СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития детей 10-12 лет. Готовность воспринимать геометрию.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследованиями психологов Ж.Пиаже, Дж.Брунер, А.Валлон, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и многих других, показано, что развитие мышления ребенка происходит в направлении от наглядно – действенного к наглядно – образному и от образного к логическому. Схема проста, но нам необходимо понять с чем же связанны трудности в определении наиболее целесообразных путей умственного развития ребенка, которое не определены во многом до сих пор.

Это связанно непосредственно с тем, что генетически более ранние виды мышления это:

  • Наглядно – действенное
  • Наглядно – образное

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития детей 10-12 лет. Готовность воспринимать геометрию.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМ. А.В. МОКРОУСОВА С

УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







Выступление на родительском собрании

в 5 классе.

Особенности психического развития детей

10-12 лет.





Подготовила:

учитель математики

высшей категории

Короткова О.Н.















Симферополь

Выступление на родительском собрании в 5классе.

Учитель Короткова О.В.

Особенности психического развития детей

10-12 лет.


Исследованиями психологов Ж.Пиаже, Дж.Брунер, А.Валлон, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и многих других, показано, что развитие мышления ребенка происходит в направлении от наглядно – действенного к наглядно – образному и от образного к логическому. Схема проста, но нам необходимо понять с чем же связанны трудности в определении наиболее целесообразных путей умственного развития ребенка, которое не определены во многом до сих пор.

Это связанно непосредственно с тем, что генетически более ранние виды мышления это:

  • Наглядно – действенное

  • Наглядно – образное

Эти виды мышления имеют собственное значение:

  • Они имеют собственное значение для всей последующей жизни человека;

  • Подготавливают переход к следующему виду мышления.

При этом их развитие также продолжается. Подавление же этих компонент мышления отрицательно сказываются на развитие мышления в целом [2].

С.Л. Рубинштейн пишет: «Наглядное мышление, возникая на более ранней генетической ступени развития, чем мышление абстрактно – теоретическое, не остается затем в дальнейшем ходе развития на том элементарном , низком уровне, на котором оно первоначально находилось. В процессе общего умственного развития человека на все более высокий уровень поднимается и его наглядно – образное мышление» [3].

По мнению российских психологов, формирование каждого вида мышления и его преобладания в определенный возрастной период зависит от условий жизни ребенка, характерных для него видов деятельности, форм общения с окружающим и, что особенно важно, от форм обучения.

Особенностью детей 10-12 лет уникальностью данного возраста, является существование всех трех типов мышления при ведущей роли образного мышления. [2]

Что бы разобраться в особенностях мышления и связи с геометрией, нам поможет один эксперимент. Опишем его.

Эксперимент проводился с учащимися 5А и 5 Б класса после того, как они изучили тему куб: в процессе изучения темы учащиеся определяли форму граней, особенности расположения граней, ребер, вершин, их число, а так же познакомились с разверткой куба и научились ее выполнять.

Эксперимент проводился в 4 этапа. На первом этапе: учитель предложил учащимся из выданной развертки сложить куб. С этой задачей справились в 5А классе (при наполняемости класса20 человек) все 20 человек, в 5Б (при наполняемости класса 23 человека) 20 человек.

На втором этапе учащемся была предложено рассмотреть развертку, показанную учителем, у которого была зарисована одна из граней, и мысленно свернуть из этой развертки куб и определить, какая грань будет верхней, если закрашенная грань нижняя. Задание такого рода для учащихся оказалось сложным в 5А справились всего 2 ученика, и в 5 Б ни одного. Ребята справились только тогда, когда получили такие же развертки в руки. С этим задание справились в 5А 19 человек, в 5Б 17 человек. Выделим этих учащихся в первую группу.

Третий этап заключается в том, что было предложено такое же задание, как и на втором этапе эксперимента, но выполнить его нужно было по заданию учебника [4, c.111,№503]. Никто из учащихся первой группы не справился с этим заданием, даже те учащиеся, которые во втором этапе справились с поставленной задачей. Выделим их во вторую группу.

