СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года в литературе и истории

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 10 классе после изучения  темы по истории и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года в литературе и истории»



Приложение № 98

«Отечественная война 1812 года»» 10 класс.

(интегрированный урок истории и литературы)

Учитель литературы Григорьева Наталья Витальевна

Учитель истории Алексахина Елена Леонидовна

МБОУ СОШ №1 г Кемь

Тип урока (дидактическая структура): Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока (форма работы): Урок - беседа

Цель урока: более глубокое усвоение знаний о войне 1812 года, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках истории по теме «Отечественная война 1812 года» и литературе- изучение произведения Л.Н. Толстой «Война и мир», обобщить материал как систему знаний.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развивать пространственное мышление, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

Оборудование: Презентация «Война 1812 года», текст произведения Л.Н. Толстой «Война и мир», исторические документы: , ПК, проектор.

Пояснительная записка:

Данный урок проводится после изучения темы по истории «Отечественная война 1812 года» и по литературе после изучения произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока:

1. Актуализация знаний:

Учитель истории: Вы изучили по истории России тему «Отечественная война 1812 года» и познакомились на литературе с произведением Л.Н.Толстого «Война и мир». Сегодня на уроке вы обобщите свои приобретенные исторические и литературные знания по Отечественной войне 1812 года и сформируете комплексное представление об этом значимом событии, сравнивая взгляды историков и позицию Льва Николаевича Толстого, сделаете собственные выводы (слайд 1).

Что такое война? (слайд 2).

Учащиеся: вооруженная борьба между государствами; борьба между классами, различными группами населения внутри государства;действие, направленное на искоренение чего-либо.






Учитель истории: по мнению Николая Бердяева «Война несет с собой опасность варваризации и огрубления. Она сдирает покровы культуры и обнажает ветхую человеческую природу» (слайд 3).

Учитель литературы: в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» говориться «Началась война, т.е. свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. ...Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их и воровство для продовольствия армии: обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, т.е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» (т. 3, ч. 3, гл. XXV) (слайд 4).

В современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания. (ср. «На миру и смерть красна»). До орфографической реформы 1917—1918 годов эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «міръ». Существует легенда, что Толстой якобы использовал в названии слово «міръ» (Вселенная, общество). Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix» (слайд 5).

Толстовская философия истории: «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразрушимых явлений, т.е. тех, разумность которых мы не понимаем». В силу закона необходимости действия отдельного человека в истории предопределены. Каждый человек обладает свободной волей, независим в своём выборе. Лишь в конкретных ситуациях истории, в общем ходе развивающихся событий он ограничен. История совершается «произволом» многих людей, общей волей масс, исполняющих, однако, «предписанные» ею законы, притом в жизни «стихийной, роевой», то есть бессознательной, инстинктивной (слайд 6).

2. Начало войны 1812 года.

Учитель истории: Отечественная война1812 года. Каковы исторические причины этой войны? (слайд 7).





Учащиеся:

- Стремление Франции к мировому господству

- Противоречия России и Франции: польский, германский, ближневосточный вопросы

- Нарушение Россией континентальной блокады

- Устранение Москвы как основного конкурента на пути к короне императора Священной Римской империи

Учитель истории: Незадолго до войны французской разведке удалось сделать невероятное – она сумела выкрасть гравировальные доски «столистовой» русской карты. Впоследствии надписи на этой карте, были переведены на французский язык, и эту карту использовало французское командование во время войны (слайд 8).

Учитель литературы: А каковы причины войны по Толстому?

Причина войн – совпадение интересов множества людей. Народ бессознательно творит историю. Толстой отрицает войну как величайшее зло, но прославляет народ, ведущий справедливую освободительную войну. Роль личности не имеет никакого значения, она следует за событиями, наблюдает. Совпадение миллиардов причин – главная причина войны (слайд 9).

Учитель истории: Кто встречал армию Наполеона в России? Каковы планы воюющих сторон? (слайд 10).

Учащиеся: I армия Барклая де Толли, II армия Багратиона, III армия Тормасова.

Учитель истории: Каковы планы воюющих сторон? (слайд 11).

Учащиеся:

Планы Наполеона: разбить русские армии поодиночке в приграничных сражениях.

Планы русских: сохранить армии, отступая.

Учитель истории: Оценка численности армий на 24 июня 1812 года (тысяч человек) (слайд 12).

Учащиеся: работают с таблицей 11 слайда.

Учитель истории: Переправа через Неман (слайд 13, 14, 15). Вспомните, что об этом писал Сегюр Ф. (Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ НЕМАН) (Приложение 1).

