СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие: А. К. Толстой. Основные темы и мотивы поэзии Толстого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, творчество А. К. Толстого мало кому известно, а между тем,  по его произведениям в 20 веке было снято 11 художественных фильмов в России и за рубежом, его драматические произведения и сейчас ставятся на сценах театров нашей страны,  а на его стихи в разное время было создано 200 романсов, причем музыку к ним писали такие известные композиторы, как: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Лист и другие.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие: А. К. Толстой. Основные темы и мотивы поэзии Толстого.»

А. К. Толстой. Основные темы и мотивы поэзии Толстого.

Цели:

  1. Образовательная: знакомство обучающихся с личностью А. Т. Толстого, познакомить с многообразием тем и жанров творчества.

  2. Развивающая: развитие навыков анализа лирических произведений, умения работать с учебной литературой, развитие устрой речи, обогащение словарного запаса.

  3. Воспитывающая: формирование интереса к русской литературе, нравственных качеств на примере личности А. К. Толстого.

Тип урока: урок получения новых знаний

Используемые технологии: ИКТ, технология анализа лирического произведения, технология проблемного обучения

Виды работ учащихся: опережающие задания (подготовка сообщений, знакомство с биографией А. К. Толстого), чтение текстов произведений, выразительное чтение наизусть, словарная работа.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока

Слайд 1

В русскую литературу неоценимый вклад внесли три автора по фамилии Толстой: это Л. Н. Толстой - автор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и других произведений; А. Н. Толстой – автор первых советских фантастических романов «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», исторических романов «Петр Первый» и Хождение по мукам», подарившего нам сказку «Буратино» и, наконец, А. К. Толстой -поэт, писатель, драматург, член корреспондент Петербургской академии наук.

К сожалению, творчество А. К. Толстого мало кому известно, а между тем, по его произведениям в 20 веке было снято 11 художественных фильмов в России и за рубежом, его драматические произведения и сейчас ставятся на сценах театров нашей страны, а на его стихи в разное время было создано 200 романсов, причем музыку к ним писали такие известные композиторы, как: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Лист и другие.

Слайд 2

- Постановка целей и задач урока. На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, творчество которых литературные критики однозначно относят к направлению «Чистого искусства».

Что такое «чистое искусство»?

Слайд 3

Познакомившись с творчеством А. К. Толстого, вам нужно будет ответить на вопрос : можно ли отнести творчество Толстого к этому же направлению?

- Каким же был этот человек? Какие качества характера мы могли бы использовать как пример для себя ? Ответ на этот вопрос мы уже можем получить из его стихотворения, написанного в 1854 году;

Слайд 4

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так горяча,

Коль рубить, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

-Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? (отвечают учащиеся: независимый, все делал от души, искренний, честный, веселый)


Подробнее узнаем о нем, заслушав его биографию:

- Проверка домашнего задания (учащиеся подготовили сведения о биографии А. К. Толстого)

Учитель: Творчество А. Т. Толстого многогранно: это и фантастические произведения, и исторический роман, и исторические драмы, и баллады, и сатирические произведения, и лирические стихотворения.

Слайд 5

В творчестве Толстого выделяют несколько основных тем:

  1. Природа. Исторические произведения.

  2. Сатирические произведения

  3. Тема любви.

  4. Тема природы



Тема истории России

Слайд 6

Эта тема считается главной в творчестве Толстого Основные жанры баллады, былины, поэмы, трагедии.

Слайд 7

Слайд 8, 9

Сообщение учащегося

Историю России Толстой делил на 2 периода: домонгольскую (Киевская Русь) и послемонгольскую (Московская Русь) . Первый период он идеализировал – не было рабства, существовало народовластие (вече), не было деспотизма и жестокости в управлении страной, народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Об этом периоде Толстым написаны баллады: «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» и другие.

С 14 века на смену вольности приходит холопство, крепостное право, тирания, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникает самодержавие, моральное разложение населения. Все эти процессы относятся прежде всего к периоду правления Ивана Грозного и Петра Великого.

Как в тереме живет православный Царь,

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен батюшка и милостив.

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ.

