Выступление на августовской конференции 2022г
Каримовой Альфиры Идрисовны,
учителя начальных классов
МБОУ «Параньгинчкая СОШ»
Тема: Особенности идеологической воспитательной работы с детьми (обучающимися) и педагогическими работниками в образовательных организациях Российской Федерации
Любое государство сильно определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Определение содержания идеологии и направлении идейно-воспитательной работы в школе должно, прежде всего, учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризующих интересы страны, общества, человека-труженика.
Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Ориентация на идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития государства. Исходными являются положения о том, что общество есть содружество людей, построенное на утверждении:
- личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации;
- общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития;
- взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных;
- государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.
В основу развития общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности. Гуманизация образовательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие:
а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;
б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации;
в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;
г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;
д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;
е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей, педагогов, учащихся, преподавателей и студентов и 2 т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.
Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание учащихся, а также включает идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества жизнеспособной личности.
Идеология воспитания - это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития государства.
Цель воспитания - центральный вопрос идеологии, деятельности всей системы воспитания. В целях выражаются философские, духовные, нравственные, экономические, политические, правовые и эстетические представления о делаемом образе «идеального» человека и общества, в котором он живет и действует.
«Идеального» молодого гражданина наших дней должно характеризовать:
а) стремление к успеху;
б) воля к победе;
в) принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя;
г) преданность национальной идее (мечте).
Таким образом, цель идеологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться. Цель идеологического воспитания достигается посредством решения конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
- ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;
- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
- воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни белорусского общества;
- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;
- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
- воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.
Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного поколения предполагает, что они должны быть присущи молодежи в целом, без подразделения ее на социальные группы, поскольку каждый молодой человек должен обладать личностными психологическими и гражданскими качествами, обеспечивающими его жизнеспособность.
Среди основных принципов идеологического воспитания можно выделить следующие:
- гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;
- духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли белорусского гражданина;
- демократизма, означающего воспитание поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания, переход от тоталитарной системы с ее однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на объект воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;
- патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность государства, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;
- конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизирующегося общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы;
- толерантности (терпимости), являющейся одним из основных принципов воспитания учащихся в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;
- терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;
- индивидуализации, заключающейся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность.
Система воспитания должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого молодого человека в процессе его воспитания и социализации; вариативности, включающей различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к деятельности в непредвиденной ситуации. Уровень идеологического воспитания повысится, и, вместе с тем на высоком уровне будут сформированы гражданские, патриотические качества личности учащихся, если будут созданы определенные педагогические условия присвоения школьниками социально-культурного опыта. Важнейшими среди этих условий являются:
- наличие возможности в учреждении образовании одновременно с формированием знаний о научной картине мира и умением оперировать данными знаниями в повседневной жизни осуществлять воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, формирование у них системы научных взглядов и убеждений о целях, путях развития белорусского общества, человека;
- освоение учащимися в процессе обучения и во внеурочной деятельности основополагающих ценностей, идей, убеждений отражающих сущность белорусской государственности, а также сущности таких понятий как «гражданственность» и «патриотизм», расширение объема этих понятий и умение оперировать ими на основе активной и систематической самостоятельной работы с источниками информации, содержащими историкобиографические сведения;
- значимые изменения в уровне национального самосознания, в уровне отношения к гражданственности и патриотизму на основе вовлечения школьников в активное участие к организации и проведению различных форм организации учебного процесса на занятиях и в организации внеурочной деятельности, способствующих проявлению гражданской позиции, патриотических чувств школьников в отношении друг с другом, к своему Отечеству, государственной символике;
повышение профессиональной подготовленности педагогов к идеологическому воспитанию, а также повышение гражданской культуры родителей;
создание воспитательной системы, основанной на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
использование новых подходов к организации образовательного процесса методов и средств, а также внедрение современных технологий в процесс идеологического воспитания.
В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъексубъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе само созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов:
- формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
-организация деятельности, общения, опыта общественного поведения;
-стимулирование и мотивация деятельности и поведения;
-контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения. Методом воспитания определяется выбор средств – педагогически независимого источника социального опыта – всего того, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Средства воспитания – это те виды деятельности, которые используются для решения задач идеологического воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, общественную деятельность. Таким образом, методы идеологического воспитания – это способы педагогического воздействия на личность учащегося, его сознание, чувства и поведение. Однако, ни один из методов, а также ни одно из средств идеологического воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики идеологического воспитания подрастающего поколения характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия. В основе современной системы идеологической работы находятся профессионализм педагогов, воспитателей, представителей различных сфер деятельности, определяющий качество воспитания; инновации, способствующие взаимодействию и взаимосвязи с учреждениями образования, культуры, органами власти, общественными и религиозными организациями с целью создания единого образовательного пространства по формированию политической, духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности в учреждении образования.
И сегодня есть возможность сравнить и дать оценку происходящему. Пришло время, когда молодое поколение, вкусив «свободу», высказывается за приоритет законности и порядка в государстве, за экономическое развитие страны, за получение качественного и фундаментального образования, за соответствие материального благосостояния вложенному человеком труду, за независимость и авторитет государства на международном уровне.