Учащиеся: отвечают по документу (Приложение 1).

Учитель истории: Почему армию Наполеона называли двунадесятиязыкая?

Учащиеся: в ней сражались австрийцы, вестфальцы, саксонцы, поляки и многие другие покоренные Наполеоном народы.

Учитель литературы: Зачитайте цитату из романа о переправе через Неман.

Учащиеся: зачитывают цитату т.3 ч.1 гл. 2.






Учитель истории: Cмоленское сражение (слайд 16). Что о нем пишет Павел Пущин в своих воспоминаниях (Приложение 2).

Учащиеся: «Дрались ожесточенно. Восхищаясь отвагой и мужеством наших войск, я все-таки пришел к печальному заключению, что нам придется скоро уступить город. Я видел храброго генерала Дохтурова в самом опасном месте под сильным перекрестным огнем в воротах Смоленска. 18 (6)  августа. Когда мы проснулись, город весь был в пламени. В 9 часов утра получен приказ отступать» (Приложение 2).

Учитель литературы: Как Толстой описывает оставление Смоленска? (слайд 17).

Учащиеся: купец Ферапонтов, который жалел сначала трёх рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи всё, ребята!.. Решилась! Россия!..» Наряду с Ферапонтовым автор рисует единодушие двух солдат и «человека во фризовой шинели», поджигавших вместе дом этого человека, людей из толпы с «оживлённо-радостными и измученными лицами», смотревших на пожар, Алпатыча и князя Андрея, не мешавшего пожару вопреки приказу. «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!» - в тон слову «решилась» звучит в конце главы. Тут, у Смоленска, «решилась» и «пошла драть» Россия. Не случайно, партизанская война, как пишет Толстой, «началась со вступления неприятеля в Смоленск».

Учитель литературы: Какова роль сцены «Оставление Смоленска»? Что хотел показать нам автор?

Учащиеся: Этот эпизод имел огромное значение. С момента оставления Смоленска начинается всеобщий подъём, единение и партизанская война.

Учитель истории: на слайде 18 вы можете увидеть рисунки француза Фабер-дю-Фора, участника Смоленского сражения. А на слайде 19- Памятник русским защитникам Смоленска.

Почему не сработала тактика молниеносного разгрома русской армии в приграничной полосе?

Учащиеся: Преследуя русские армии, Наполеону приходилось оставлять за собой гарнизоны для охраны тыла, постепенно утрачивая преимущество и превосходство в живой силе; все большую остроту приобретали вопросы снабжения войск продовольствием, фуражом и боеприпасами. Наполеон, будучи опытным полководцем, начинал понимать, что его заставляют играть по чужому сценарию, он не мог не сознавать, какие опасности ждут французов и их союзников по мере того, как они все дальше и дальше продвинутся вглубь необъятной страны, которую он обещал в несколько недель поставить на колени.





3. Кутузов и Наполеон.

Учитель истории: В исторической науке сравниваются два императора Наполеон Бонапарт и Александр I. В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой противопоставляет двух великий полководцев- Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова. Что вы можете рассказать о М.И.Кутузове? (слайд 20), (Приложение 3).

Учащиеся: Одна из главных черт Кутузова – осторожность. Военная философия Кутузова, выражалась им самим в простой, но ёмкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Другой чертой Кутузова – человека и военачальника была хитрость. Старый лис Севера» - сказал о Кутузове Наполеон. В отличие от Наполеона, для которого именно решающий бой автоматически предоставлял возможность диктовать условия победоносного мира (Приложение 3).

Учитель литературы: давайте посмотрим фрагмент фильма режиссера С.Бондорчука «Война и мир» о назначении М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией.

Учитель истории: Что вы можете рассказать о Наполеоне Бонапарте (слайд 21), (Приложение 3).

Учащиеся: Согласно своему обычаю, Наполеон проходил перед рядами солдат. Он знал, в каких войнах участвовал каждый из полков вместе с ним, и поэтому останавливался возле самых старых солдат.
Одному он напоминал битву у пирамид, другому Маренго, Аустерлиц, Йену или Фридланд. Ветеран, слыша ласковое слово и думая, что император узнал его, чувствовал себя возвеличенным в глазах своих более молодых товарищей, которые должны были завидовать ему! Продолжая обходить ряды, Наполеон не оставлял без внимания и самых молодых солдат. Казалось, что все, касающееся их, интересует его. Он знал все их нужды и спрашивал их: заботятся ли о них их капитаны? Уплачено ли им жалованье? Все ли у них есть?
(Приложение 3).

Учитель литературы: Как описывает Толстой Кутузова и Наполеона? (слайд 22).

