СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с учащимися с нарушением слуха

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь преподавателям ДМШ в работе с учащимися с нарушением слуха.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с учащимися с нарушением слуха»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эжвинская детская музыкальная школа»







Методическая работа

«Особенности работы с учащимися с нарушением слуха».









Составитель:

Преподаватель МАУДО «ЭДМШ» по классу домры

Веисова Ольга Викторовна

















Сыктывкар

2018

Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

  1. Введение………………………………………………………………....4

  2. Статистика. Будни людей с нарушением слуха в XXI веке…………6

  3. Причины потери слуха…………………………………………………9

  4. Особенности людей с нарушением слуха…….…………………...…11

  5. Кохлеарная имплантация:

  1. История кохлеарной имплантации…………………………….17

  2. Как работает кохлеарный имплант?...………………………....19

  1. Заключение…………………………………………………………….23

  2. Список литературы……………………………………........................24

Приложение………………………………………………………………………25



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Во всем мире количество детей с ОВЗ ежегодно растёт. Также увеличивается количество детей с нарушением слуха. В рамках инклюзивного образования эти дети поступают в образовательные организации. Преподавателю надо быть подготовленным - необходимо иметь представление о видах нарушений слуха, их проявлениях, особенностях работы с данными детьми. Современному преподавателю необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации.

Цель:

Помочь преподавателям ДМШ в работе с учащимися с нарушением слуха.

Основные задачи:

  1. Изучение особенностей детей с нарушением слуха

  2. Изучение понятия кохлеарной имплантации.

  3. Разработка упражнений для освоения метроритма в классе по специальности для учащихся с нарушением слуха.

Тема методической работы актуальна и рассчитана для работы в классе по специальности ДМШ. Также в приложении к работе есть задания и упражнения над метроритмом, построенные по первому закону педагогики – от простого к сложному. Занятия в классе будут проходить легко и увлекательно. Педагогу не надо каждый раз выдумывать задания, потому что они есть в данном приложении.





  1. ВВЕДЕНИЕ

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным членом общества.

Инклюзивное образование предполагает принятие учащихся с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество преподавателей, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

 Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Ведь каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.



































  1. СТАТИСТИКА.

БУДНИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ХХI ВЕКЕ

По данным Коми Регионального отделения «Всероссийского общества глухих» за 2017 г. в Республике Коми 816 человек – глухих и слабослышащих. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха. Из них более 1  млн. — дети в возрасте до 18 лет. Согласно данным Всемирной федерации глухих, в мире более 90 миллионов людей с нарушением слуха. Каждый девятый человек в мире имеет проблемы со слухом.

Отрывок из интервью вице-президента Всероссийского общества глухих (ВОГ) Станислава Иванова агентству РИА новости:

"Есть инвалиды, например, колясочники, по которым видно, что у них действительно ограниченные возможности. А глухие в этом контексте выглядят полноценными, ведь и руки и ноги есть. Здоровому человеку сложно понять проблемы, с которыми глухие сталкиваются ежедневно.
В среде некоторых чиновников также присутствует эта однобокость: они считают, что соорудив пандус для колясочников, решили проблемы всех инвалидов. Мы побывали в 15 регионах, где встретились с представителями органов исполнительной и законодательной власти, с общественниками - везде вопросы решаются односторонне: стараются улучшить условия жизни в основном только для колясочников. Нас не видно, но это не означает, что нам не нужна помощь, и что нас все устраивает.

Одна из главных проблем для всех категорий инвалидов в России - ограниченность доступа к социальным объектам и транспортной инфраструктуре. Для глухих людей все усложняется, в первую очередь, отсутствием информации. Вся транспортная инфраструктура - аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы - не рассчитана на неслышащего. Вроде элементарно: пустить бегущую строку вместе с аудиосообщением диктора, или оснастить автобусы и вагоны подземки электронными информационными табло, но, к сожалению, многие глухие чувствуют себя в российских городах словно иностранцы. Что, если произошло ЧС? Как быть? Все уже прекрасно знают телефон экстренной службы - 112, но как может позвонить по телефону глухой человек?! Проблемы коммуникации возникают практически постоянно - вызов на дом врача, служб экстренной помощи или даже сантехника. В некоторых городах решение проблемы уже нашлось. В Москве успешно четвертый год работает диспетчерская служба, которая принимает вызовы в виде sms-сообщений, при помощи видеотелефонной связи, а также с помощью веб-камеры через интернет.

