СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности ГИА по биологии 2021-2022уч.г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности ГИА по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Особенности ГИА по биологии 2021-2022уч.г.»

  1. В чём особенности экзаменационной работы ГИА - 9 и ГИА - 11 в 2022 году?

ОГЭ по биологии 2021-2022

- Сократили количество заданий — с 30 до 29. Так вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.

- Новое задание второй части — это задание 26. Здесь мы можем почувствовать себя настоящими учеными, которые проводят эксперимент. Это задание проверяет исследовательские умения.

- В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.

ЕГЭ по биологии 2021-2022

В работу внесены следующие изменения.

  1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).

  2. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.

  3. Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».

  4. В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 г.



2. Укажите средний балл  и ГИА - 11 по биологии в Саратовской области- 50,19, в РФ в 2021 году- 51,1

3. На основании каких нормативных документов разработана экзаменационная модель КИМ ГИА - 9 в 2022 году, демоверсия КИМ ЕГЭ 2022 года?


1. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
2. Постановление Правительства Р Ф от 26 февраля 2021 г. N 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году» 
3. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 16.03.2021 года № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году» 
4.Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 12.04.2021 № 162/471 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году» 

5. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 12.04.2021 № 163/472 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»
6. Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году (направлены письмом Рособрнадзора № 10−99 от 12.04.2021 г.) 

4. Назовите темы и задания, вызвавшие наибольшие затруднения при сдаче ГИА - 11 в 2021 году.

В 2021 году наблюдалось снижение результатов выполнения заданий развернутого типа по линиям заданий №№ 23, 26, 27. Наибольшее затруднение вызвало задание № 26 – 12% выполнения. Это связано со слишком краткими формулировками ответов, их неправильной трактовкой, отсутствием пояснений, использованием общих и бытовых фраз. Значительное снижение качества выполнения – 13% отмечено в линии 27, что показывает неумение решать задачи по цитологии в нестандартных ситуациях и внимательно читать условие заданий.

Таким образом, несмотря на значительные улучшения показателей, относительно 2020 года, недостаточно усвоенными/освоенными элементам/умениями и видами деятельности содержания на базовом уровне изучения биологии можно считать: решение биологических задач по теме: «Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки», умение делать множественный выбор по содержанию тем «Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки» рисунка», умение делать множественный выбор по разделу «Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология», умение выполнять анализ данных, в табличной или графической форме по разделу «Биологические системы и их закономерности». С каждым заданием профильного уровня справилось в среднем более 15% экзаменуемых. Наименьший процент выполнения соответствует заданиям: № 14.

Не смотря на положительную динамику по некоторым линиям профильного уровня, недостаточно усвоенными/освоенными элементами/умениями можно считать: умение устанавливать соответствие по разделу «Живой организм как биологическая система. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология»; умение устанавливать соответствие (с рисунком и без рисунка) по содержанию раздела «Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Вирусы»; умение устанавливать соответствие (с рисунком и без рисунка) по разделу «Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов»; умение устанавливать последовательность объектов по разделу «Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов».

5. Как изменится КИМ ЕГЭ 2022 года (используйте демоверсию 2022 года).

  1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).

  2. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.

  3. Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».

  4. В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 г.

С какими проблемами возможно столкнутся учителя и учащиеся. Как можно преодолеть возможные риски?

Одна из проблем — время. В учебном плане на биологию в 10-11 классах 1 час в неделю. Спасают доп.занятия.

Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи — и самые разнообразные! — встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны.

Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов — ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности. И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 1-х часе в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет.

Исходя из рекомендаций методистов и собственной практики, для повышения эффективности усвоения программного материала, можно рекомендовать сделать акценты на следующие направления работы учителя биолога.

Более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе. Вести словарь биологических терминов с их четкими определениями, но не просто тупо записывать туда терминологию, а учитывая, что один термин может быть обозначен разными терминами. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие. В учебные задания включать составление планов и конспектов     параграфов учебника, планов ответов на вопросы.

Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий.

Одной из проблем подготовки учеников к ЕГЭ по биологии является повторение программного материала по курсам «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия и физиология человека», времени на повторение этих тем в 10-11 классе на уроках не выделяется, а так как материал ребятами пройден в 6-8 классах, есть вероятность того, что он основательно забыт.

Можно предложить выполнить конспекты по определенным темам курсов, используя учебную и дополнительную литературу и поделиться своими трудами с другими учениками, получив взамен готовые конспекты. Конспекты составляются по определенному плану, их содержание контролируется учителем.

 Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.

Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.

И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий

Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.

Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами , схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!