Как и стал православный царь грозней прежнего

Он за правду. За неправду делал казни лютыя


Толстой об этом периоде написал исторические драмы: Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»., баллады: «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный» и другие произведения.

Баллада «Василий Шибанов»

Слайд 10

Баллада – лиро-эпическое произведение, изложенное в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

Слайд 11

Стоит отметить нюанс: «История государства Российского» Карамзина была любима Толстым. Писатель использовал исторические факты из обозначенной выше книги, чтобы создать правдоподобные образы. Для 11 и 12 стихов вдохновением и источником для написания служат письма Курбского. Много изучал информации писатель перед тем, как написать своё знаменитое и важное произведение. Оно получилось реалистичным, к чему и стремился Алексей Константинович.

Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина. (Зачитать отрывок)

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
«О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье —
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.

Стоит отметить нюанс: «История государства Российского» Карамзина была любима Толстым. Писатель использовал исторические факты из обозначенной выше книги, чтобы создать правдоподобные образы. Для 11 и 12 стихов вдохновением и источником для написания служат письма Курбского. Много изучал информации писатель перед тем, как написать своё знаменитое и важное произведение. Оно получилось реалистичным, к чему и стремился Алексей Константинович.

- Какую проблему поднимает Толстой в балладе «Василий Шибанов»?

Произведение показывает ужасы времени Ивана Грозного. Мучения, смерти – вот проблематика, которая присуща балладе А.К. Толстого.

- Какую мысль доносит до читателя этой балладой Толстой?

Через произведение проводится важная мысль. Нужно бороться за правду. Она сильнее наказаний и смерти.

Слайд 12

Сатира в творчестве А.К. Толстого

Юмор и сатира всегда были частью натуры Алексея Константиновича. Он любил шутки, розыгрыши, проделки.


- Чем отличаются юмор и сатира?


Слайд 13


Юмор – это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить ее в шуточном виде.

Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее как отдельные пороки людей, так и всего общества.


Слайд 14


Сатирические произведения Толстого пользовались большим успехом. Его любимыми жанрами были пародия, послание, эпиграмма.


Слайд 15


Пародия – комическое подражание кому-нибудь или чему-нибудь

Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Его сатира поражала смелостью и озорством. Свои сатирические послания он направлял на чиновников, государственный порядок, на цензуру, даже на русскую историю. Например, произведение. «История государства российского от Гостомысла до Тимашева», где в 83 стихотворениях изложена вся история России. Сменялись князья, цари, но им не удавалось улучшить жизнь на Руси

Земля наша богата,

порядка ж снова нет

В 1861 году Толстой написал притчу-присказку от лица народа «Государь ты наш , батюшка», в которой толстой задумался о роли революционных преобразований Петра 1.Ведь кашу, заваренную Петром 1, пришлось расхлебывать народу (сравнить с «Медным всадником» Пушкина)

- Чтение произведения


Слайд 16


Государь ты наш батюшка

1«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Что ты изволишь в котле варить?»
— «Кашицу, матушка, кашицу,
Кашицу, сударыня, кашицу!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А где ты изволил крупы достать?»
— «За морем, матушка, за морем,
За морем, сударыня, за морем!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Нешто своей крупы не было?»
— «Сорная, матушка, сорная,
Сорная, сударыня, сорная!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А чем ты изволишь мешать ее?»
— «Палкою, матушка, палкою,
Палкою, сударыня, палкою!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет крутенька?
— «Крутенька, матушка, крутенька,
Крутенька, сударыня, крутенька!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет солона?»
— «Солона, матушка, солона,
Солона, сударыня, солона!»

«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А кто ж будет ее расхлебывать?»
— «Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!»


- Почему варит из заморской крупы?

- Почему помешивает палкой?

- Какой вышла каша? (крутенька и солона)

- А кому придется эту кашу хлебать?

Вывод: слышится тревога поэта за народ, его судьбу. Толстому было важно отразить мнение народа.

Для него всегда была важна личная независимость,, честность, благородство, он всегда честно в глаза царю, с которым дружил еще с детства, высказывал свои убеждения.

