Ход урока: I.Организация начала занятия II.Обеспечение мотивации и постановка цели учебно-познавательной деятельности Позади «Смутное время», век «бунташный», а мы перевернули еще одну страницу российской истории, завершив изучение основных событий XVIII века. XVIII век – особый: намеченные реформы осуществлялись успешно, в цене были знания, талант, энергичность; русский человек, может быть, впервые осознал свою творческую силу, а русское общество стало ощущать свою ответственность за судьбу Отечества. Как было ни стать XVIII веку «блистательным» в нашей истории. Именно тогда был создан один из лучших конных памятников в мире - «Медный всадник». Идея воздвигнуть памятник Петру I принадлежала его дочери Елизавете Петровне, но осуществлена она была только при Екатерине II. Французский скульптор Этьен-Морис Фальконе работал долго, многие уже стали терять надежду увидеть памятник, но в августе 1782 года состоялось его торжественное открытие. По повелению Екатерины II на постаменте было начертано: «Екатерина II Петру I». Тема урока: «От Петра I Екатерине II». В качестве эпиграфа урока мне бы хотелось предложить слова Н.М. Карамзина: «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России». - Давайте вместе сформулируем задачу сегодняшнего урока. Проблемное задание: почему Екатерину II историки считают продолжательницей «славных дел Петра»? III.Основная часть Основные линии сравнения мы выделим в тетради с помощью схемы: - реформы управления – экономические реформы - военные реформы - - успехи внешней политики - Что изменилось в государственном устройстве России при Петре I по сравнению с XVII веком? Боярская Дума – Сенат Приказы – коллегии Уезды и воеводы – губернии и губернаторы Патриарх – Синод - Что такое «Сенат»? Когда был создан? -Когда была проведена губернская реформа? - Каково было значение реформ государственного устройства? [Создан новый аппарат управления] - Назовите минимум 3 понятия, связанные с экономическими реформами Петра I [меркантилизм, протекционизм, мануфактура, подушная подать] - Объясните данные понятия - А сейчас вам предлагается, посмотрев на карту, разгадать ее легенду: что обозначают эти значки на карте? [Мануфактуры, верфи, ярмарки] - Какие отрасли промышленности в первой четверти XVIII века развивались наиболее быстрыми темпами? Почему? [Металлургия, текстильная, кораблестроение; для нужд Северной войны]. - Покажите, какой новый центр (промышленности) металлургии появился в России? [Урал] - Каков был главный итог экономических реформ? [За короткий срок была создана промышленность, способная полностью обеспечивать важные государственные и военные нужды страны] - Как официально именовали Петра I? [Отец Отечества, Петр Великий, император Всероссийский] - В связи с какими событиями он принял этот титул? [За победу в Северной войне] - Каковы были итоги Северной войны? Какие территории были присоединены к России? [Прибалтика, выход в Балтийское море] Военным успехам России способствовала военная реформа Петра I. - В чем заключалась военная реформа Петра I? [Создана регулярная армия и флот] Найдите ошибки в тексте: «Первым делом Петр I ликвидировал потешные полки. Началось формирование регулярной армии на всеобщей повинности. Основой новой армии стали полки иноземного строя. На Москва-реке началось сооружение русского флота». Итак, первая четверть XVIII века, эпоха петровских преобразований, стала временем крутых перемен в жизни общества. - Главный итог петровских реформ? [великая европейская держава] Петр I и сам был целой эпохой, за ним трудно было попеть, так быстро он шел, обгоняя свое время. - Что означает в переводе «west», «western»? [запад, западный]. Термин «вестернизация» историки используют, когда говорят о глубоком влиянии европейских порядков на государство. Немка по происхождению, Екатерина II говорила: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня», «Любить мой народ и быть матерью его – обязанность моя». Работа с документом (см. приложение) Вопрос к документу: Что похожего было в характере «Екатерины II и Петра I? Какие качества позволили добиться им значительных успехов в их реформаторской деятельности? [Ум, энергичность, наблюдательность, трудолюбие] Мы говорили, что во второй половине XVIII века все отчетливее проявляется борьба старого и нового, феодальных и буржуазных отношений. Задание: Распределите мероприятия по сохранению феодальных отношений и способствующие развитию буржуазных отношений в левую и правую колонку таблицы Мероприятия по сохранению