"Особенности и механизм формирования навыков у детей с нарушением интеллекта"

В статье указаны этапы трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«"Особенности и механизм формирования навыков у детей с нарушением интеллекта"»

Особенности и механизм формирования навыков у детей с нарушением интеллекта.

Виды человеческой деятельности характеризуются целенаправленностью и сознательностью. Трудовая деятельность вызывается определенными мотивами и направлена на достижение осознаваемых целей. Она осуществляется посредством действий. Мотивы трудовой деятельности - это то, чем она побуждается, ради чего достигаются ее цели. Цели трудовой деятельности - это представляемые результаты (продукты), на получение которых она направлена. Одни и те же цели могут быть связаны с различными мотивами: личными и общественными, в разной степени осознаваемыми, отличающимися друг от друга побудительной силой и стойкостью, совпадающими или вступающими в противоречие между собой.

Система стойких мотивов трудовой деятельности образует ее мотивацию. В мотивации трудовой деятельности всегда отражаются общественно-экономические условия, в которых находится человек.

Цели действий могут приобретать побудительную силу и выполнять функцию мотива. В свою очередь мотив может переходить непосредственно на цели действий. Многократное достижение одних и тех же целей в стабильных условиях может привести к полной или частичной автоматизации действий - превращению их в навыки.

Процесс изготовления любого изделия или выполнения трудового задания включает производственные (технологические) операции, которые выполняются посредством трудовых приемов. Последние состоят из действий, а действия из движений. Совершенствование действий и движений приводит к формированию двигательного навыка.

Для выполнения трудового задания владеть только двигательным навыком недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании человека имелся

образ задания, чтобы он знал требования к процессу работы, придерживался определенного плана, умел контролировать полученные результаты, при необходимости корректировать свою деятельность. То есть, в развернутом виде трудовая деятельность включает ряд этапов:

1. Начальный этап - осознание цели деятельности, формирование дополнительных ориентиров - представлений и знаний об исходных материалах, о необходимых для работы орудиях труда. Все это является предварительной ориентировкой в задании.

2. Выполнение любого трудового задания в определенной последовательности - планирование хода и содержания предстоящей работы.

3. За планированием работы следует непосредственное ее выполнение. На всех этапах выполнения трудового задания работающий должен контролировать свои действия и сличать получаемые результаты с эталоном, то есть осуществлять самоконтроль. Это непременное условие целенаправленной трудовой деятельности. Используя результаты самоконтроля, человек может своевременно вносить коррективы в свою деятельность, регулировать ее в соответствии с поставленной целью.

Ориентировка в задании, планирование и самоконтроль называют общетрудовыми умениями, так как они обеспечивают сознательность, целенаправленность и самостоятельность трудовой деятельности или интеллектуальными, так как формируются благодаря определенному уровню интеллектуального развития при решении мыслительных задач в процессе трудовой деятельности. Уровень их обобщенности определяется возможностью использования в новых условиях деятельности.

Овладение любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний, трудовых умений и навыков. Кроме

того, трудовая деятельность является необходимым условием и средством воспитания.

Все вышеизложенное потребовало анализа научных данных о содержании понятий «навык», «умение», «привычка», изучение механизма и условий, их формирования и взаимодействия у детей с нормальным интеллектом и у детей с нарушениями интеллектуального развития. Без знания особенностей формирования навыков, умений и привычек у последней категории детей нельзя правильно организовать процесс обучения и воспитания в специальном учреждении и подготовить его воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности. Это подтверждает высказывание известного педагога-гуманиста Э. Сегена о том, что в воспитании данной группы детей «пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности, цель воспитания - развить способности, дать навыки производительного труда» (по данным Х.С. Замского).

Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует полемика по вопросу об определении понятий «навык» и «умение», и их взаимосвязи.

Поэтому мы считаем нужным, рассмотреть существующие точки зрения на этот вопрос в отечественной и зарубежной психологии.

Исходя из роли сознания в функционировании и образовании навыка, многие отечественные психологи (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др.) определяют их как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, формирующиеся в процессе упражнения. С.Л. Рубинштейн отмечает, что образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека являются навыком в специфическом смысле слова.

Приступая к новой деятельности, человек должен сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, которую он себе ставить, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.

В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнить данное действие как единый, целенаправленный акт, не перемещает свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения.

Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, и есть навыки.

Таким образом, навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Большинство авторов видят в навыках автоматизированные способы выполнения сложных целенаправленных действий (Е.В. Гурьянов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Е.В. Гурьянов, исходя из места и роли навыков в структуре деятельности, определяет их как упрочившиеся (благодаря упражнениям) способы действий. В этом определении содержатся указания на два основных признака, характеризующие навыки:

- они являются способами действия;

- они вырабатываются в процессе упражнения.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас