СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы

«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»(на примере первой части «Божественной комедии» - «Ад»)

Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора.

9 класс

Количество часов: 1(45 минут).

Цели урока:

  • Воспитательная / Развивающая: Усвоение материала с помощью разных интерпретаций произведения, работы с текстом. Сформировать культурное поле вокруг эпохи Данте, Средних веков и эпохи Возрождения.
  • Развитие литературоведческой компетенции: ввести в обиход новые литературоведческие понятия – межтекстовый диалог, терцины, терцеты

 

Задачи:

  • Рассмотреть фигуру Данте как предтечи эпохи Возрождения.
  • Рассмотреть композиционные и смысловые новаторские приемы в «Божественной комедии».
  • Выстроить систему ценностей человека на заре Нового времени на примере того, как выстраиваются смертные грехи в части «Ад».
  • Изучить композицию «Божественной комедии» и соотнести произведение с замыслом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (выход на проблему межтекстового диалога).

 

Методический комплекс: Литература. 9 класс. Методические рекомендации. Книга для учителя./ под ред. В.Г. Маранцмана.

(Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя).- М.: Просвещение, 1992.

 

Место в программе: Поурочная разработка В.Г.Маранцмана предполагает на изучение творчества Данте 3 часа. Данный урок может стать первым и вторым из этих трех уроков в сильном или гимназическом классе, либо – с небольшими изменениями – третьим уроком в слабом классе. Следует проводить этот урок после изучения «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, чтобы информация о «диалоге» между Данте и Гоголем заставила учеников еще раз вспомнить и закрепить знания о поэме «Мертвые души».

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора»


Конспект урока литературы

«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»(на примере первой части «Божественной комедии» - «Ад»)

Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора.

9 класс

Количество часов: 1(45 минут).

Цели урока:

  • Воспитательная / Развивающая: Усвоение материала с помощью разных интерпретаций произведения, работы с текстом. Сформировать культурное поле вокруг эпохи Данте, Средних веков и эпохи Возрождения.

  • Развитие литературоведческой компетенции: ввести в обиход новые литературоведческие понятия – межтекстовый диалог, терцины, терцеты


Задачи:

  • Рассмотреть фигуру Данте как предтечи эпохи Возрождения.

  • Рассмотреть композиционные и смысловые новаторские приемы в «Божественной комедии».

  • Выстроить систему ценностей человека на заре Нового времени на примере того, как выстраиваются смертные грехи в части «Ад».

  • Изучить композицию «Божественной комедии» и соотнести произведение с замыслом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (выход на проблему межтекстового диалога).


Методический комплекс: Литература. 9 класс. Методические рекомендации. Книга для учителя./ под ред. В.Г. Маранцмана.

(Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя).- М.: Просвещение, 1992.


Место в программе: Поурочная разработка В.Г.Маранцмана предполагает на изучение творчества Данте 3 часа. Данный урок может стать первым и вторым из этих трех уроков в сильном или гимназическом классе, либо – с небольшими изменениями – третьим уроком в слабом классе. Следует проводить этот урок после изучения «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, чтобы информация о «диалоге» между Данте и Гоголем заставила учеников еще раз вспомнить и закрепить знания о поэме «Мертвые души».


1-ый урок

План урока:


  1. Организационный момент. (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы можете садиться. Я всех вас рада снова видеть, мы начинаем наш урок, даю вам минуту на подготовку, достаньте, пожалуйста, тетради.

Ученики готовятся к занятию.


  1. Установка на восприятие. Заявка и обзор новой темы. Небольшой теоретический экскурс, знакомство с основополагающими фактами из биографии Данте. (7 минут)


  1. Момент мотивации учеников к изучению темы.


Учитель: Сегодня мы с вами начнем изучать новое явление в мировой литературе. И неслучайно я говорю «новое», потому что черты новой поэтики, новой философии действительно присутствуют в произведении, которое мы с вами будем изучать. Однако, я скажу вам сразу, что одна из самых главных проблем науки о литературе в области изучения этого автора – это проблема синтеза и противоборства старого и нового в его произведениях. И мы с вами попытаемся самостоятельно решить эту проблему, увидеть новое и старое и понять, чего же больше и почему.

Итак, все вы наверняка когда-нибудь слышали это имя – Данте Алигьери (или просто Данте). Запишем тему урока: «Божественная комедия» Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения.»