В последнее время государство активно включается в решение проблем людей с ограниченными возможностями. В федеральную целевую программу "Доступная среда" были включены многие предложения ВОГ:

  • Отражены потребности инвалидов по слуху в улучшении доступа к сооружениям и приоритетным объектам социальной сферы.

  • Уделено внимание субтитрованию российских телеканалов. По мировым стандартам, 70-80% эфирного времени должно субтитроваться, Россия только идет к этому. В рамках программы "Доступная среда" предусмотрено скрытое субтитрование телевизионных программ пяти федеральных каналов - "Первый", "Россия 1", "Культура", НТВ и детский канал "Карусель"- в объеме 2,5 тысячи часов в год на каждый канал. Разработка уникальной аппаратуры, которая позволит выводить на экраны субтитры в режиме реального времени, например, во время теледебатов, показа новостей, которые, как правило, идут в прямом эфире.

  • Планируется обучение специалистов, оказывающих государственные услуги населению.


Главная проблема, которая волнует глухих многие годы - проблема сурдоперевода. Институт сурдопереводчиков, успешно работавший в Советском Союзе, в современной России оказался вне сферы государственных интересов. А ведь помощь сурдопереводчика сродни воздуху для глухого человека: 95% инвалидов по слуху общаются посредством языка жестов, без него не обойтись на приеме у врача, на судебном процессе, у нотариуса.

Для учащихся с нарушением слуха доступность школьной среды достигается за счет использования специальных световых сигналов, дублирующих звуковые: предупреждающих о начале и конце урока, о пожарной тревоге и т. п. То, что учащийся не может услышать, он должен иметь возможность увидеть и прочитать.

Разумеется, не каждая школа сегодня может выполнить все указанные выше рекомендации, однако к этому необходимо стремиться,  тем более, что физическая доступность образовательных учреждений нужна не только учащимся, но и их родственникам (бабушкам, дедушкам, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.).





















  1. ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ СЛУХА

Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха, бывают различными – болезнь, травма, применение антибиотиков, наследственная предрасположенность.

Основные причины потери слуха:  

  1. Вирусные инфекции  

У детей в раннем возрасте более чем в 30% случаев глухота наступает после таких болезней, как корь, свинка, краснуха, менингит и цитомегаловирусная инфекция. Их можно предотвратить с помощью иммунизации, вакцинации и соблюдения гигиены.

  1. Осложнения при родах  

Еще в 17% потеря слуха в детстве вызвана осложнениями при родах: недоношенностью, низкой массой тела при рождении, родовой асфиксией и желтухой новорожденных. Охрана здоровья матерей и младенцев поможет избежать этих осложнений и их последствий для слуха. По оценкам медиков, сегодня потери слуха среди детей предотвратимы на 60%.

  1. Воздействие шума  

Более 1 миллиарда молодых людей (от 12 до 35 лет) в мире подвергаются повышенному риску оглохнуть по причине небезопасного прослушивания музыки в наушниках и воздействия громкого звука в шумных развлекательных заведениях (в клубах, барах, на дискотеках, концертах, спортивных мероприятиях и др.). Такую потерю слуха легко предотвратить, регулируя громкость звука или избегая шумных мест. Слушать музыку в наушниках врачи не рекомендуют, в крайнем случае – очень недолго и негромко.

  1. Производственные травмы

Постоянное воздействие шума на рабочем месте часто приводит к глухоте. От этого страдают люди, работающие на производственных предприятиях, стройплощадках и в прочих шумных местах. Соблюдение закона о борьбе с шумом на рабочем месте, в окружающей среде и во время досуга может снизить угрозу потери слуха из-за постоянного воздействия громкого звука.