Учащиеся: Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против воли царя в производители народной войны". И только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту". 

У Толстого Наполеон «маленький человек в сером сюртуке», «недовольно взглядывая на тонувших улан», давно привык к тому, «что присутствие его… повергает людей в безумие самозабвения». У Толстого свой взгляд на эту личность, расходящийся со взглядами историков, для писателя это только маленький толстый человек, наделенный не талантом полководца, а манией величия. Бессмысленная гибель людей вызывает у





автора боль и осуждение тех, кто не заботится о сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне. Толстой развенчивает культ Наполеона, подходя к оценке его действий с позиций христианской морали. «Нет величия там, где нет красоты, добра и правды».

4. Бородинское сражение (слайд 23).

Учитель литературы: Толстой посвятил Бородинской битве более 20 глав (слайд 24). Андрей Болконский: «Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит». Эти слова полностью совпадают по мысли с философией автора романа-эпопеи.

Учитель истории: Накануне Бородинской битвы перед солдатами и офицерами русской армии пронесли икону Смоленской Божьей матери, спасенную из пылающего Смоленска (слайд 25). Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения (слайд 26).

Учитель литературы: Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т.к. Пьер, ничего не пони­мающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и явля­ется причиной победы. Сцены, рисующие настроение русских накануне боя: встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками - ополченцами (гл.20); (гл.24-25). Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине» об уверенности в ней: «...Одно слово - Москва», «Завтра, что бы там ни стало, мы выиграем сражение» (ч.2, гл.25) (слайд 27).

Учитель истории: как описывают Бородинское сражение в своих воспоминаниях французы- участники битвы? (Приложение 4), (слайд 28).

Учащиеся: в Великой армии никто в победе при Бородино не сомневался. Результат Бородинской битвы Шамбрэ оценил как недостаточно полный успех французской армии. Причины этого он видел в нерешительности Наполеона в день сражения, что, в свою очередь, объяснял досаждавшим императору насморк. Во время поворотного момента в сражении, когда русские флеши были взяты и надо было бросать в огонь гвардию, Наполеон промедлил полчаса и упустил шанс добиться полной победы.

Учитель истории: как описывают Бородинское сражение в своих воспоминаниях русские- участники битвы? (Приложение 5), (слайд 29).







Учащиеся: Н.Любенков писал: «… здесь целый ад бы против нас; враги в воспаленном состоянии, полутрезвые, с буйными криками, толпами валили на нас; ядра их раздирали нашу линию, бой был уже всеобщий, стрелки наши отступали, неприятель теснил их. Офицеры их были перебиты, неприятель, не видя на этом месте пушек, делал луже кавалерийские атаки, но появление батареи ободрило наших стрелков. Батарея стой, с передков долой – она хлынула картечью, опрокинула колонны, отряды неприятельской кавалерии смешались…»

Учитель литературы: В сценах, посвященных Бородинскому сражению, Толстой вновь противопоставляет Кутузова и Наполеона. Найдите описание в тексте (гл.33-35), (слайд 30, 31).

Учащиеся: Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу прика­зов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл.35), т.к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бес­сильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о зав­трашнем наступлении и т.д.

Учитель истории: Каковы исторические итоги Бородинского сражения? (Приложение 6), (слайд 32).

Учащиеся: итоги Бородинского сражения: моральная и стратегическая победа русских, но фактическая победа французов. Историки считают, что Бородинское сражение не принесло победы ни одной из сторон. Но оно надломило дух непобедимой дотоле наполеоновской армии, вдохнуло новые силы в российские войска, показало высокий патриотизм, неустрашимость, самоотверженность русских солдат, офицеров и генералов, которые выстояли, несмотря на всю мощь наполеоновской военной машины. (Приложение 6).

Учитель литературы: Вот что говорит по этому поводу Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника…» (слайд 33). Давайте проанализируем таблицу







Сопоставительный анализ мнений историков и Толстого об итогах Бородинского сражения:

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”

1. Цели, преследуемые русской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве

“…не имело ни малейшего смысла…”

2.Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления

“Русские не отыскивали лучшей позиции…”;

“…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…”

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4. Ход сражения

Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сражения, значение

Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”.


Учитель истории: Могут ли страницы романа Толстого служит историческим источником?

Учащиеся: нет.








Учитель литературы: Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух русской армии в Бородинском сражении – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознаёт величие этой минуты, осознаёт, что защищает Родину от врага. Л.Н.Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную». Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французов была истощена (слайд 34).

5. Партизанская война.

Учитель истории: давайте посмотрим видеофрагмент из кинофильма Р.Ростовского «Эскадрон гусар летучих». О каком явлении в нем идет речь?

