рост мотивации в изучении предметов биологии и химии: более качественное выполнение домашней работы; умение делать несложные логические построения на основе химических знаний; усиление активности работы учащихся на уроке; понимание, распознавание и объяснение химических веществ, реакций в обыденной жизни; повышение интереса к участию в различных предметных кон-курсах и олимпиадах;. а также при сдачи ЕГЭ; повышение интереса к профессиям эколого – биохимического направления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!