Слайд 17

Ходит Спесь, надуваючись

Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернул Спесь во другую сторону:
Не пригоже-де мне нагибатися!

В 50-60е годы 19 века Толстой со своими братьями Жемчужниковыми стали создателями образа поэта Козьмы Пруткова

- Сообщение учащегося.

Слайд 18

Козьма Прутков - это коллективный псевдоним четырех писателей: под ним публиковали свои произведения братья Жемчужниковы: Алексей, Александр и Владимир и позже к ним присоединился Алексей Константинович Толстой, который доводился им двоюродным братом. Были выдуманы биография, и портрет этого самодовольного, глупого и начисто лишенного литературного дара чиновника. Создателем портрета был лично Толстой, он страшно этим гордился:

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который наг,

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг,

Кого власы подъяты в беспорядке,

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке,

Знай – это я!


Родился Прутков в 1851 году и прожил 12 лет. Под этим псевдонимом Толстым и Жемчужниковыми были написаны несколько пьес, десятки стихотворений, басни и афоризмы:

- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную,

- Никто не обнимет необъятного,

- Если хотите быть счастливым, будьте им,

- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары,

- Лучше скажи мало, но хорошо,

- Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.


Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, который за использование его фамилии получил 50 рублей. Официально Прутков умер в 1863 году, в журнале «Современник» даже был размещен некролог, написанный как бы его племянником.

Тема любви

Слайд 19, 20

- В 1851 году на маскараде Толстой встретился со своей будущей женой. Это было потрясение, волнующее открытие, внезапное понимание близкого счастья. Эта случайная встреча стала судьбой. Вернувшись с карнавала домой, Толстой в тот же вечер не мог уснуть и написал стихотворение «Средь шумного бала» Софья Миллер, возлюбленная Толстого, оказалась образованной дамой, знала 14 языков, хорошо пела, играла на фортепиано, но на тот момент она была замужем, и муж не давал ей развода. Так что возлюбленные смогли обвенчаться только через12 лет. Вся любовная лирика Толстого, начиная с 1851 года, посвящена его жене, Софье Миллер

Стихотворение «Средь шумного бала, случайно» стало одним из популярнейших русских романсов, музыку к которому написал П. И. Чайковский. Средь шумного бала, случайно

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный . и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

1851 г.


- Звучит романс «Средь шумного бала»


- Звучат стихи о любви (Чтение наизусть)

- «Не верь мне друг, когда в избытке горя»

- «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»

- «Не ветер вея с высоты»


Тема природы.

Слайд 21

В его лирике нет тяжелых сомнений, мрачного трагизма,, усложненных философствований. В его стихах прямо и открыто выражены простые человеческие чувства. Лирический герой Толстого, как и сам автор-сильный, энергичный, веселый человек, который любит природу и все то, что питает русский национальный характер. Толстой прекрасно владеет народным языком, знает русскую историю и фольклор, и это нашло отражение в его творчестве.

Тема природы и тема любви в его лирике часто сливаются воедино. Красота окружающего мира часто проявляет себя через любовь и наоборот.

Например в стихотворении «Меня, во мраке и пыли» (чтение учащимися стихотворения)

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

- Кто является лирическим героем стихотворения? (поэт)

- В каком мире он пребывал до того, как его посетила любовь? (начало стихотворения)

- Какое влияние на него оказала любовь? (любовь помогла лирическому герою прозреть, познать тайну мирозданья, понять, что все-деревья, даже камни- все живет любовью. Зачитать последнее четверостишье).

Слайд 22,23

Красота мира запечатлена в каждом стихотворении о природе. Его поэтические пейзажи напоминают художественные полотна, поэт, будучи сельским жителем и охотником, тонко чувствует природу. И не только чувствует, но и впитывая ее красоту, наполняется вдохновением для творчества, кроме того за его стихотворениями предстает скромная природа средней полосы России.

- Звучит еще несколько стихотворений о природе (чтение наизусть)

- «Благословляю вас леса»

- «Край ты мой, родимый край

- «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»

- «Острою секирой ранена береза»


Итак, мы познакомились с основными темами и жанрами в творчестве А. К. Толстого. Так можно ли его творчество отнести к чистому искусству? (заслушать ответы учащихся)

- В чем особенность чистого искусства?