Учащиеся: о партизанской народной войне.

Учитель истории: давайте реальным участникам партизанского движения Отечественной войны 1812 года найдем соответствующих героев романа «Война и мир».

Учащиеся: Д. Давыдов – Денисов (слайд 35), Фигнер – Безухов (слайд 36), Сеславин – Долохов (слайд 37).

Учитель истории: Крестьяне принесли весьма существенную пользу партизанским отрядам, они выслеживали отдельные неприятельские партии и отряды, истребляли французских фуражиров и мародеров, с полной готовностью доставляли в партизанские отряды продовольствие людям и корм лошадям. Крестьяне отказывались вступать в какие-либо торговые сделки с неприятелем, отказывались поставлять продовольствие и фураж, бывало, сжигали собственные дома, если туда забирались фуражировщики. Когда фуражировки сопровождались большим конвоем, крестьяне сжигали свои запасы (выгорали целые деревни) и убегали в леса. После снижения дисциплины в армии Наполеона и превращения значительной её части в банду мародёров и грабителей, население России стало переходить от пассивного к активному сопротивлению неприятелю. Бежавшие из плена русские солдаты, добровольцы из числа местного населения брали на себя инициативу по организации самообороны, формированию партизанских отрядов (слайд 38- 39). Назовите крестьян- героев партизанской войны.

Учащиеся: Е.Четвертаков (слайд 40), Г. Курин (слайд 41-42), Е.Стулов (слайд 43), В.Кожина (слайд 44-45).

Учитель истории: Жители Карелии также защищали свою родину от наполеоновского нашествия, давайте вспомним материал курса «История Карелии»:

«Вологодскiе и Олонецкiе стрѣлки составили одну дружину; имъ были выданы изъ






арсенала тирольскiя штуцера, а начальникомъ и учителемъ былъ назначенъ отставной подполковникъ 47-го егерскаго полка Моренталь – человѣкъ весьма замѣчательный» (слайд 46).

Активное участие в войнах с наполеоновской Францией принимал и 20-й (впоследствии 103-й Петрозаводский) егерский полк, сформированный в 1803 г. преимущественно из рекрутов, набранных в Олонецкой губернии. Начало Отечественной войны 1812 г. полк встретил на западной границе в составе 1-й армии М. Б. Барклая-де-Толли. Находясь в арьергарде, участвовал в боях под Витебском и Смоленском. В Бородинской битве он действовал на правом фланге против французского корпуса генерала Жюно. После оставления Москвы полк участвовал в сражении при Тарутине 6 октября 1812 г., потеряв убитыми и пропавшими без вести 145 человек (слайд 47).

В марте 1814 года в составе русской армии олонецкие стрелки вступили в Париж. По улицам французской столицы маршировали: Михаил Пинкоев из деревни Кончезеро, Артамон Вахмистров из Педасельги, Назар Мишкоев из Деревянного, Мина Ульянов из Лижмы (слайд 48).

Учитель литературы: Толстой показывает народ в огромной массе мужиков перед Бородино и в партизанской войне, но вот лицо одного из них Толстой высвечивает особенно ярко — это Тихон Щербатый. Каким мы увидели Тихона Щербатого?

Учащиеся: «период кампании 1812 года... доказала.. что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом... Со времени пожара Смоленска началась война, не походящая ни на какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил»; «...и благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью» (т. 4, ч 3, гл. I). Тихон Щербатый - «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова (слайд 49).

6. Окончание Отечественной войны 1812 года.

Учитель истории: изгнание Наполеоновской армии из России осуществлялось тактикой параллельного преследования: вместе с частями регулярной армии действовали партизанские отряды (слайд 50, 51).






Учитель литературы: послушайте басню И.А.Крылова «Кот и щука»:


Щука и кот (басня Крылова)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ее лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту
Мышей в амбаре половить.

"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится". -
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей". -
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет:
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить


Учитель истории: О каком событии Отечественной войны в ней идет речь?

Учащиеся: Пользуясь медлительностью Кутузова, отставшего на три перехода, Наполеон успел создать видимость переправы через Березину у с. Ухолоды, чем дезориентировал Чичагова, навести мосты в другом месте, у с. Студенки, и переправить боеспособные части на правый берег. С тяжелыми боями, отбиваясь от Чичагова и Витгенштейна, Наполеон 17 ноября ушел от Березины к Вильно. С легкой руки Кутузова, который в рапортах царю всю вину за то, что не смог покончить с Наполеоном, возложил на Чичагова, адмирал сразу же стал и поныне остается в России "козлом отпущения" за русские промахи на Березине. На самом деле,Наполеон потерял при Березине, людей больше, чем под Бородином .

