СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы со слабовидящими детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы со слабовидящими детьми»

Особенности работы со слабовидящими детьми

Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение, осязание, вкус и обоняние. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни.

О роли зрения в работе логопеда (запись речи ученика с нарушением речи без зрительного контроля, со зрительной опорой артикуляции логопеда)

Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?

Нарушения зрения у детей разделяются на три типа:

  • Косоглазие и амблиопия(острота зрения ниже 0,3).

  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).

  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух, в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании детей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследст­вие этого движения скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении.

  При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы ребёнок понимал – что именно он делает и зачем.

В дошкольном возрасте слабовидящий ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но импульсивность может про­являться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для зрячего она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слабовидящих детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.

На занятиях детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашивае­те»,— говорит он. Он перебивает дру­гих, требует к себе особого внимания и настойчиво обра­щается к. педагогу в то время, когда он разговари­вает с другими детьми. В большинстве случаев дети не мо­гут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.

У слабовидящих отмечают закономерные измене­ния в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при нару­шениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состоя­ние горя, радости, гнева и др., проявляются в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушени­ем зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и дру­гие качества слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слабовидящих зрячие в школе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально не­полноценных.

Слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним. 

Один из незрячих рассказывал, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и он сильно переживал. Учительница этого не понимала, она кричала: «Ты еще улыбаешься?! Ты еще смеешься?!» Только повзрослев, он узнал из книг, что по лицу зрячие "прочитывают" эмоциональные состояния, и понял, что внешние проявления его чувств не соответствуют его внутренне­му состоянию.

Слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормаль­но видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слабовидящих со зрячими.

«Взгляд в сторону» слабовидящего может быть вызван глубоким нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассмат­ривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на собе­седника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.

Анализ состояния зрения у детей показывает, что работа с ними должна отличаться особой продуманностью. Например, детям, страдающим нистагмом, нельзя поручать работы, выполнение которых требует сосредоточенности на мелких предметах и длительного зрительного напряжения. Им труд­но оформлять стенные газеты, заниматься конструированием с использованием мелких деталей, переписыванием длинных тек­стов и др.

Они испытывают определенные трудности при ориентировке в большом пространстве, так как способны видеть размеры, цвет и движения лишь на расстоянии до 5 м; у них отсутствует глубинное зрение.

Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников.

Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.

Учитель должен помнить об этом и учить слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом.

Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером.

Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.

Просмотр содержимого презентации
«Особенности работы со слабовидящими»

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

ЗРЕНИЕ обоняние СЛУХ ВКУС осязание

ЗРЕНИЕ

обоняние

СЛУХ

ВКУС

осязание

Образец речи ребёнка со зрительным контролем и без него

Образец речи ребёнка со зрительным контролем и без него

Нарушения зрения

Нарушения зрения

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3)
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения с коррекцией очками составляет  0 , 050 , 2 на лучшем видящем глазу)
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу)
Снижение зрения влияет:

Снижение зрения влияет:

  • На процесс изучения мира
  • Развитие речи
  • Развитие воображения
  • Формирование координации движений
  • Поведение
  • Эмоциональные проявления
Слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой
  • Слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой
Особенности обучения в условиях коллектива зрячих сверстников

Особенности обучения в условиях коллектива зрячих сверстников

Оптимальная нагрузка не более 15- 20 минут непрерывной работы Контрастные записи, крупные буквы Учить анализировать с опорой на слух Речь учителя должна быть четкой и точной Учитывать низкий темп чтения и письма Научить общаться со сверстниками Поощрять словесно Сопровождать видеозаписи словесными объяснениями
  • Оптимальная нагрузка не более 15- 20 минут непрерывной работы
  • Контрастные записи, крупные буквы
  • Учить анализировать с опорой на слух
  • Речь учителя должна быть четкой и точной
  • Учитывать низкий темп чтения и письма
  • Научить общаться со сверстниками
  • Поощрять словесно
  • Сопровождать видеозаписи словесными объяснениями
Как видят картинку дети с различными заболеваниями органов зрения

Как видят картинку дети с различными заболеваниями органов зрения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!