СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков русского языка во 2 классе по теме «Предлог».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков русского языка во 2 классе по теме "Предлог".

Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в Казахстане, но и во всем мире.Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков русского языка во 2 классе по теме «Предлог».»

Хандусь Наталья Александровна Портфолио учителя Отчёт В 2

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» 3 уровень

ИПК ПР по Костанайской области» 20.04.2015г.

Г.Костанай





Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков русского языка во 2 классе по теме «Предлог».



Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в Казахстане, но и во всем мире. Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. Поэтому в настоящий момент перед школой стоит задача обеспечения не только и не столько получения детьми знаний, сколько умения использовать полученные знания для приобретения новых.

Я хочу проанализировать урок, который был вторым в серии последовательных уроков по русскому языку во 2 классе по теме «Предлог». На его примере, я хочу дать оценку, в какой степени мне удалось реализовать семь модулей Программы.

При разработке плана любого урока постоянно думаешь о том, какую форму работы применить и какой метод использовать, чтобы развить у учащихся речь и мышление. Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы.

Опираясь на среднесрочное планирование, я приступила к составлению поурочного плана, в котором определила цель, задачи урока, и конечно наметила ресурсы (оборудование), которые мне понадобятся в качестве поддержания процесса обучения. Определила ключевую идею урока. В соответствии с темой урока, решила, что на этом уроке должен лидировать модуль «Критическое мышление» [Руководство, стр. 182]. Так как этот урок был вторым в серии последовательных уроков, то мне необходимо было организовать обучение школьников, чтобы оно способствовало развитию саморегуляции. Для этого я определила, каким должно быть дидактическое оснащение урока, какую выбрать форму проведения, определить методы, подходы. Снова просмотрела Руководство, с тем, чтобы ещё раз убедиться, какие подходы лучше использовать на уроке. Стало ясно что, необходимо использовать опыт обучающихся. Вспоминая и анализируя материалы первого этапа курсов, ещё раз убедилась, что в современном уроке просто необходимы все семь модулей Программы. Всё это я учла при подготовке данного урока. При построении урока по теме «Предлог» я поставила для себя следующую цель и задачу.

Цель урока: Ознакомление учащихся с термином «предлоги, особенностью предлогов как отдельной группы слов, их ролью в предложении.

Задачи:

- познакомить с предлогами, с правилом правописания их с другими частями речи

-умение правильно ставить вопросы и определять с какой частью речи согласовано;

- развивать устную и письменную речь учащихся; критическое мышление

-учить аргументировать свои ответы.

Поставленные цель и задачи я должна была реализовать, через работу в группах и парах, используя дополнительный материал. Таким образом, в ходе данного урока у моих учащихся должны развиться способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения путем развития метапознания, когда учащиеся самостоятельно могут брать на себя ответственность за собственное обучение. Метапознание может определяться как знание, понимание и регулирование когнитивных процессов или размышлений о них, включая возможность распознавать ошибки и регулировать мышление [Руководство для учителя, с.140] А сам процесс метапознания является движущей силой «обучения обучению» [Руководство для учителя, с. 138].

После первого этапа курсов, я поняла, как важно создать благоприятный эмоциональный фон на протяжении всего урока, ведь у учащихся данного возраста обучение проходит через игру.

Фото№1

Фото № 2

Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» я реализовала путем построения через диалог. В рамках программы обязательным моментом в планировании для меня стало введение в план урока создание коллаборативной среды на первом этапе и, конечно же, в течение всего урока. Я продумала формы и приемы объединения групп. Для этого я использовала: тренинги для эмоционального настроя «Дерево желаний», интерактивные физминутки «Елочка». Создание такой коллаборативной среды способствовало повышению мотивации обучающихся на протяжении всего урока и высокому уровню обратной связи. Внедрение мною всех семи модулей Программы в данный урок происходило следующим образом.

Задания на составление темы и целипологания учащиеся разгадали кроссворд, с помощью которого определили тему данного урока, а также была проведена словарная работа. (Фото№2) Далее

Далее ребятам было предложено определить цели урока. Для этого я использовала прием «корзина идей». Вначале дети проговорили цели урока про себя, затем обсудили их в паре, а затем в группе. Я использовала этот приём для того, чтобы обучающиеся наметили для себя цель и работали над её реализацией в течение всего урока.

Модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» представлен следующей формой. Ребята познакомились с листами оценивания и обсудили, что для объективной оценки необходимо следовать критериям. (Фото№3)

Фото № 3








Этим приемом я стремилась каждого ученика настроить на продуктивную работу. Наблюдая за работой класса, я заметила, что в диалоге ученики раскрываются как для других, так и для самого себя. В процессе парной и групповой работы у них исчезает чувство скованности, а в результате совместного обсуждения они приходят к пониманию новой темы.