Учитель литературы: кто в басне кот, а кто щука? (слайд 52).

Учащиеся: кот- Кутузов, а щука- Чичагов.

Учитель истории: Каковы причины победы России и поражения Наполеона (слайд 53).

Учащиеся:

Национально-освободительный характер войны. Мужество и героизм русских солдат и офицеров. Высокий уровень военного искусства полководцев. Партизанское движение, нанесшее неприятелю серьезный ущерб.






Экономический потенциал России, позволивший обеспечить армию всем необходимым.

Утрата французской армией своих лучших боевых качеств.

Неспособность Наполеона найти поддержку в русском крестьянстве.

Значительные силы Наполеона отвлечены войной в Испании и континентальной блокадой Англии.

7. Подведение итогов.

Учитель литературы: как говорил Л.Н.Толстой, миллиарды причин, но роман «Война и мир» призывает не к мщению, а к милосердию, к величию народа, человек на войне часто лишен права просить пощады и еще чаще лишен права быть пощаженным. Поэтому так поражают нас слова Кутузова: «Вот что, братцы... И вдруг голос и выражение его лица изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить своим товарищам... — А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать? Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да вы все же дома; а они — видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?.. — А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом, им...» (т. 4, ч. 4, гл. VI) (слайд 54-55).

Учитель истории: Отечество – это 1. Страна, где родился человек и гражданином которой является.

2.Родина.

Что значит любовь к Отечеству и какие виды её существуют?

Физическая любовь к Отечеству – это когда человек не может жить на чужой земле, тоскует по земле, на которой родился и вырос. Это когда россиянин, уходя на фронт, насыпал в кисет горсть родной земли и хранил ее на груди у сердца.

Морально-нравственная любовь к Отечеству включает нормы, привитые человеку, которые позволяют ему любить сограждан, делать им добро. Традиции землячества, встречи друзей и т.п. – все это проявление тяги людей друг к другу.

Политическая любовь к Отечеству (патриотизм) – главная жизненная позиция гражданина. Что значит быть патриотом России? Это – служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богатством, благополучием, любовью, а в экстремальных условиях (война) и жизнью (слайд 56- 59).

Учитель истории: Задолго до торжеств, посвященных 100-летию Отечественной войны 1812 года, были сделаны по всей России запросы у губернаторов о наличии живых






свидетелей войны 1812 года. Было найдено всего 25 человек и все в возрасте более 110 лет, за исключением одного И. Машарского, которому исполнилось 108 лет. Он был очевидцем сражения под Клястицами. Самому старшему из этих участников, бывшему фельдфебелю А. И. Винтонюку, было 122 года. Он был настолько слаб, что не мог ходить без посторонней помощи (слайд 60).

Только пятеро из них смогли прибыть на торжества. Их посадили на стульях у решётки ограды. После объезда войск, император в сопровождении свиты подошёл к старикам. Он беседовал с ними, подойдя к каждому, спрашивал о прежней службе, о жизни. При попытке одного из них подняться, государь запретил это делать. Тут же, перед старыми ветеранами стояли и Великие князья (слайд 61).

Учитель литературы: Стихи для детей о Бородинском поле (Л. Котов):


Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
                     Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, —
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.

Два века минуло…
                     Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
                     сила — силу;
Глубок тот след…
                     Поныне он болит.

Болит… Десятки тысяч жизней —
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.


Учитель истории: Не только кровью та оплачена победа,
                     живых солдат окаменели лица,
Когда, скрепя сердцами, командиры
                     им приказали покидать столицу.

Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.

Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему — поймут они едва ли…

Секретов нет у нас,







Когда приходит час, —
Пред тяжким выбором нас недруг ставит,
Солдат и командир
Не посрамит мундир, —
Он жизнь отдаст
                     иль отступить врага заставит.

Мы жизней не щадим,
                     не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом
                     не пасть рабами ниц.

8. Рефлексия.

Учитель истории: Так бесславно закончилось наполеоновское нашествие на Россию. Но память о той войне и подвиге русского народа, освободившего родную землю сохранилась и живёт до сих пор, благодаря роману Толстого и историческим источникам, а также памятникам архитектуры, поставленных в честь победы России над Наполеоном (Александрийская колонна, храм Христа Спасителя) (слайд 61).

Учитель литературы: домашним заданием для вас будет написание эссе на тему «Мои мысли об Отечественной войне 1812 года», которое будут оцениваться с исторической и литературной стороны.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!