На четвертом этапе был предложен рисунок №1 и поставлен вопрос: «Может ли эта фигура быть разверткой куба».

Учащиеся из первой группы правильного ответа не дали. Ученики со второй группы так же ответили неправильно и только один учащийся из группы привел предположение о том, что при сгибании одни квадрат всегда будет либо «мешать», либо лишним и только один ученик из 5А класса смог ответить правильно и объяснить свой ответ. Он предположил, что у куба есть грань и в этой грани до вершины и в каждой из них должны сойтись 3 квадрата, а если рассматривать выданный рисунок, то мы увидим, что есть вершина в которой сходятся 4 грани, следовательно, одна грань лишняя. Из этого можно сделать вывод о различиях мышления учащихся из каждой группы.

Итак, мышление ребенка имеет в начале образную направленность, которое возникает в форме наглядно-действенного мышления, основной специфической особенностью является неразрывная связь с практическими действиями. Это было характерно для учеников первой группы.

Значение этой формы мышления заключается в том, что оно формирует звенья мыслительного процесса, которые имеют фундаментальное значение для умственного развития ребенка, как анализ условий задачи, сопоставление полученного результата с заданием и многое другое. Большое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют графическая деятельность и конструирование.

Когда ребенок развивается и растет, жизнь ставит перед ним новые, более сложные задачи, для решения которых необходимо осознание скрытых, существенных связей и отношение объектов и представлений их в целостном организованном виде это требует более совершенных форм мыслительной деятельности, которые давали бы возможность преобразовывать ситуацию не во внешнем, практическом, а во внутреннем, мысленном, плане. Так возникает новая форма мышления – наглядно-образное мышление, которое способно манипулировать образами без практических действий. [2]

Наглядно – образное мышление, сначала выступает, как оперированное представление о конкретных предметах и их свойствах, но и в таком виде оно, теряет связь с практической действительностью, дает ребенку возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Такая черта характерна учащимся второй группе нашего эксперимента.

Далее мышление предстает в качестве способности оперировать не самими предметами, а их «заменителями»: символами, схемами, графическими рисунками. Эта ступень развития проявляется на примере, когда в эксперименте мы пришли от предметной модели к графической.

Очень важно знать то, что способность оперированию образами не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Успешный переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению, зависит от уровня специально организованной деятельности, в процессе же стихийного обучения осуществляется медленно и недостаточно полно.

Логическое мышление начинает развиваться на основе практического и чувственного опыта учеников. Оно выступает, прежде всего, в форме абстрактных понятий и суждений и дает ребенку возможность, не ограничиваясь опытом, оперировать гипотетическими утверждениями. Учащиеся начинают мысленно представлять возможные случаи и делать выводы, развивается способность делать выводы, которые они потом могут проверить в дальнейшем при помощи наблюдения и эксперимента.

Уровни развития геометрического мышления.

Первый уровень (исходный) – уровень характеризуется тем, что геометрическая фигура рассматривается как целое, при ее восприятии ученики не выделяют точнее не замечают ее элементов, они не замечают, например, то, что квадрат и прямоугольник имеют некоторые сходства. Фигуры различаются по своему внешнему виду. Дети легко узнают фигуры по их виду и хорошо запоминают их названия, но не видят общих признаков в этих фигурах (не видят в квадрате, ромбе параллелограмм и т.д.). Для ученика на этом уровне фигура индивидуальна.

Второй уровень. Учащиеся умеют устанавливать связи между самими фигурами и их элементами. Могут выделить свойства фигур экспериментальным путем, использовать эти свойства для узнавания фигур, но эти свойства не могут быть выведены логическим путем, следовательно, логически не упорядочены в сознании учащихся. На этом уровне геометрические фигуры выступают носителями своих свойств распознаются учениками по их свойствам, но эти свойства еще не связанны друг с другом. Например, учащиеся быстро замечают, что у прямоугольника и параллелограмма противоположные стороны равны, но при этом не могут прийти к выводу, что прямоугольник есть параллелограмм.