  1. Не леченые инфекции уха  

Не леченые инфекции уха – распространенная причина утраты слуха среди детей и взрослых. Исследования показывают: около 330 миллионов людей в мире страдают хроническими инфекциями уха, чаще всего – хроническим гнойным отитом среднего уха. Эти инфекции обычно сопровождаются выделениями из уха, ведут к глухоте и могут вызвать опасные для жизни осложнения – менингит и абсцесс мозга. Ежегодно в мире от осложнений отита среднего уха умирают до 21 000 человек. Раннее выявление и оперативное реагирование на инфекции уха значительно сокращают риск потери слуха и сводят к минимуму возможные осложнения.

  1. Ототоксичные медицинские препараты   

Еще одна предотвратимая причина глухоты – использование ототоксичных медицинских препаратов (аминогликозиды и некоторые лекарства от малярии). Этого можно избежать только при рациональном применении ототоксичных препаратов. Регулирование и мониторинг их использования уменьшают опасность лишения слуха.

  1. Курение

В среднем, курильщики примерно в 1,6 раза чаще полностью или частично теряют слух по сравнению с некурящими людьми, вне зависимости от их экономического положения, типа работы и других факторов риска.

  1. ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА



Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха относят к глухим. Есть глухие, потерявшие слух в раннем возрасте, до появления словесной речи, а есть люди, потерявшие слух в более позднем возрасте, когда они уже овладели словесным языком – их относят к категории позднооглохших. Кроме глухих и слабослышащих, есть категория людей с различным уровнем потери и слуха, и зрения, их называют слепоглухими.

В зависимости от слухового восприятия выделяют разные степени потери слуха:

Степень потери слуха

Средние пороги слуха

Восприятие разговорной и громкой речи

Восприятие шопотной речи

I

26-40 дБ

6-3м

2м – у уха

II

41-55 дБ

3м – у уха

Нет - у уха

III

56-70 дБ

Громкая речь у уха

Нет

IV

71-90 дБ

Крик у уха

Нет

Глухота

91 дБ

Нет

Нет



Человек с нормальным слухом, в дневное время суток, может слышать звуки громкостью от 5-15 дБ и выше.

Значительную часть представлений об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен таких возможностей, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

Между слышащими и глухими мало отличий в запоминании слов из области зрительной сферы, значительно больше глухие отстают от слышащих в запоминании слов, обозначающих звуковые явления, в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу. Однако у глухих детей замены редко бывают полноценными. Замены у глухих бывают по внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит); по смысловому родству (кисть-краска, земля-песок); по внешнему сходству и смысловому родству (сел-сидел, выбрали-собрали). Это объясняется тем, что слово для глухих ‒ это не один элемент, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге, целый образ слова. При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов.

При воспроизведении фразы глухими очень часто изменяется смысл самой фразы, из-за замен слов в фразе, порой опускают или дополняют предложения новыми словами. Глухие стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова глухие повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Глухие дети не могут пересказать своими словами короткий рассказ, они связаны с текстом и стремятся к дословному, его воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается.

Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т. е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно-логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у этих детей в овладении словесной речью.

Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов.

Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих детей играют также осязательные и двигательные ощущения. Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая (при классической системе обучения глухих). При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.

Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой. Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть.

Варианты развития речи у слабослышащих (тугоухих) детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он развивается. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Словарный запас слабослышащих детей отличается целым рядом своеобразных особенностей:

  1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что ребенок со значительной степенью снижения слуха лишь немногое может самостоятельно уловить из речи окружающих и тем более прочно усвоить (имеются в виду те случаи, когда с ним не проводится никакой специальной работы по обогащению словаря).

  2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг"; "температура" вместо "термометр" и т. п.). Приведенные примеры во многом объясняются все той же бедностью словарного запаса — как говорится, не до тонкостей, лишь бы уловить, о чем вообще идет речь и подобрать хоть сколько-нибудь подходящее слово.

  3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: кочка — горка — кошка — норка — порка; молоток — потолок — порошок — петушок; ворота — ворона — хороший.

  4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова, например: "мой" вместо "мост"; "пароль" вместо "паром". Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания. В таком приблизительном, усеченном виде они и усваиваются детьми. Следовательно, необходимо особенно четкого проговаривать каждое слово в процессе общения со слабослышащим ребенком.

  5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".

  6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".

  7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").