Слайд 24

Представители этого направления считали, что поэт – творец, вдохновленный богом, его задача – служение красоте, и он должен быть далек от политики.

Противники этого направления на первый план выдвигали гражданские мотивы «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В художественных произведениях они прежде всего искали отражение социальных процессов. Толстого действительно трудно отнести только к чистому искусству, ведь его произведения исторического и сатирического плана гневно осуждают несправедливость. Наверное, лучше всего о двойственности своей позиции в творчестве написал сам поэт:

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я был рад поднять мой добрый меч.

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь.

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

При страстной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!


Слайд 25


Рефлексия. Вопросы по изученной теме учащиеся задают друг другу (Игра «Микрофон»)

Выставление оценок

Слайд 26

Домашнее задание: анализ стихотворения «Против течения», понравившееся стихотворение выучить наизусть

















Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так горяча,

Коль рубить, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!


Край ты мой, родимый край

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Осень

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Острою секирой ранена береза

Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны!

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку,
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу, и всю природу
В мои объятья заключить!..

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!



Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре —
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе —
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще — неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!


Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты —
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твое легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…



Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернул Спесь во другую сторону:
Не пригоже-де мне нагибатися!

Государь ты наш батюшка

1«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Что ты изволишь в котле варить?»
— «Кашицу, матушка, кашицу,
Кашицу, сударыня, кашицу!»2«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А где ты изволил крупы достать?»
— «За морем, матушка, за морем,
За морем, сударыня, за морем!»3«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Нешто своей крупы не было?»
— «Сорная, матушка, сорная,
Сорная, сударыня, сорная!»4«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А чем ты изволишь мешать ее?»
— «Палкою, матушка, палкою,
Палкою, сударыня, палкою!»5«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет крутенька?
— «Крутенька, матушка, крутенька,
Крутенька, сударыня, крутенька!»6«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет солона?»
— «Солона, матушка, солона,
Солона, сударыня, солона!«7«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А кто ж будет ее расхлебывать?»
— «Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!»















Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.







Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
«О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье —
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.







- Сообщение учащегося.

Козьма Прутков - это коллективный псевдоним четырех писателей: под ним публиковали свои произведения братья Жемчужниковы: Алексей, Александр и Владимир и позже к ним присоединился Алексей Константинович Толстой, который доводился им двоюродным братом. Были выдуманы биография, и портрет этого самодовольного, глупого и начисто лишенного литературного дара чиновника. Создателем портрета был лично Толстой, он страшно этим гордился:

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который наг,

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг,

Кого власы подъяты в беспорядке,

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке,

Знай – это я!


Родился Прутков в 1851 году и прожил 12 лет. Под этим псевдонимом Толстым и Жемчужниковыми были написаны несколько пьес, десятки стихотворений, басни и афоризмы:

- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную,

- Никто не обнимет необъятного,

- Если хотите быть счастливым, будьте им,

- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары,

- Лучше скажи мало, но хорошо,

- Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.


Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, который за использование его фамилии получил 50 рублей. Официально Прутков умер в 1863 году, в журнале «Современник» даже был размещен некролог, написанный как бы его племянником.













Сообщение учащегося

Историю России Толстой делил на 2 периода: домонгольскую (Киевская Русь) и послемонгольскую (Московская Русь) . Первый период он идеализировал – не было рабства, существовало народовластие (вече), не было деспотизма и жестокости в управлении страной, народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Об этом периоде Толстым написаны баллады: «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» и другие.

С 14 века на смену вольности приходит холопство, крепостное право, тирания, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникает самодержавие, моральное разложение населения. Все эти процессы относятся прежде всего к периоду правления Ивана Грозного и Петра Великого.

Как в тереме живет православный Царь,

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен батюшка и милостив.

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ.

Как и стал православный царь грозней прежнего

Он за правду. За неправду делал казни лютыя


Толстой об этом периоде написал исторические драмы: Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»., баллады: «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный» и другие произведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!