СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности выразительного чтения сказки и драматических произведений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка – своеобразное произведение, поскольку она является одновременно и устным народным творчеством и литературным жанром.При чтении драматического произведения исполнитель передает подтексты, т. е. намерения, чувства героев, выражающиеся в интонациях, а также характерные особенности его речи.

Просмотр содержимого документа
«Особенности выразительного чтения сказки и драматических произведений.»

Особенности выразительного чтения сказки

Сказка – своеобразное произведение, поскольку она является одновременно и устным народным творчеством и литературным жанром.

Сказка – это устный рассказ о каком-то особенном событии. Ей присуща внутренняя установка на вымысел. Она принадлежит к эпическому жанру, поскольку имеет один из главных признаков – сюжетность. Но своеобразие сказки обусловливается и наличием выдумки, фантазии, хотя в основе своей она имеет элементы реализма в изображении той эпохи и того народа, которым была создана.

Сказки дошли до нас через века с определенными устоявшимися традиционными нормами: строятся они на контрастном изображении добра и зла, порядочности и подлости и т. п. Отсюда и развитие сюжета по определенной композиции: лаконичная завязка, развитие действия, кульминация и развязка. В сказке своеобразен зачин, она всегда имеет определенную нравственную направленность.

Мораль сказки не всегда лежит на поверхности. Иногда эту мораль можно увидеть, лишь проанализировав отдельные поступки персонажей (например, «Царевна-лягушка» и др.). Для исполнителя сказки эта деталь является существенной, поскольку правильное понимание нравственной направленности сказки является основой правильного определения подтекста.

Аллегорические образы в сказках достаточно традиционны. Читатель должен четко представлять себе, о ком идет речь, так как в сказках почти не дается портретная характеристика персонажей, их внутренняя сущность распознается только через поступки сказочных героев. Познавая определенный художественный тип, читатель познает и определенный человеческий характер: Иван – борец за справедливость, Марья – воплощение работоспособности и человеческого достоинства, конь – добрый помощник и т. п.

Как отмечал Г. Артоболевский, у нас, к сожалению, нет выработанных норм исполнения произведений народного творчества. Поэтому особенность исполнения сказки часто зависит от индивидуальности рассказчика, хотя, конечно, нельзя игнорировать и определенные закономерности чтения сказки.

Особенности выразительного чтения драматических произведений.

При чтении драматического произведения исполнитель передает подтексты, т. е. намерения, чувства героев, выражающиеся в интонациях, а также характерные особенности его речи.

Важно учитывать специфику драматического произведения , а именно, это драма, трагедия, комедия или водевиль. От этого и будет зависеть интонация чтеца.

При чтении основное внимание исполнителя сосредотачивается на передаче разговора персонажей. Чтец при помощи разных интонационных оттенков передает характеры героев (без приема перевоплощения).

Чтец должен помнить, что он не исполнитель роли, а рассказчик «чужого» диалога или монолога.

Текст должен быть направлен только к аудитории, даже если читается монолог.

Предлагаются следующие элементы исполнительского анализа драматического произведения:

- ознакомление с личностью автора;

- изучение истории создания пьесы;

- выстраивание событийного ряда пьесы, выяснение основной мысли (идеи) драматического произведения и «сверхзадачи» (цели) драматурга, режиссера и исполнителя;

- выявление подтекста произведения и каждой роли;

- прослеживание конфликта – сквозного действия;

- обнаружение взаимоотношений – симпатий и антипатий – персонажей в драме;

- выстраивание линии поведения персонажей в соответствии с их действенными задачами;

- выявление идейной сути каждого персонажа;

- постижение драматургом образа через сценическое воплощение (прием мизансценирования, этюдов и творческого исполнения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!