СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? - Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. - Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлака и т. д. - Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». - Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. - Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. - Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

Просмотр содержимого документа
«Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова»

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? - Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. - Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлака и т. д. - Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». - Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. - Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. - Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство

Некрасова?

  • - Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
  • - Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о

грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал

жен, о труде бурлака и т. д.

  • - Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
  • - Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому

Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные

оттенки живого человеческого голоса.

  • - Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
  • - Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.

Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства

человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой,

идейностью.

основные темы лирики  Некрасова 1. Тема поэта и поэзии. 2. Тема родины и народа . 3. Идеал общественного деятеля. 4 . Некрасов-сатирик. 5 . Любовная лирика Некрасова.

основные темы лирики Некрасова

  • 1. Тема поэта и поэзии.
  • 2. Тема родины и народа .
  • 3. Идеал общественного деятеля.
  • 4 . Некрасов-сатирик.
  • 5 . Любовная лирика Некрасова.
 Тема поэта и поэзии. Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро» а) «Поэт и гражданин» (1856). - О чем спорят герои стихотворения? - Кто победил в этом споре? (В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»

а) «Поэт и гражданин» (1856).

  • - О чем спорят герои стихотворения?
  • - Кто победил в этом споре? (В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Чтение стихотворения «Муза» (1852).

  • Кто такая Муза? (Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница

искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само

вдохновение, творчество.)

  • А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному.

С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо

волнующих поэта.

С другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически

уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира

сего.

Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама

поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время

«притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».)

  • Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом

иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно

просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

  • Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой eго поэзии, и

образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве,

«Элегия» (1874). В письме к А.Н. Ермакову (А.Н. Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышлазамуж за него) 29 августа 1874 г. Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так к как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

«Элегия» (1874).

  • В письме к А.Н. Ермакову

(А.Н. Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышлазамуж за него)

29 августа 1874 г. Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так к как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то

посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Э легия -  жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустногораздумья, скорбь, философские размышления. Почему Некрасов выбрал жанр элегии? О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (Впервой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.) - О чем говорится во второй строфе стихотворения? (Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 г. и продолжает развивать тему служения народу.) - Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.) - О чем говорится в четвертой строфе стихотворения? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню.)

Э легия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустногораздумья, скорбь, философские размышления.

  • Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
  • О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (Впервой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
  • - О чем говорится во второй строфе стихотворения? (Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 г. и продолжает развивать тему служения народу.)
  • - Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.)
  • - О чем говорится в четвертой строфе стихотворения? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню.)
Итак, каким представлен народ в «элегии»?  Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»? (Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению. Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)

Итак, каким представлен народ в «элегии»?

Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»? (Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению. Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)

Тема родины и народа Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта. Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой) Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Не сжатая полоса», «В полном разгаре...»

Тема родины и народа

  • Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии

Некрасова.

  • Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.
  • Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой)

Стихотворения для чтения:

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Не сжатая полоса», «В полном разгаре...»

«Размышления у парадного подъезда».

  • Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...»

автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону, и

споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической

уверенности.

  • - Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения представляет особый интерес. Даже при беглом

чтении «Размышлений...» становится ясно, что основной особенностью

стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны -

«владелец роскошных палат», с другой - обездоленные бедняки).

  • Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание

пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не

допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его

жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают

его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт

возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о

нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные

мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов

и, следовательно, не меняют общего композиционного плана.

«Забытая деревня».

  • О чем это стихотворение?
  • Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение? (Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения". Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор, наверняка, сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)
  • Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого «я» с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)
  • Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I- старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II.

Идеал общественного деятеля.

  • Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к

родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного

благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864).

Слушаем стихотворение.

  • Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворец «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно слаживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит ли: в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит о нём в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение и невозвратимой утраты.
  • Последние две строчки, напоминающие восклицание Горация над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.
  • В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге - учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.
  • В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Некрасов-сатирик.  Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. - Каков тон стихотворения? - Каково отношение поэта к своему герою?  «Нравственный человек». - Каков герой этого стихотворения? (Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу.) - Что говорит автор о нравственности? (Некрасов показал, каким гибким стало понятие «нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

Некрасов-сатирик.

  • Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии.
  • В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

- Каков тон стихотворения?

- Каково отношение поэта к своему герою?

  • «Нравственный человек».

- Каков герой этого стихотворения? (Герой сам за себя говорит, а читатель

негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя

разоблачает, показывает свою подлую душу.)

- Что говорит автор о нравственности? (Некрасов показал, каким гибким стало

понятие «нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже

такому, как герой стихотворения.)

Любовная лирика Некрасова Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозужизни», которая в любви неизбежна.  «Мы с тобой бестолковые люди...» - Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.) Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Любовная лирика Некрасова

  • Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных

мгновениях.

  • Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозужизни», которая в любви неизбежна.
  • «Мы с тобой бестолковые люди...»

- Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Любовь в стихах

Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с

Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!