феодальных отношений: Разрешение ссылать крепостных крестьян на каторгу За помещиками сохранялись их земли Жалованная грамота дворянству (синий цвет) | Мероприятия, способствующие развитию буржуазных отношений: Свобода предпринимательства Вольное экономическое общество Созыв Уложенной Комиссии (красный цвет) | Какое название дали эпохе Екатерины II мероприятия по сохранению феодальных отношений? Почему? [«Золотой век дворянства»] Какое название м дали «екатерининской эпохе» мероприятия по развитию буржуазных отношений? [Просвещенный абсолютизм] - Что такое «просвещенный абсолютизм»? [Это политика, направленная на преобразование устаревших сторон жизни общества] - Для чего созвана Уложенная Комиссия, итог ее деятельности? Какой титул был присвоен Екатерине II? [Великая, Премудрая, Мать Отечества] Стремясь вслед за Петром I к укреплению государственности, императрица обратила внимание на местное управление. Заполните пропуски в тексте: В 1775 году Россия была поделена на 50 губерний во главе с губернаторами. Окончательно была ликвидирована вольность Украины. Екатерина II хорошо понимала, что обязательным условием процветания государства, о котором она мечтала, является развитая экономика. - На основе интерактивной карты сделайте вывод – какую эпоху отражают данные факты? Аргументировать свой ответ [Эпоха Екатерины II, так как вывозят металл и хлеб] - О чем свидетельствует факт вывоза железа за границу: сколько мануфактур насчитывалось в конце XVIII века? [1200 мануфактур, промышленность быстро развивается] Екатерина II мечтала сделать государство изобильным, но… Петру I и Екатерине II посвящено немало литературных произведений, научных трудов, а вот песен и сказаний народ о них не слагал. Почему? Поможет нам ответить на этот вопрос метод исторической реконструкции, который, смешав исторические эпохи, позволит нам подслушать разговор трех крестьян. - Похваляются, что наш император мудрый, а что его мудрость? От нужды да голода народ на окраины побёг, кто в лесах укрылся да разбоем занялся. - Рекрутов клеймят, как каторжников, особым знаком, чтобы не сбежали. Город на болоте задумали строить – будет им «город на костях». - Экая беда! При нашей матушке Екатерине совсем житья не стало: за малую провинность помещики в Сибирь на каторгу ссылают, а жаловаться на них ни-ни – запретила. Шесть дней на барина отработаешь – когда о своем хозяйстве заботиться? Перемены достигнуты ценой огромного напряжения сил народа, только при Петре I в России из 14-17 млн. человек погиб каждый десятый] Петр I завещал своим потомкам активную внешнюю политику – это означало активное участие России в европейских делах, и, если потребуется, отстаивать национальные интересы России силой. Историк Платонов писал: « В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками все московские государи». - О каких задачах идет речь? [выход в Черное море, возвращение древнерусских земель] Екатерининская эпоха явила миру блестящих русских полководцев и флотоводцев. «Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам», - писал Карамзин. Установите соответствие: Ушаков – Керченский пролив Суворов – Кинбурн, Фокшаны, Рымник, Измаил Румянцев – р. Ларга, р. Кагул Потемкин – Очаков Орлов – Чесменское сражение -Итоги внешней политики Екатерины II ? -Какие территории вошли в состав России? -Главный итог деятельности Екатерины II ? Мы подвели итоги конкурса на сочинение синквейна – пятистрочное стихотворение, в котором дается оценка царствования Петра I и Екатерины II, отражающая собственное отношение к данным личностям. Петр Первый Великий Изменил, обновил, возвеличил Россия в ряду европейских держав Император Екатерина Вторая Великая Воевала, строила, создавала Россия в ряду мировых держав Императрица - Почему оценки деятельности Петра I и Екатерины II в ваших синквейнах совпадают? -Почему Екатерину II можно назвать продолжательницей и преемницей ПетраI? Она продолжила и успешно завершила начатое Петром I превращение России в великую державу в XVIII веке, а век XIX поставит перед властью совсем другие задачи. IV.Рефлексия Итак, мы путники, которым пришлось преодолеть серьезное препятствие. Поднимите руки, кто в усвоении данной проблемы урока достиг вершины, у кого остались непонятые вопросы и требуется дополнительная работа, а кому оказалось слишком тяжело, и он остался у подножия горы? Вывод: большинству ребят будет легко на следующем уроке. V.Инструктаж о выполнении домашнего задания Сочинение «Роль ПетраI (Екатерины II) в истории России» |