Звукопроизношение у слабослышащих детей не может формироваться нормально. Не слыша многих речевых звуков или воспринимая их на слух в усеченном виде (выпадают некоторые из составляющих эти звуки частот), ребенок не может им правильно подражать. Это приводит к тому, что до 96 % слабослышащих детей имеют дефекты в произношении звуков речи. У слабослышащих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности. У детей дошкольного возраста преобладают капризность, плаксивость, раздражительность, гиперактивность, отказ от еды, страх, боязнь, негативизм.







  1. КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ.



  1. История кохлеарной имплантации.

История кохлеарной имплантации может быть подразделена на несколько периодов. Первый этап начался в 1957г. и продолжался до 1960-х годов. Это был период открытий и экспериментов. Второй период (70-е годы) характеризовался как период изучения осуществимости проектов и был посвящен определению безопасности стимуляции слухового проводящего пути и обеспечению достаточного слуха имплантом. Третий период завершился созданием коммерческих многоканальных имплантов.

В 1790 году знаменитый физик Алессандро Вольта обнаружил, что электрическая стимуляция на слуховую систему может вызывать ощущения звука. Он приложил к ушам металлические проводники и подключил их к 50-вольтной электрической цепи.  При этом он ощущал в ушах звук кипящей воды. Постепенно ученые стали заниматься проблемой усиления звука с помощью электричества.

Впервые прямое стимулирование слухового нерва электродами провели в 1950 году французско-алжирские ученые Андре Джурно и Шарль Ирэ. Они прикладывали во время операции к слуховым нервам провода и подключали к ним электрический ток. В результате этого пациенты ощущали звук в виде шума колес или треска.

В 1961 году американский врач Уильям Хаус на основе работ А. Джурно создал слуховой аппарат и имплантировал его трем пациентам. В 1969 году доктор Хаус в сотрудничестве с Джеком Урбаном впервые создали слуховой аппарат, который пациент мог носить. Технология, которую применял Хаус, использовала лишь один электрод и была создана в помощь глухим для чтения по губам. 

Другой ученый из Мельбурнского университета (Австралия),  Грэм Кларк в 1970-х годах занялся созданием аппарата искусственного уха, который он применил впервые у своего глухого отца.

Данный аппарат уже стимулировал улитку внутреннего уха с разных точек. 1 августа 1978 года жителю Мельбурна Роду Сондерсу был впервые вживлен многоканальный кохлеарный имплант.

В 1990 году американская ассоциация FDA снизила возраст применения имплантов сначала до 2 лет, потом в 1998 году до 18 месяцев, и, наконец, в 2002 году до 12 месяцев.

На протяжении 90-х годов прошлого века внешняя часть кохлеарных имплантов постепенно уменьшалась в размерах благодаря развитию электроники. Ввиду того, что у маленьких детей размер уха не позволял носить  позади ушной раковины внешнюю часть аппарата, он устанавливался отдельно на бедре, рукаве либо в других местах.

Поскольку, слух на оба уха является более естественным и позволяет ощущать месторасположение источника звука, в последнее время начались исследования в плане установки двух кохлеарных имплантов. В настоящее время во всем мире проведено уже около 3000 операций по билатеральной (двухсторонней) установке имплантов, из них 1600 - у детей. В 2004 году самому юному пациенту из Германии, перенесшему данную операцию, было всего 5 месяцев. 

Начало многоканальной кохлеарной имплантации в СССР было положено в 1991 году.

В 1990-е года проблема реабилитации больных с глухотой методом кохлеарной имплантации активно освещалось в прессе и на телевидении. Основной проблемой, сдерживающей  развитие и широкое внедрение метода кохлеарной имплантации, было и оставалось до последнего времени недостаточное бюджетное финансирование. До 2003 года финансирование производилось по статье "Дорогостоящие виды медицинской помощи". С 2003 года финансирование проводится также в рамках Федеральных целевых программ "Дети России" (подпрограмма "Дети - инвалиды)" и "Социальная поддержка инвалидов".

