Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит развитие педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса. А для того, чтобы решить эту проблему, необходимы совершенствование методов и форм организации коррекционно-развивающей работы, поиск новых, более эффективных путей формирования личности ребенка, которые учитывали бы реальные его возможности.
По определению Стребелевой Е.А. ЗПР – это «психолого-педагогическое определение для наиболее распространенных среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии». Особенности детей с ЗПР описаны в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой. Педагоги широко используют классификацию К.С. Лебединской, которая отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Согласно этой классификации существуют 4 типа ЗПР-ия.
ЗПР конституционального генеза.
ЗПР соматогенного генеза.
ЗПР психогенного генеза.
ЗПР церебрально-органического генеза.
Для детей с ЗПР характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, нарушение эмоционально-волевой сферы, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. У детей с ЗПР особенно страдают такие психические функции, как ощущения, восприятия и речь, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития. Поэтому процесс переработки сенсорной информации у них существенно отличается от подобного процесса нормально развивающихся детей. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы. В связи с нарушением восприятия сенсорных эталонов они затрудняются выделять свойства предметов, их существенные признаки. Этому способствует и то, что у таких детей не сформированы обследовательские действия, поэтому они не могут долго играть одной игрушкой, склонны к бессодержательным играм типа борьбы, бега. У детей с ЗПР снижен контроль за качеством выполнения работы, т. к. они, как правило, не воспринимают отклонения.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формирование изобразительной деятельности, в том числе рисования.
В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с ЗПР. Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур. Дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко. У детей с ЗПР не наблюдается стремление к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание о том, что имеются краски, карандаши разного цвета, не побуждают детей к их использованию. Поэтому их работы примитивны. Кроме этого многие дети неадекватно используют цвет (например, снеговика могут нарисовать красным цветом).
По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок схематичен, упрощен. Рисуя человека или животного, изображают только крупные детали, а мелкие могут отсутствовать. Дети часто изображают цветы, дома и деревья одинаковой величины. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.
У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, затрудняются в прорисовке мелких деталей, плохо владеют приемами закрашивания. Несмотря на то, что рисунки выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Поэтому, для детей с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к изобразительной деятельности.
Такова качественная характеристика изобразительной деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Однако, такие авторы, как Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова и др., иучающие данную категорию детей, подчеркивают показатели обучаемости. Они отмечают, что дети с ЗПР способны продуктивно использовать дозированную помощь взрослых, могут перенести найденное решение на аналогичное задание, демонстрируют хорошие потенциальные возможности психического развития. Поэтому так необходимо своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.
В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.
По определению Е.Н. Лебедевой термин «нетрадиционный» подразумевает «использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений». Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество ребенка.
Доступность нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, ситуации успеха, что является важным принципом в работе с детьми с ЗПР. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А задача воспитателя научить детей разумно пользоваться этим многообразием.
В своей книге «Цветные ладошки» И.А. Лыкова подчеркивает, что в процессе игры в кляксы у ребенка возникают ассоциации. Взрослый «наталкивает» ребенка на поиск связи образов с картинками из окружающего мира. «Что у тебя получилось?». «На что это похоже?». Он тем самым ускоряет переход с доизобразительной ступени на изобразительную. Что важно для развития детей с ЗПР.
Лебедева Е.Н. отмечает, что благодаря высокой коррекционной значимости нетрадиционных техник у детей появляется уверенность в изобразительной деятельности. При контакте пальцев с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В дальнейшем при экспериментировании с водой и краской у детей развиваются восприятие цвета и чувство цвета. Постепенно дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления, что важно для их дальнейшего развития.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх.
Как правило, дети с ЗПР часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.
Использование нетрадиционных техник изображения позволяют организовать совместную деятельность детей по созданию коллективных произведений. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально личностного развития особенно эффективны арт-терапевтические техники, которые успешно применяют психологи и психотерапевты. Арт-терапия – это терапия искусством, понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства и в частности – рисования.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с проблемами в развитии в целом. О необходимости использования в коррекционной работе нетрадиционных техник изображения говорили многие авторы: Лебедева Е.Н., Дубровская, Екжанова Е.А., Утробина К.К. и др.
Однако особенности ребенка с задержкой психического развития предполагают особый подход к организации занятий, поэтому не все предложенные формы, методы работы с нетрадиционными техниками рисования можно использовать при работе с детьми ЗПР. Наработки авторов можно применять частично, упрощая или наоборот, усложняя. Важной задачей является определение тематики занятий, соответствующих общему тематическому планированию всей коррекционно-развивающей работы.
Значит, возникает необходимость определить круг задач, содержание, разработать методику проведения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывающих их особенности.
Сравнительные результаты исследования дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной и контрольной групп показывают эффективность разработанной нами методики, необходимость проведения такой работы, начиная с младшей возрастной группы, а та же продолжения начатой работы в подготовительной группе.
Таким образом, в ходе работы были решены все поставленные нами задачи, и цель работы в целом была достигнута.