(1 слайд презентации)


  1. Краткий опрос учеников по общему пониманию Средневековой литературы (2 минуты)


Учитель задает вопросы:

1) Чем средневековая литература отличалась от литературы античности? 2) Какие основные тенденции развития Средневековой литературы вы можете вспомнить?


Ученики отвечают:

  1. «Если литература античности предполагала поиск истины, то человек эпохи Средних веков пребывал в полной уверенности, что Истина сказана раз и навсегда Иисусом Христом и записана в Священном писании».

«Если в основе античного понимания культуры - признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.»


  1. Традиционализм. Опора на авторитеты. Нетерпимость к ересям, а следовательно ко всему новаторскому. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.

Чем древнее - тем подлиннее - вот кредо связи нового и старого в духовной жизни.


Учитель:


  1. Углубление в новую тему. Теория по теме (перемежается с устным опросом учеников «на сообразительность») (22 минуты)

  1. Учитель: теперь, после того, как мы с вами вспомнили специфику средневековой литературы, обратимся к самой фигуре Данте, его биографии, к тому, каким его видели современники и каким он предстал перед нами спустя пол тысячелетия. Узнаем, почему Данте открывает эпоху Возрождения, но не может называться полноправным ее участником.


Материал по биографии Данте (слайд 4, 5, 6).



  1. Учитель спрашивает определение поэмы (привлечение старых знаний).

Ученики: Поэма – это лиро-эпический жанр, стихотворно-повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.


Вопрос: почему, как вам кажется, Данте назвал свое произведение комедией, хотя по сути это поэма? (ставится здесь как риторический, на него отвечает весь ход урока, далее учитель возвращается к этому вопросу в конце занятия).


  1. Учитель рассказывает о структуре «Божественной комедии»:

  1. Ад

  2. Чистилище

  3. Рай


3 части по 33 песни и одна вводная песня – всего 100 песен.


  1. Учитель задает вопросы, вовлекая учеников во всеобщее обсуждение, участвует в дискуссии, при необходимости помогая ученикам придти к нужным ответам.


Вопросы: почему Данте выбрал именно такую структуру? Помните ли вы из курса истории, что такое чистилище в понимании католиков? Почему герою необходимо пройти через Ад и Чистилище, чтобы попасть в Рай? Почему использовано именно такое количество песен в поэме? Важны ли цифры в поэме? Почему?


  1. Ученики участвуют в обсуждении структуры поэмы, учитель подводит их к новому понятию, которое чрезвычайно важно для «Божественной комедии». (4 минуты)


Терцина - стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом.

Рифмический рисунок терцины: aba bcb cdc … xyx yzy z.

Волнообразный перехлест рифмовки придает стихотворению, написанному терцинами, особый колорит. Частный случай рифмовки

aba bcb cac aba… хорошо подходит стихотворениям с рефренами.


Терцеты - трёхстишие (от итал. terzetto) — строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении.

Впервые терцеты введены Данте и Петраркой.

Ученики записывают определение в тетрадь.


4. Вопрос:

1) что из Средневековой культуры напоминает вам форма терцин?

2) А какую поэму мы с вами недавно изучали?


Предполагаемые ответы учеников:

1) готический собор

2) «Мертвые души» Гоголя


  1. Учитель расспрашивает учеников о том, как, по их мнению, могут быть связаны данные два текста; выводит учеников на мотив «греха» и мотив «путешествия».


  1. Следующее задание: Учитель дает ученикам список грехов и просит их самостоятельно распределить их: от самого «легкого» до самого «тяжелого», то есть как бы выстроить свою систему ценностей. Ребята записывают свои ответы в тетрадь.


  1. Учитель рассказывает ученикам о том, как на самом деле выстроена структура «Ада» в поэме, и как это соотносится с неосуществленным замыслом Н.В.Гоголя.


VI. Завершающий этап урока(3 минуты)


  1. Домашнее задание:


  1. Составить сопоставительную таблицу “«Грехи» в «Божественной комедии» и «Мертвых душах»”.

  2. Написать эссе на тему «Данте и Гоголь. Как я вижу межтекстовый диалог «Божественной комедии» и «Мертвых душ». Что изменилось в миропонимании человека со времен Данте?

  3. На основе текста поэмы Данте написать эссе на тему «Грехи: от самого «легкого» до самого «тяжкого» в моем понимание и в понимании Данте».

  4. Нарисовать иллюстрацию к миру, изображенному в «Божественной комедии» Данте: Ад, Чистилище, Рай и Земля. (Дополнительные вопросы к заданию: Где место Земли у Данте? Согласны ли вы с этим? Почему?)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!