В 2005 году Министерством Здравоохранения РФ было принято решение о широком внедрении метода. Данная технология стала активно и успешно применяться в ФГБУ "Научно-клиническом центре оториноларингологии" ФМБА России (директор - д.м.н., проф Н.А. Дайхес), в С.Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи (директор - д.м.н., проф. Ю.К.Янов), а также в Российском научно-практическом центре аудиологии и слухопротезирования (директор -д.м.н., проф. Г.А.Таварткиладзе). 

Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что на 1000 нормальных родов 1 ребенок рождается с полной глухотой, у 2-3 глухота развивается в первые 2 года жизни. Исходя из этого, ежегодная потребность в кохлеарных имплантах превышает 1000.

После проведение операции, главной задачей является полноценная реабилитация пациентов и настройка речевого процессора.


  1. Как работает кохлеарный имплант?

Система кохлеарной имплантации состоит из двух компонентов – внутреннего (непосредственно кохлеарный имплант), устанавливаемый хирургом во время операции и наружнего (речевой процессор), который подключается через 3-4 недели после оперативного вмешательства сурдологом-аудиологом.

Внешние компоненты импланта собирают, анализируют, кодируют и передают слуховую информацию к внутренним компонентам импланта, осуществляющим прием, декодирование и передачу слуховой информации к слуховому нерву:

  1. Звуковой процессор, который носится за ухом или на теле, воспринимает окружающие звуки и преобразует их его в цифровой код. Звуковой процессор питается за счет батареи, которая питает всю систему.

  2. Далее звуковой процессор передает звук с цифровым кодированием на передающую катушку, которая через кожу по радиочастотному каналу связи передает цифровой сигнал к приемнику-стимулятору кохлеарного импланта, установленному во время операции хирургом под кожей.

  3. Приемник-стимулятор кохлеарного импланта преобразует звук из цифровой формы в электрические импульсы и отправляет их на электроды, помещенные в улитку (внутреннее ухо).

  4. Электроды импланта стимулируют клетки спирального ганглия, а далее слуховой нерв, который затем посылает импульсы в мозг, где они воспринимаются и интерпретируются как звуки.

Кохлеарный имплант обычно обеспечивает:


  1. Восстановление порогов слухового восприятия до 25-30 дБ по отношению к порогам слышимости (нПС), т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи. У пациента после кохлеарной имплантации пороги слухового восприятия соответствуют первой степени тугоухости. При этом следует заметить, что для реализации этих возможностей требуется адекватная настройка речевого процессора кохлеарного импланта квалифицированными специалистами, а также необходимы занятия с подготовленными сурдопедагогами по специальным индивидуальным программам для обучения и привыкания к новому «слуховому» восприятию;

  2. Значительное улучшение в определении нормальных, ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь или дверной звонок, звуки мотора или гудка, телефонные звонки, музыка и др.;

  3. Психологический «прорыв» в мир звуков. В результате кохлеарной имплантации люди, страдающие полной глухотой, описывают свои ощущения словами «Я начал слышать!».

Неправильно предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант, автоматически способен научиться слушать и говорить. Чтобы легче понять, почему имплантированный человек не может сразу же слышать, можно себе представить ситуацию с новорожденным ребенком с нормальным слухом. Проходит около года, прежде чем он начнет говорить. Все это время он уже слышит, но его слуховые впечатления не структуризированы и вначале не имеют смысла. Постепенно ребенок учится определять разницу между голосом матери и звуками музыки, между голосом отца и сестры и т. д. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, находится в подобной ситуации.

У ребенка с кохлеарным имплантом происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков (то есть без целенаправленного развития), а впоследствии понимание речи и собственной речи, что не характерно для глухих со слуховым аппаратом. При имплантации до 2-х лет не говорящий ребенок с кохлеарным имплантом быстро проходит естественные этапы предречевого (лепет) и начального речевого (первые слова, первые двухсложные фразы) развития. Малыш, который до имплантации благодаря раннему слухопротезированию и правильной развивающей работе научился пользоваться остаточным слухом, следить за артикуляцией говорящего человека, понимать на слухо-зрительной основе отдельные слова и фразы, а также произносить и использовать хотя бы несколько слов, после имплантации быстро догоняет в своем речевом развитии своих нормально слышащих сверстников. При имплантации ребенка после 2-х лет спонтанный процесс овладения пониманием речи и собственной речью начинается позднее ‒ через 8-12 мес. Этот процесс идет также более медленно.

