Шмачкова Галина Николаевна
воспитатель
Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде Ульяновской области»
Особенности экологического воспитания дошкольников в условиях реабилитационного центра
Детский реабилитационный центр на современном этапе — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, обучение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями [4].
Педагогическая работа в детском санатории является поистине лечебным фактором. Поэтому не случайно именно в детском санатории появился термин «лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации [32].
Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов лечения и реабилитации больного ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена, прежде всего, на использование естественных лечебных факторов, физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения [32].
Учебно-воспитательный процесс в детских санаториях, являясь неотъемлемой частью лечебного процесса, имеет существенные специфические особенности, обусловленные в первую очередь тем, что проводится эта работа с больными детьми, страдающими различными недугами, в непривычных для них условиях.
От руководителей детских реабилитационных центров и медико-педагогических коллективов требуются исключительные слаженность и четкость в организации и проведении лечебно-профилактической и учебно-воспитательной работы. Эта работа должна быть организована с учетом характера основного заболевания у ребенка и особого состояния его центральной нервной системы [4].
Известно, что у детей наряду с патологией, обусловленной различными хроническими заболеваниями, часто отмечаются нарушения основных функций нервной системы, повышенная раздражительность, эмоциональная возбудимость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и др. В этой связи педагогические работники, чтобы правильно строить воспитательно-образовательный процесс, должны хорошо знать как характер основного заболевания детей, так и их индивидуальные психофизические особенности.
Какие же оздоровительные технологии можно использовать в работе с дошкольниками в реабилитационном центре? Проанализировав множество авторов, мы пришли выводу, что в данном направлении можно выделить два основных направления:
- создание экологической, здоровьесберегающей среды;
- формирование здорового образа жизни.
Проблема сохранения здоровья и создания здоровьесберегающей среды – одна из ключевых проблем в системе детских реабилитационных центров. И это вполне актуально – только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие.
Успешность лечения и выздоровления больного ребенка во многом зависит от внимательного отношения к нему, от его жизнерадостного настроя. Радостное настроение — могучий лечебный фактор. Поэтому задача каждого санатория организовать лечение радостью.
Взаимодействие с объектами природы доставляют детям радость и удовлетворение. Поэтому работа по формированию экологических знаний особенно актуальна в дошкольных учреждениях санаторного типа.
Во - первых, формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой способствует осознанному отношению к своему здоровью, во – вторых, при общении с природой у детей накапливается эмоционально-позитивный опыт, что способствует укреплению здоровья.
Как пишет Рыжова [21] в программе «Наш дом – природа», человек – это часть природы. Быть здоровым в отрыве от среды, в которой находишься – нельзя. Природа, окружающая нас среда формирует наше здоровье, в свою очередь мы влияем на неё. Поэтому эти два направления образовательной работы - экология и здоровье должны быть основными в работе детских реабилитационных центров.
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время. Это отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды и осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Главная задача - воспитать отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому и к своему здоровью.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы Земля – наш общий дом стал еще краше и богаче [2].
Результат экологического образования - у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью.
Взаимоотношение человека с природой осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
В Концепции устойчивого развития России выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Поэтому необходимость организации эколого-оздоровительной работы в детских санаторных учреждениях очевидна.
Экологическое образование детей должна быть выстроена с учётом ряда особенностей:
- приоритетного осуществления экологического развития детей и наличия проблемы сохранения здоровья детей,
- сочетаемости задач реализуемой образовательной программой по ФГОС и парциальных программ эколого – оздоровительной направленности («Юный эколог» С.Н. Николаевой [18], «Здоровье с детства» Т.С. Казаковцевой [20]),
- учета особенности физического и психического здоровья детей.
Организация работы по экологическому образованию должен осуществляться по нескольким компонентам:
1 компонент - «Уровень здоровья детей».
В результате данной работы оценивается уровень физического и психического здоровья, экологической культуры, эффективность физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.
2 компонент – «Построение эколого – оздоровительного пространства». Экологические центры в группах, уголки уединения; спортивная площадка на участке ДОУ и площадка природы с многочисленными экологическими объектами; экологическая тропа и мини – лаборатория; огород и цветник; уголок нетронутой природы и т. др. Эти пространства предоставляют детям свободу, оказывают положительное влияние на мироощущение, самочувствие и здоровье.
3 компонент - «Эколого – оздоровительное образование воспитанников».
В эколого-оздоровительном образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего - моделирование объектов природы; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдения в разное время года, мини-проекты и т. д. Взаимодействовать с окружающей средой позволяют экскурсии, прогулки, игры с водой, песком и др.
Таким образом, организация работы по экологическому образованию в детском реабилитационном центре способствует решению проблемы здоровьесбережения детей и достижению высоких результатов, основными из которых являются: оздоровление детей и повышение уровня экологической культуры у детей.
Созданная таким образом работа по экологическому образованию в условиях реабилитационного центра способствует повышению эффективности процесса реабилитации детей с проблемами здоровья.
У дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе и осознанное отношение к своему здоровью.
Выводы
Мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования дошкольников в условиях реабилитационного центра.
1. Мы дали определение основных понятий экологического образования дошкольников. Экологическое образование – это процесс экологического обучения, воспитания и развития с целью формирования личности, оптимально взаимодействующей с природной средой. Экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
2. Определили специфику работы детских оздоровительных реабилитационных центров. Основной функцией дошкольного оздоровительного учреждения является укрепление здоровья будущего гражданина России. В реабилитационном центре осуществляется этапное лечение больных детей, ликвидация последствий перенесенных ими заболеваний, подготовка и возвращение детей к обычному для сверстников образу жизни.
3. Изучили и выявили возможности организации экологического образования детей в условиях реабилитационного центра. Формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой способствует осознанному отношению к своему здоровью и при общении с природой у детей накапливается эмоционально-позитивный опыт, что способствует укреплению здоровья. Поэтому организация работы по экологическому образованию в детском реабилитационном центре способствует решению проблемы здоровьесбережения детей и достижению высоких результатов, основными из которых являются: оздоровление детей и повышение уровня экологической культуры у детей.