СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности усвоения лексической и грамматической системы языка детьми с НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываются некоторые особенности усвоения лексической и грамматической  системы языка детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Просмотр содержимого документа
«Особенности усвоения лексической и грамматической системы языка детьми с НОДА»

Особенности усвоения лексической и грамматической системы языка детьми с НОДА



Для детей с НОДА характерны трудности в усвоении лекси­ческой системы языка: в активном словарном запасе младших школьников преобладают имена существительные, глаголы и предлоги (более 90% всего лексического запаса), другие час­ти речи представлены в словаре крайне недостаточно; дети не знают значения многих слов, заменяют слова, сходные по зву­чанию, у них крайне ограничены семантические представле­ния, недостаточно развиты языковые абстракции и обобщения.
Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об ок­ружающих предметах и явлениях путем специальной орга­низации разных видов деятельности, в процессе которых ребенка учат осмысленно воспринимать предметы и явле­ния окружающего мира. Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений со сло­весным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.
Закрепление и активизация словаря проводится при ознакомлении детей с предметами, их изображениями и действиями с ними в процессе повседневного общения, уча­стие в дидактических играх и упражнениях в комплексе с коррекцией сенсорных функций и познавательной деятель­ности. Задачами развития качественной стороны лексики являются: обучение ребенка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, овладение уме­нием правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах.
У детей с НОДА крайне слабо происходит усвоение грам­матических форм и категорий из-за ограниченности их ре­чевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой актив­ности. Своеобразие их познавательной деятельности опре­деляет характерные затруднения в анализе структуры язы­ковых единиц, овладении грамматическим строем речи. Учащиеся с церебральным параличом нередко испытыва­ют трудности в правильном употреблении отдельных грам­матических форм и категорий, нарушают структуру пред­ложений (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядок слов в предложении и др.).

Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс при комплексном подходе к умственному и речевому разви­тию детей с церебральным параличом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!