Ребенок с кохлеарной имплантацией имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, овладении грамматических правил (изменения слов в зависимости от рода или падежа), но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае 2 уровня). Даже у детей, овладевающих в процессе использования кохлеарного импланта фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания: отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороной речи.

 









  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в методической работе представлены виды нарушений слуха, их проявления, особенности работы с учащимися с нарушением слуха для того, чтобы преподавателям было доступно









































  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Брошюра «Что вы хотели знать о глухих» Составители: А. Комарова, В. Паленный. ОООИ «Всероссийское общество глухих», г.Москва.

  • Методические рекомендации «Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха» Составитель: Королева А.В., Сыктывкар-2015.

  • Т. Сиротина «Ритмическая азбука». М.- Музыка, 2007.

  • «Рабочая тетрадь домриста». Приложение к дополнительной общеразвивающей образовательной программе: «Подготовка детей к обучению в ДШИ. Музыкальный инструмент: Домра». Составитель: Тулзакова Г.В. Краснодар-2014.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Всероссийское общество глухих, http://voginfo.ru

  • Всероссийский информационный портал спорта глухих, http://www.deafsportnews.ru

  • Информационный портал глухих, www.deafnet.ru

  • Московская городская организация Всероссийского общества глухих, www.deafmos.ru

  • Сурдлимпийский комитет России, http://www.deafsport.ru

  • Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой, http://vk.com/deafsign

  • Российский Центр аудиологии и слухопротезирования http://audiology.ru





ПРИЛОЖЕНИЕ



ТЕМА 1: Ритмическое освоение слов. Долгие и короткие звуки.

РИТМ - это сочетание длинных и коротких звуков

● – короткий звук

◯ - длинный звук

  1. Спой и прохлопай (простучи) попевку «Петушок»:

●●


●●


●●


●●


Пе - ту-

шок,

пе - ту-

шок,

зо - ло-

той,

гре-бе-

шок,



●●


●●


●●


●●


Что ты-

ра-

но вста

ешь,

де –тям

спать

не да-

ешь?









  1. Спой и прохлопай (простучи):


◯ ◯

●●


●●

●●

●●


Гоп – гоп,

конь жи-

Вой

по-ска-

кал по

мос- то-

вой.









  1. Определи короткие и длинные звуки. Самостоятельно закрась короткие звуки:





◯ ◯



◯ ◯


◯ ◯


◯ ◯


Ма-

лень - кой

ё-

лоч - ке

хо - лод-

но зи -

Мой







◯ ◯



◯ ◯


◯ ◯


◯ ◯


Из-

ле - су

ё-

лоч - ку

взя- ли

мы до-

Мой









РЕПРИЗА :

- это знак повторения



Запись с помощью репризы очень удобна. Смотри – вот наш «Петушок»:



●●


●●


◯ :

Пе - ту-

шок,

пе - ту-

шок,


Зо – ло-

той,

гре-бе-

шок.





Если ты найдешь знак репризы в нотках, знай, что эту мелодию надо повторить еще раз с самого начала.

Если повтор надо сделать не с самого начала, то используй еще одну репризу – вот такую :



Например, песня «Маленькой ёлочке»:


●●


●●

●●

●●


Ма-

лень - кой

ё-

лоч - ке

хо - лод-

но зи -

мой






: ◯

●●


●●

●●

●●


◯ :

Из-

ле - су

ё-

лоч - ку

взя- ли

мы до-

мой





  1. Самостоятельно записать песню «Сорока» с помощью репризы.

Для этого сначала пропой песню. Определи, есть ли повторы. Нарисуй кружочки над каждым слогом. Проставь репризы.

СОРОКА


Со – ро – ка, со – ро – ка,


Где бы – ла? Да – лё – ко.


Каш – ку ва – ри – ла,


Де – ток кор – ми – ла.







  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

КОШКИН ДОМ

◯ ◯ ◯ ◯

Динь - дон, динь - дон.


◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

За – го – рел - ся кош - кин дом.


◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Бе – жит ку – ри – ца с вед-ром


◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

За - ли - ва - ет кош– кин дом.