Посредством диалога на данном занятии я использовала применение проблемного вопроса, который ставился в начале урока и по мере изучения материала мы отвечали на него. Ребятам был задан такой вопрос: «Для чего служат предлоги?» Метод постановки проблемных вопросов помогает сконцентрировать внимание детей на материале урока, учит выделять главное, видеть картину полностью. Вопросы данного порядка способствуют не простому воспроизведению уже изученных знаний учащихся, а развивают у них умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать определенные логические цепочки, ориентируясь уже на имеющиеся знания. На этапе первичного закрепления материала я использовала дифференцированные задания вида:

А-Составить предложение из каждой группы слов и запиши их

В-Ответь на вопросы, напиши полные ответы

С-Вставь нужные предлоги

Эта форма работы раскрывает следующий модуль «Обучение талантливых и одаренных» Ученики очень активно работали, после выполнения задания я им озвучила правильные варианты ответов. После проверки выполнения задания, совместно с ученикамипровели беседу. Я мотивировала учащихся на изучение данной темы, т.к. получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем будет способствовать изучению раздела. После моей мотивации ученики выразили свое эмоциональное состояние по стратегии «Большой палец». Могу сказать, что настрой у учеников на изучение новой темы был удовлетворительный. Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод:

во- первых, судя по самооцениванию материал пройденного урока ребята уяснили хорошо, во- вторых в ходе выполнения письменного задания также ребятами была продемонстрирована их хорошая эрудированность.

Следующим заданием было, прослушать сказку «Спор между частями речи» и ответить на вопрос: «Кто был прав, а кто не прав в этом споре?» Ученики работали сначала индивидуально, затем в парах, а затем обсудили в группах правильность выполнения задания. В группах все учащиеся активно принимали участие, наблюдая за распределением ролей в группе я увидела, что в первой группе спикером была Настя (ученица А), во второй- Богдан (ученик А), они направляли и координировали всю работу группы. После обсуждения в группе, вынесения единого мнения по поставленному заданию, учащиеся оформили свои ответы в виде флипчарта на бумаге.Фото(№4)

Фото №4

Выбор спикера в группе шёл очень тяжело, никто не хотел выполнять такую роль, возможно из-за не желания получить не одобрительную оценку, как со стороны учителя, так и учеников, своей ли группы или группы оппонентов. После подготовки флипчарта спикер от каждой группы озвучил выполненное задание, после чего ученики дополняли пробелы параллельной команды по стратегии «Карусель». Для оценивания данного задания я использовала взаимооценивание по стратегии «Сигнальные карточки», так как данный метод дает возможность учащимся поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки развивает у ученика способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволит ученикам увидеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменит работу в будущем.

Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод:

во- первых, работа в группах даёт свои положительные результаты, выполняя функции взаимообучения, развивая умения высказывать своё мнение и аргументировать его, воспитывая лидерские качества,

во- вторых, многие из учеников активно принимали участие в ходе составления флипчарта.

В- третьих, можно было наблюдать со стороны учащихся во время взаимооценивания работ, не все ребята хотели участвовать в роли спикера.

Следующим шагом, то есть в четвертом задании была продолжена индивидуальная работа “Проба пера”, в которой ученики должны былизаписать упражнение найти и выделить предлоги. Эта работа предполагала вид деятельности, когда ученики творчески размышляют и интуитивно мыслят по определенным вопросам. А именно для выполнения этого задания учащимся необходимо было владеть знаниями изученного нового материала данного урока. После выполнения задания, я организовала фронтальную проверку самостоятельной работы учеников.

Ученики по - очереди озвучивали написанные ими предлоги и давали им пояснения. Сразу же по ходу работы я поправляла и оценивала учеников, то есть правильно выполнено задание или нет. После выполнения последнего задания я предложила ученикам вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели и по каждому заданию, заранее раздав им оценочные листы.

Анализируя задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод:

во- первых, по листам ответов видно, что большинство учащихся чувствовали себя уверенно и все поняли, но есть и учащиеся, которым «было интересно, но им нужна помощь»,

во- вторых, ребятам интересно и они активны. Отсюда следует, что необходимо продолжить работу по модулю «Новые подходы в обучении».

Модуль «лидерство в обучении» реализовывался на протяжении, урока я была в роли управленца, лидера и наблюдателя. Давала возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. Для выявления таких ребят, распределила роли для выполнения определенных задач. В этих ролях ребята проявили себя активно, как организаторы и наставники для других учащихся, и в итоге защищали работы групп перед всем классом. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и с большим удовольствием будут ходить на уроки. Работала над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.

На вопрос: «Что получилось?», анализируя проведённый урок, я могу отметить то, что ребятам на моих уроках было комфортно, они были активными.

Во-первых, ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно и они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания.

Во- вторых, они научились трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах). 3- договариваться между собой; 4- слушать друг друга; 5- вести диалог; 6- добывать знания самостоятельно; 7- рефлексировать; 8- аргументировать; 9- консультироваться друг с другом; 10- оценивать себя и своих одноклассников и я думаю, что мои ученики стали более уверенными и сильными, а значит – успешными.

В чем заключалась моя роль? Так как на сегодняшний день целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности, следовательно и роль моя как учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненно-важных проблем - вот чему необходимо научить своих учеников. Роль учителя быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса и школы. Моя роль на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения. В ходе этого управления я консультировала учащихся, направляла их, наблюдала, то есть учила тому, как учиться.

Я думаю, что дальнейшими моими действиями обязательно будет то,

что я продолжу работу по внедрению семи модулей Программы. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно - познавательной деятельности, то есть учить их учиться. Научу своих учеников думать и действовать самостоятельно. Продолжу развитие у учеников творческого мышления всесторонним анализом проблем. Обязательно продолжу изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересы, особенности развития. Буду учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.


Литература:

  1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!