Третий уровень. Учащиеся уже умеют устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами. Происходит логическое упорядочивание свойств. Уясняется возможность следования одного свойства из другого. Логические связи между свойствами устанавливаются с помощью определений. Ученик, понимает порядок логического следования, еще не может самостоятельно изменять или находить этот порядок и делает это за учителем или с помощью учебника. На этом уровне квадрат уже считается прямоугольником и параллелограммом.

Четвертый уровень. Характерен тем, что ученики осознают значение дедукции в целом как способа построения всей геометрической теории. Легко видят различные возможности развития теории исходя из различных посылок и могу использовать дедуктивные построения не только в области изучения свойств одной какой-либо фигуры.

Пятый уровень. В области геометрии соответствует современному эталону строгости. На этом уровне достигается отвлечение от конкретной природы объектов и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты. Учащийся мыслящий на этом уровне, развивает теорию всякой конкретной интерпретации.

Учащиеся 5-6 классов соответствуют второму и третьему уровню геометрического мышления, и переходу от второго уровня к третьему.

Переход от одного уровня к другому, не является биологическим процессом, а протекает под влиянием обучения, следовательно, зависит от его содержания и методов обучения.

К сожалению, обучение в 1-4 классах продолжает оставаться «длительной полосой геометрического бездействия» [5]. Этим можно объяснить тот факт, что среди учащихся, пришедших в пятый класс, есть такие, геометрическое развитие которых задержалось на своей первой ступени. Они воспринимают фигуру как единое целое, не видя элементов и частей фигуры, не осознают связывающих их отношений, а также отношений между фигурами, не умеют сравнивать между собой даже близкие фигуры в геометрической фигуре, они видят лишь ее форму.

Французский психолог А.Валлон описывает таких детей так: «Ребенок не умеет разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Он смешивает части и целое». Восприятие вещей ими или ситуации остается глобальным, без различия деталей.

Следовательно, психологические особенности младшего подросткового возраста недостаточно учитывается при построении математического образования. Это выражается, прежде всего, в том, что геометрические объекты и изучение их свойств играют несущественную роль в математическом образовании учеников 5-6 классов.

Достижение развивающего эффекта в процессе обучения геометрии 10-12 лет связанно с такой их психологической особенностью как существование наглядно – действенного, образного и логического мышления, и наличием в геометрии потенциальных возможностей для задействования и развития в процессе ее изучения этих типов мышления. Таким, образом, учащийся может принять тот путь решения поставленной перед ним задачи, который соответствует уровню его развития. Достижение результата положительно сказывается на мотивации деятельности, что в свою очередь создает условие для дальнейшего развития.

Изучение геометрических объектов в возрасте 10-12 лет целесообразно путем наглядно – эмпирического познания, которое осуществляется в процессе самостоятельной интеллектуально – практической деятельности учащихся через наблюдение и предметно – практическое преобразование геометрического объекта, через его описание с использование геометрической терминологии, через осмысление произведенных действий.

С точки зрения путей реализации наглядно – эмпирического метода изучение геометрических объектов важным является следующие моменты:

  • Графическая деятельность и конструирование продолжают оставаться приоритетными видами деятельности учащихся 5-6 классов;

  • На развитие пространственного мышления благотворное влияние способно оказать включение в содержание обучения пространственных тел, способов их моделирования и графического изображения;

  • Развитие восприятия ребенка идет по пути усвоения систем сенсорных эталонов, в этой связи в процессе изучения геометрии целесообразно формировать геометрические образы. Представляющие для него наибольшую значимость;

  • Развитие умений мыслить образами происходит через формирование динамичности представлений, умения представлять объекты в различных пространственных положениях, изменять точку наблюдения;

  • Изменения отношения младших подростков к учебной деятельности, снижения интереса к изучению на фоне появления новых интересов и потребностей необходимо учитывать при организации процесса изучения геометрии; разумное сочетание репродуктивных и творческих заданий инструкций и исследований, коллективного и самостоятельного поиска должны стать принципом организации учебного процесса [2].

Все выше сказанное должно основываться на элементы геометрии, рассмотренные и изученные учениками в 1-4 классах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!