◯ ◯ ◯ ◯

Динь - дон, динь - дон.



  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА



◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Во по – ле бе – рё – за сто – я – ла.












  1. Напиши ритм. Прохлопай. Поставь ударение. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



БАРАШЕНЬКИ

◯ ◯ ◯ ◯

Ба – ра – шень – ки,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Кру – то – ро – жень – ки,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

По го – рам хо – дят

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

По ле – сам бро – дят.



  1. Напиши ритм. Прохлопай. Поставь ударение. Запиши с помощью репризы. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



КАК У НАШЕГО КОТА

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Как у на –ше–го ко – та

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Шуб–ка о-чень хо-ро-ша

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Как у ко – ти - ка у – сы

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

У–ди – ви – тель–ной кра - сы



















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



СКОК, СКОК, ПОСКОК

◯ ◯ ◯ ◯

Скок, скок, по – скок,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Мо-ло-дой дроз-док

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

По во- дич-ку по-шёл

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Мо-ло-дич- ку на – шёл.















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Напиши с помощью репризы. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



ВОРОН

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

А – на той го – ре ду - бок

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

А на ду – бе во – ро - нок

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Ой, ре - бя – та, та – ра - ра

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

На го – ре сто – ит го – ра.





















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Напиши с помощью репризы. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

ДВЕ ТЕТЕРИ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Как на на – шем на лу - гу

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Сто – ит ча – ша тво – ро – гу,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

При – ле – те – ли две те - те - ри

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

По - клее – ва – ли, у – ле – те – ли.























  1. Напиши ритм. Прохлопай. Напиши с помощью репризы. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

САВКА И ГРИШКА

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Сав – ка и Гриш – кА

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Сде – ла – ли ду – ду

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Сав – ка и Гриш – кА

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Сде – ла – ли ду – ду



























  1. Напиши ритм. Прохлопай. Напиши с помощью репризы. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

АНДРЕЙ ВОРОБЕЙ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Анд – рей во – ро – бей,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Не го - няй го – лу – бей

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Го – няй га – ло – чек

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Из – под па – ло – чек.





















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

БАЮ БАЮШКИ БАЮ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Ба - ю, ба - юш – ки, ба – ю

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Не ло – жи – ся – на кра – ю,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

При – дет се – рень – кий вол - чёк

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

И у – ку – сит за бо - чёк































  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

БАЮ БАЮШКИ БАЮ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Ба - ю, ба - юш – ки, ба – ю

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Не ло – жи – ся – на кра – ю,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

При – дет се – рень – кий вол - чёк

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

И у – ку – сит за бо - чёк





















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:

КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Как на то – нень – кий ле - док

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Вы – пал бе – лень – кий сне - жок

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Эх, зи – муш – ка, зи - ма

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Зи – ма снеж – ная бы – ла.

































  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



КАК ПОД ГОРКОЙ ПОД ГОРОЙ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Как под гор – кой под го - рой

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Тор- го – вал ста – рик зо – лой

◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Кар – тош – ка моя!

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Вся под – жа – рен – на – я!





















  1. Напиши ритм. Прохлопай. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Во са – ду ли, в о – го – ро – де

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Де – ви – ца гу - ля – ла!

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Не – ве – лич – ка, круг – ло - лич – ка,

◯ ◯ ◯ ◯ ◯ ◯

Ру – мя – но – е лич – ко!





























  1. Самостоятельно раздели слова на слоги. Напиши ритм. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



МИШКА КОСОЛАПЫЙ ПО ЛЕСУ ИДЕТ



ШИШКИ СОБИРАЕТ И В КАРМАН КЛАДЕТ.



ВОТ УПАЛА ШИШКА ПРЯМО МИШКЕ В ЛОБ.

МИШКА РАССЕРДИЛСЯ



И НОГОЮ ТОП.



  1. Самостоятельно раздели слова на слоги. Напиши ритм. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:





ВАСИЛЁК, ВАСИЛЁК,



МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК.



СКОРО ЛЬ ТЫ МНЕ СКАЖИ



ЗАСИНЕЕШЬ ВО РЖИ?











  1. Самостоятельно раздели слова на слоги. Напиши ритм. Сыграй. Нарисуй рисунок к песне:



- ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ,



ГДЕ БЫЛИ?



