СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в развитии эмоциональной сферы здорового ребенка и ребенка с тяжелым нарушением речи играют появившиеся под влиянием определенных причин отрицательные эмоции, которые могут способствовать формированию негативной жизненной позиции, что может спровоцировать отрицание необходимости проявлять речевую активность, общаться, совершенствовать свои речевые и коммуникативные умения и навыки. Поэтому важно вызывать у ребенка, имеющего речевые нарушения, в большей степени положительно окрашенные эмоции, развивать позитивные переживания, формируя у него положительный эмоциональный опыт от общения и взаимодействия с окружающим  миром.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

у детей с тяжелыми нарушениями речи


Коммуникативная активность детей с тяжелыми нарушениями речи (далее, с ТНР) не достаточная, что влечет за собой проблемы в развитии способности включаться в процесс общения и в специфическую для дошкольного возраста деятельность, игру, - где они могли бы использовать речь при решении игровых задач и установления контактов. с другими ее участниками. Мало способствует получению стойких положительных результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности у детей с ТНР, сниженный уровень познавательной и творческой активности, что в свою очередь препятствует усвоению основной образовательной программы дошкольного образования. У детей с логопедическими диагнозами зачастую наблюдаются следующие нарушения когнитивно-познавательной сферы: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания, частичное или искаженное воспроизведение материала, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, замедленность и быстрая истощаемость психических процессов.

Со стороны эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР часто наблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность или напротив, общая заторможенность, замкнутость, обидчивость. У детей логопатов нарушено, эмоциональное восприятие: возникают затруднения в распознавании, понимании эмоций как своих, так и других людей и в использовании этой информации при принятии решений. Часто встречающаяся у детей с речевыми нарушениями, слабая способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, препятствует их успешной адаптации в социуме и ведет к возникновению проблем в коммуникативно-личностной сфере.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ТНР обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе индивидуальным темпераментом, динамикой вступления его в невербальные и вербальные отношения со средовым окружением, а также тяжестью имеющегося у ребенка речевого дефекта. В результате этих воздействий у ребенка возникают относительно устойчивые формы поведения составляющие, основу формирования его характера.

Помимо развития у данных категории детей с ОВЗ нежелательных черт характера, переживание отрицательных эмоциональных состояний с последующим застреванием в них способствует нарушению адаптационных механизмов, повышению психосоматической заболеваемости, возникновению неврозов и других пограничных состояний.

У ребенка могут возникать общие соматические расстройства, а иногда наблюдатьсяи истерические реакции, расстройства вегетативной нервной системы (ночные страхи, навязчивее движения, тики, энурез). Особенно страдают дети, перенесшие перед этим какие-либо заболевания, оставившие в организме ребенка определенное слабое место - «место наименьшего сопротивления». Именно оно первым реагирует на вредные воздействия извне, в дальнейшем эта реакция, как правило, закрепляется. Переживания отрицательных эмоций во время установления контакта с окружающими, их негативная реакция по отношению к его речевому дефекту и к нему самому, как его носителю, может стать отказ от общения, как вербального, так и невербального.

Эмоциональное восприятие ребенком окружающего с переживанием положительных эмоций, напротив, способствует стабилизации его эмоционального состояния и помогает при развитии механизмов саморегуляции. Окружающий мир природа манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые он пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ, что активизирует речь. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия, но и вызывают их.

В развивающей игре, ребенок может, самостоятельно или с помощью педагога, научиться наиболее полно и приближенно адекватно оценивать ситуацию, принимать решение, справляться с волнением, возбуждением и избегать вхождения в тревожное, замкнутое или агрессивное состояние. Возрастают его способности и к саморегуляции, что способствует развитию волевых качеств и мотивации к деятельности.

А потому проигрывание ситуаций во время игровых сеансов по коррекции отклонений и нарушений эмоционально-личностном развитии и развитии речи может быть дополнено элементами таких здоровьесберегающих технологий как песочная, солевая, аква и лито - терапии, а также приемов и методов, используемых в музыкотерапии и кинезиотерапии.

Укрепиться во мнение о собственной значимости любому ребенку, а особенно с логодиагнозом, помогут коррекционные и развивающие упражнения и задания, направленные на развитие эмоциональной сферы, такие как:

- беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, злости и т.д.);

- упражнения-этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики отдельных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний;

- рисование различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры;

- чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок;

- составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживания ребенка.

Использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР, упражнений, заданий, элементов здоровьесберегающих технологий помогает отследить следующую динамику в развитии их социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей с ТНР:

  • Дети проявляют интерес к эмоциональному состоянию окружающих и стараются понять настроение других. У них снизилась рефлексивность поведения, сформировались навыки самоконтроля в различных ситуациях. А так же повысился уровень коммуникативных способностей, что повлияло на проявление личностной и речевой инициативы и благополучия общения.

  • Дети проявляют активность в сотрудничестве в процессе деятельности, адекватно оценивают себя, ситуацию и выбирают свою роль в коллективном деле, оказывают помощь товарищам и принимают их помощь. Они стремятся самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирают решения поставленной цели и оречевляют и осуществляют её.

  • Наиболее позитивно относятся к выступлению перед аудиторией, проявляют творческие способности в различных видах деятельности, в том числе в игре и словотворчестве.

  • Речевые умения и навыки улучшились, дети могут грамотно использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. Мин. образ. и науки РФ (Минобрнауки России) N 1155 от 17.10.2013 г.

  2. Агапова И.А. Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой. - М.: Издательство: Аркти, 2012

  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2005 .

  4. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2009.

  5. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» - СПб: Детство- пресс, 2011

  6. Запольских О. Л. Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.

  7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб: Речь, 2011

  8. Коноваленко С.В. Кремнецкая М.И. Развитие психофизической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. - СПб: Детство-Пресс, 2017 г.

  9. Коноваленко С.В. Кремнецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство-Пресс, 2011 г.

  10. Лебедева М.А.: Азбука развития эмоций ребенка. 42 развивающих карточки "Рисуй, стирай и снова играй!" - СПб: Речь, 2015 г.

  11. Немов Р.С. психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 кн.-М.: Гуманитарный изд. центр «Владос»,2001

  12. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб: Речь; 2008.

  13. Фесюкова Л.Б. Я и другие. Социально-личностное развитие.- М.: Сфера, 2010.

  14. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!