Особенности организации образовательной деятельности одарённых учащихся на уроках истории и обществознания
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Автор: Старова С.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Воротынская СШ
р.п. Воротынец
2022 г.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Цели работы с одаренными детьми
:
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
основные подходы к содержанию учебных программ:
Ускорение (вертикальное – более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, горизонтальное – направлено на расширение изучаемой области). У детей развивается мышление и креативность, они учатся работать самостоятельно.
Углубление происходит через индивидуальные рабочие программы, кружковую, внеклассную предметную деятельность и внеклассные мероприятия.
Обогащение через развивающие системы обучения, самообучение, через расширенный инструментарий добывания информации: компьютерные сети, энциклопедии, словари, участие в интеллектуальных играх, Всероссийских дистанционных викторинах и конкурсах.
Проблематизация создаётся путём применения ведущих и основных методов творческого характера: проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских, проектных - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
методы:
- проблемного обучения
- личностно- ориентированное обучение
- проектно- исследовательская деятельность
- интерактивное обучение
проблемы :
- Выявление способных и одаренных детей.
- Мотивация таких детей на активную исследовательскую, творческую работу.
- Недостаточное методическое и дидактическое обеспечение учителей при работе со способными и одаренными детьми.
- Большая подготовительная работа учителя
формы работы с одаренными учащимися:
- ребусы, анаграммы, логические тесты;
- уроки- соревнования;
- интеллектуальные игры на уроках;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- индивидуальные занятия;
- внеклассные мероприятия по предмету.
«Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма,
позволяет чувствовать себя
свободным в рамках школьной программы,
предполагает творческую деятельность
учителя и ученика»
Ж. Брюно
Формы и методы работы
- Предоставление способному ребенку ряда преподавательских полномочий:
- подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
- поиск дополнительной информации из альтернативных источников (энциклопедий, справочников, Интернет);
- составление заданий различного типа (тесты, кроссворды, ребусы);
- интегрирование и синтез информации через таблицы, схемы;
- формулировка выводов;
- работа в роли эксперта или руководителя группы;
- подготовка наглядного материала и т.п.
- Использование проблемно-диалогового метода обучения.
Создание проблемных ситуаций, когда у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, выявление личной оценки противоречиям вызывает интерес ребят к изучаемым вопросам.
Этот вид деятельности носит творческий характер, требует от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения.
Формы и методы работы
- урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание эссе-сочинения;
- Задания с использованием компьютерной технологии.
Это задания повышенной сложности, выполняемые на интерактивной доске или в он-лайн тестировании, которые очень нравятся учащимся из категории одарённых детей.
- исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Проектная методика - форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Результативность:
Победители и призеры предметных олимпиад школьного и муниципального уровней
Участники регионального этапа предметных олимпиад
Победители и призеры конкурсов, научных конференций
Удачи! Добра! Побольше одарённых детей!
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать ,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить ,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать ,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться !
Ф.Тютчев