СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности современной демографической политики

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок географии, обществознания и этики и психологии семейной  жизни

Просмотр содержимого документа
«Особенности современной демографической политики»

Педагогическая Ассамблея-2018


Тема урока «Особенности современной демографической политики»


Интегрированный урок обществознания, географии и этики и психологии семейной жизни


Дата проведения: 27.03.2018


Учителя: Балыбердина Т.М., учитель истории и обществознания МОУ школа №13 с УИОП; Трубенкова О.А., учитель географии


1. План урока:

1. Демографическая политика

2. Демографическая политика в Китае и Индии

3. Особенности демографической политики в России

4.Анализ демографической ситуации в г.о.Жуковский

5. Проблемы неполных семей

2. Цели и задачи урока:

  1. Способствовать формированию представлений о семье как социальном институте

  2. Рассмотреть демографические проблемы в современной России, выявить основные тенденции решения проблемы повышения рождаемости, снижение уровня смертности, повышение имиджа многодетной семьи.

  3. Развивать умения осуществлять комплексный поиск информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.

  4. Формировать отношение к демографическим проблемам современного общества.


Тип урока: урок – исследование


Оборудование: компьютер, проектор, материалы к дискуссии.


3. Ход урока:

I. Этап актуализации знаний.

Звучит песня А. Тихановича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет».

Вступительное слово учителя: Песня «У меня сестренки нет» была написана в начале 80 – х гг. прошлого века, она красноречиво отражает новую тенденцию того времени в нашей стране – нежелание семей иметь более одного ребенка. И, тем не менее, многие граждане нашей страны признаются, что обязаны своим появлением на свет именно этой песне.

Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Вопросы:

  • Что такое демографическая политика?

  • Каковы особенности демографической политики в Китае, Индии, России? (обсуждение)


II. Этап изучения новой темы. (Презентации учащихся)




А) Анализ демографическая ситуация в России.

Вопросы учащимся:

1. Зачем нам знать, сколько нас, россиян?

2. Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?


Б) Работа со статистическими данными. Приложение1


- каковы показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в России?

- выделите регионы страны с наименьшим и набольшим естественным приростом. Каковы причины

- проанализируйте половозрастную пирамиду РФ (2014год)

- от каких болезней умирают россияне?

- почему в нашей стране такая низкая продолжительность жизни?


В) Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ №1351 от 9 октября 2009 года "Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года)


Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.


Обсуждение.

Вопросы учащимся:

  1. С какими прозвучавшими тезисами можно согласиться, а с какими поспорить?

  2. Почему в нашей стране «не принято» рожать много детей?

  3. Можно ли стимулировать рождаемость только выплатой материнского капитала и какие «подводные камни» имеет такое решение проблемы?


Г) Презентация - «Демографическая ситуация в г.о.Жуковском». Обучающиеся посетили Жуковский отдел ЗАГС.

Численность населения г.о.Жуковский на 2017 год- 108,9 тысяч человек

Демографические показатели


год

рождаемость

смертность

Естественный прирост

2016

1346

1757

-411

2017

1292

1796

-504


- какие можно сделать выводы?


год

Количество браков

Количество разводов

?

2016

719

437

60,8%

2017

762

509

66,8%


- какие можно сделать выводы?

- что означает знак ?

Д) «Проблемы неполной семьи» . Нарезка роликов и социальной рекламы ("Папа может", "Папа, не спеши, мы ждем тебя дома" и др)

- Почему сейчас государство обеспокоено проблемой неполных семей?


Обсуждение.

Вопросы учащимся:

  1. Что бы вы предложили для того, чтобы семьи не распадались, чтобы дети не воспитывались в неполных семьях?

  2. Какая из перечисленных проблем неполных семей вас особенно взволновала?

  3. Почему люди разводятся?

  4. Почему сейчас модно стало течение "Чайлдфри".


Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей.


III. Этап подведения итогов урока.


Ребята, сегодня мы рассмотрели очень сложную проблему – проблему демографической политики (на примере разных стран). Подводя итог урока, прежде всего, благодарим всех за продуктивную работу, желаем каждому из вас в дальнейшем иметь хорошую, крепкую семью, рожать здоровых детей и делать их жизнь счастливой. Урок хочется закончить словами Урхо Кекконена "Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок"

Спасибо за урок.


Приложение 1.


Численность населения России на 1 января 2018 года- 146,8 млн человек


ЧИСЛЕННОСТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН







Годы

Все население,

в том числе

В общей численности населения, процентов

млн.

человек

мужчины

женщины

мужчины

женщины

2016

146,5

67,9

78,6

46

54

2017

146,8

68,1

78,7

46

54


на 1000 мужчин – 1154 женщины


КОЭФФИЦИЕНТЫ СМЕРТНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ ПРИЧИН СМЕРТИ 1)














Годы

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Новообразования

Болезни системы кровообращения

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Внешние причины

 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Все население

2015

36,0

12,7

235,3

178,9

629,1

640,6

75,2

31,6

82,9

58,2

200,8

52,7



РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения 1)

родившихся

умерших

естественный прирост 2)

родившихся

умерших

естественный прирост2)

 

Все население

2016

1888729

1891015

-2286

12,9

12,9

-0,01


Ожидаемая продолжительность жизни

место

Государство

Всего

Мужчины

Женщины

1

Япония

83,7

80,9

86,6

2

Гонконг

83,3

80,0

86,5

136

РФ

68,9

63,1

74,04



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!