СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоской композиции.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1 урок

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции», приводит детям цитату Эжена Делакруа о композиции и просит ответить на вопросы:

– В чем   считал смысл существования искусства?

 

– А вы что понимаете под словом «композиция» в ?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

 

 

 

 

 

– Не случайное соединение частей в единое целое, объединение их какой-то идеей

– Дают понятия (или затрудняются).

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Анализировать художественное произведение

 

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других.

3. Договариваться о правилах общения.

 

 

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2.  В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

3.  Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

4.  Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

5.  Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Значит, какой вопрос возникает?

 

Что такое композиция в конструктивных искусствах?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

III. Актуализация знаний

 –

 

– Слушают.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Применение знаний, анализ произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 13, найти определения композиции и гармонии:

 

 

 

 

1.Ученики находят ответы:

–  В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости.

- ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Достижение её – основная композиционная задача художника.

 

 

2. Учитель объясняет, что все формы окружающего мира могут быть сведены к простейшим фигурам и линиям. Поэтому закономерности  композиции будут изучаться на примере геометрических фигур.

 

Используется интерактивная приставка Mimio Teach.

С помощью программы БЛОКНОТ учитель показывает 2 примера неравновесного изображения белого и черного.

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

1                                                   2

–Что преобладает больше белое или черное в рисунках1 и 2?

– Как можно уравновесить массы черного и белого в композиции картины?

 

Такая композиция называется центровой. Она же является симметричной.

 

Относительная симметрия - это двусторонняя симметрия относительно оси или плоскости. Она определяется как повторение одинаковых элементов, установленных в пространстве по отношению к центральной оси.

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1                                            2

– Смотрятся ли эти композиции гармоничными?

– Есть ли в них конфликт?

Данные композиции монотонны и однообразны, несмотря на то, что симметрия – это гармония.

Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия.

       
   

 

 

 

 

 

 

 

   Неуравновешенная                 Уравновешенная

          композиция                         композиция

 

Во фронтальной композиции стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля. Они статичны. В них нет движения.

 

– Как вы думаете, как можно придать движение статичной композиции (на доске выведен вариант)

 

 

 

 

 

 

 

Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля, называется глубинной.

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности.

 

 

2. Ученики рассматривают и анализируют рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

 

В 1 случае – белое, во 2 - черное

 

С помощью стилуса изменяют размер черного прямоугольника, уравновешивая массы и добиваясь гармоничного расположения элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

 

Что композиции гармоничны. Если в первом случае конфликт намечается, то во втором композиция особенно спокойна, скучна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают варианты

С помощью стилуса показывают варианты, передвигая прямоугольники  на доске. Постепенно приходят к мысли, что прямоугольники должны быть наклонными к краю поля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во многих картинах художников-авангардистов нет реальных изображений, но они интересны своими выразительными композициями, состоящими из фигур и линий.

Казимир Малевич «Черный квадрат», «Черный крест»,  «Черный круг», «Композиция».

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эль Лисицкий «Проун», «Клином красным бей белых»

 

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данных композиций определите:

- симметричные

- фронтальные

- глубинные

- неуравновешенные в массе белого и черного

Обоснуйте свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, дают пояснения

 

 

Выражение решения проблемы.

 

 

Что такое композиция в конструктивных искусствах?

 

Отвечают:

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ  – это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенное гармонично в пространстве или на плоскости.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

 

Учитель предлагает учащимся  выполнить задания:  

А) Расположить на формате один большой прямо­ угольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса мас­сы и поля. Б) Расположить и зафиксировать один небольшой прямоуголь­ник произвольно в любом месте формата, уравновесить компози­цию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников. Композиция либо фронтальная, либо глубинная.

В) Гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.

В своих работах старайтесь избегать следующих ошибок:

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют.

 

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

Отвечают.

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

– Принести альбом, картон, канцелярский нож, клей, набор цветной бумаги. Учебник стр. 13-20, ознакомиться.

 

Записывают.

Просмотр содержимого документа
«Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоской композиции.»

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоской композиции.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоской композиции.

Композиция и Гармония

Композиция и Гармония

Что преобладает больше, белое или черное?

Что преобладает больше, белое или черное?

Симметрия. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

Симметрия.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

АСИММЕТРИЯ Неуравновешенная композиция Уравновешенная композиция

АСИММЕТРИЯ

Неуравновешенная композиция Уравновешенная композиция

Фронтальная композиция. Статичная композиция.

Фронтальная композиция.

Статичная композиция.

Художник Авангардист Казимир малевич «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг», «Композиция».

Художник Авангардист Казимир малевич «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг», «Композиция».

Эль Лисицкий «Проун», «Клином красным бей белых»

Эль Лисицкий «Проун», «Клином красным бей белых»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!