- У БАБУШКИ.



- ЧТО ЕЛИ?



- КАШКУ.



- А ЧТО ПИЛИ?



- БРАЖКУ.



КАШКА СЛАДЕНЬКА.



БАБУШКА ДОБРЕНЬКА.





  1. Самостоятельно дома выбери любое стихотворение (или четверостишье). Раздели слова на слоги. Запиши ритм. Прохлопай и проговори со словами. Сыграй на инструменте.











ТЕМА 2: Четвертная нота





Все слова делятся на слоги. Слово может состоять из одного слога – ДОМ, КОТ; из двух слогов – МО-РЕ, ДЕ-ТИ; из трех слогов – ДЕ-РЕ-ВО, СОЛ-НЫШ-КО; из четырех слогов – ХО-ЛО-ДИЛЬ-НИК, ПО-МИ-ДО-РЫ.

  1. Придумай примеры слов, состоящих из 1,2,3,4 слогов. Заполни таблицу:




КОТ

МО-РЕ

ДЕ-РЕ-ВО

ХО-ЛО-ДИЛЬ-НИК

1.






2.






3.






4.






5.








Спой эти слова от любого звука.





Чаще других встречаются слова, состоящие из двух слогов. Например, МА-МА. Ритм этого слова передается с помощью двух четвертных длительностей: ♩ ♩ где слоги произносятся одинаково протяжно.

МА – МА





  1. Поставь ударение в словах. Проговори слова и хлопай. А затем сыграй их на инструменте, выделяя ударный слог, и тише – безударный.



♩ ♩

СОЛН - ЦЕ

♩ ♩

ШКО - ЛА

♩ ♩

КОШ – КА

♩ ♩

НО - ТЫ



  1. Прочитай предложение.

♩ ♩

МА - МА

♩ ♩

МЫ - ЛА

♩ ♩

РА – МУ.



Поставь ударение. Проговори предложение. Сыграй на инструменте, выделяя ударный слог.

Обрати внимание, что в конце предложения стоит точка, а в нотах – заключительная тактовая черта. Она говорит о том, что музыка закончилась.

  1. Пропой предложение четвертными нотами. Сыграй.

♩ ♩

ПОШ-ЛА


♩ ♩

И КУ-

♩ ♩

МУ – ХА


♩ ♩

ПИ - ЛА

♩ ♩

НА БА-


♩ ♩

СА – МО -

ЗАР


ВАР.





  1. Придумай любое предложение и пропой его четвертными нотами. Запиши.

Не всегда в музыкальных произведениях присутствуют слова. Тогда четвертную ноту мы можем пропеть на слог ТА. Например,



♩ ♩

ТА - ТА

♩ ♩

ТА - ТА

♩ ♩

ТА - ТА

♩ ♩

ТА - ТА



























ТЕМА 3: Восьмая нота. Сочетание четвертной и восьмой нот.

В два раза быстрее двухсложных слов ( состоящих из двух слогов) проговариваются четырехсложные слова. Их ритм передаётся четырьмя восьмыми нотами. Например,

ПИ-А-НИ-НО


О-ДУ-ВАН-ЧИК


МА-КА-РО-НЫ




  1. Проговори слова песни «Часы», прохлопай. Запиши ритм в тетрадь. А затем сыграй их на инструменте.

ЧАСЫ

Мы ходим ночью, ходим днем

И всё же с места не сойдем

Мы бьём исправно каждый час

Но вы, друзья, не бейте нас.

Не всегда в музыкальных произведениях присутствуют слова. Тогда восьмую ноту мы можем пропеть на слог ТИ. Например,



ТИ - ТИ

ТИ - ТИ

ТИ - ТИ

ТИ - ТИ





А теперь попробуем совмещать четвертные и восьмые ноты.

На слог ТА и ТИ:

ти-ти та

ко - ло- бок

ка – ран – даш

му – ра - вей

♩ ♩

ти-ти ти-ти та та



или заменяем слоги ТА и ТИ словами:

♩ ♩

Ти-ки ти-ки бум бум



  1. Придумай свои слова на этот ритмический рисунок:

♩ ♩


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!