ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж имени Г.А.Илизарова»
Методическая разработка открытого
кураторского часа на тему:
«И помнит мир спасенный…»

Составили: куратор 259 м Рамазанова Э.Э.
куратор 269 м Амрахова С.Е.
куратор 279 м Алиханова Г.К.
Цели и задачи мероприятия:
- воспитание патриотизма;
- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формировать активную жизненную позицию;
- побуждать студентов к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
Оборудование: проектор, ноутбук, георгиевские ленточки, свечи, цветы, баннер, плакаты и рисунки с изображениями данной тематики, презентации к песнями и с картинами боев и сражений.
Гимн ДМК:
Если звуки гимна зазвучали
Все оставьте мысли и дела.
С колледжем судьба нас всех связала
На сегодня, завтра, навсегда.
Припев:
Обещаем колледж свой прославим
Учебою сегодня, в будущем делами .
И тогда, наверное, мы знаем,
Будет он всегда гордиться нами!
*****
Каждый день мы с радостью встречаем ,
Зная, что нас «Альма-Матер» ждет.
Стен родных поддержку ощущая,
Смотрим мы с надеждою вперед.
Припев:
Обещаем колледж свой прославим
Учебою сегодня, в будущем делами.
И тогда, наверное, мы знаем,
Будет он всегда гордиться нами!
*****
Процветай же, колледж наш, у моря
Поколения новые расти.
И пускай не встретится плохое
На твоем достойнейшем пути!
Звучит песня: «Вставай, страна, огромная».
1 ВЕДУЩАЯ ( Адилова Эвелина) :
В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын
И ты со своей судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
Здравствуйте наши дорогие гости, преподаватели и студенты! В этом году мы отмечаем очень важную для всех нас дату – 72-летие Великой Победы. Мы собрались с вами в канун нашей Победы над фашистской Германией.
2 ВЕДУЩИЙ(Касумов Руслан): Сегодня мы чествуем тех, которым пришлось пережить ужасы войны, горечь разлуки, тех, у которых война забрала самых дорогих людей. Вернуться домой не всем было суждено, многие наши солдаты остались на поле боя, многим из них не было и 18-ти лет.
Ханмагомедова С. Стихотворение «Июнь, Россия, воскресенье».
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле ,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два « супербога»: Гитлер — Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
1 ВЕДУЩАЯ(Адилова Э.): Война – это время проявления мужества и храбрости на фронте и в тылу врага. Известно, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наши люди проявили невиданную стойкость и силу духа, защищая свою Родину от фашистских захватчиков.
Сулейманова Зарема и Мурадова Амина Стихотворение « Да разве об этом расскажешь…».
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
И все без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе — волей-неволей,
А надо повсюду поспеть,
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь,
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась, какая ты есть,
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, метели
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб начиненных тобой.
За все ты брался без страха,
И, как в поговорке какой:
Была ты и пряхой, и ткахой
Умела иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твое»...
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Матерей, осиротевших в войну, у нас миллионы. Мы помним всех, помним вклад каждого. Но есть среди женщин - матери, отдавшие Родине дань самую бесценную: своих сыновей, вскормленных и взлелеянных для труда и любви, для радостей жизни. Чем измерить высоту материнского подвига, силу материнской самоотверженности? Они провожали на войну своих сыновей, жадно вглядывались в родные лица, такие юные, такие чистые, смотрели вслед уходящим в кровавую круговерть сыновьям, их будущему, их надежде, их опоре...
1 ВЕДУЩАЯ (Адилова Э.): И живут на земле матери, что не дождались с минувшей войны своих сыновей, так до конца и, не сумев поверить в их смерть. Живут, все еще надеясь на чудо. А чудо произошло на нашей земле, когда молодостью своей и жизнью их дети добыли великую Победу.
Тагиева Минажат.
Годы горькие были,
Улетели, уплыли
В невозвратные дали.
Материнское горе,
Словно горечь полыни,
Не слабеет с годами...
Уж листва слетает,
Уж дохнул мороз,
Стоит полынь седая от материнских слез.
Зубаилова Раида и Гюлметова Милана.
Песня «Баллада о матери» .
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло…
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
……………..
Мирзаева Сельминаз. Стихотворение «Однажды идя по аллее».
Однажды идя по аллее
Я вижу старуха сидит.
Глаза, чьи от слез поседели
И больше не видно ресниц!
Я рядышком сев спросила - «Что с вами, скажите, прошу?»
И взглядом своим попросила
Поведать беду мне свою.
Она повернувшись сказала:
Мой сын не вернулся с войны
За что же вот так наказала
Судьба, всего сына Земли.
За что так жестоко карают
Невинных людей небеса?
Сыны матерей покидают
И слышатся их голоса.
«Родные, вы зла не держите
За то, что оставили вас,
Любовь в своем сердце храните
Лишь этим спасете вы нас.
Мы будем смело сражаться
За Родину – общую Мать!
И смерти не будем бояться
Чтоб не было слово – бежать!
Так все говорили пред боем
И гордо неслись вперед
Все чаще редеющим строем
Шли на врага пулемет!
Плывут облака над полями. Рыдает усталая мать
Над Родиной смелой сынами
И слез нам ее не унять.
2 ВЕДУЩИЙ(Касумов Р.): Всегда будет жить в памяти бессмертный подвиг советских людей в Великой Отечественной войне. В их честь во всех городах и сёлах поставлены памятники - обелиски, в честь тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. В чешском поселке Лидице установлен уникальный бронзовый монумент «82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи». Никто не забыт, ничто не забыто!
Курбанова Д. Текст «82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи».
Во многих странах есть памятники посвященные героизму народа во Второй Мировой Войне: “Воин-освободитель” - монумент в берлинском Трептов-парке. Памятник жертвам Холокоста в Будапеште-Венгрия, памятник в Волгограде, посвященный жертвам 8-го авиакорпуса Люфтваффе, памятник в польше (Освенцим). Одним из самых узнаваемых памятников в мире является фраза, установленная над воротами в лагерь Аушвиц “Труд освобождает” -самое страшное место в мире, где было умервщлено 1,4 млн. человек, Лидице, Чехия. Это памятник установлен в память о расправе над местными жителями, произошедшей в 1942 г.- сегодня мы хотим рассказать вам подробно об этом памятнике.
Здесь всегда горят свечи. Сюда приносят игрушки и цветы. В память о невинных детях,убитых нацистами во время войны, в чешском поселке Лидице установлен уникальный монумент...
82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи. 40 мальчиков и 42 девочки: среди них и подростки, и совсем малыши. Кто-то переговаривается, кто-то отыводит взгляд, младшие прячутся за старших. Все растеряны и испуганы. Так выглядит скульптурнаягруппа, установленная в чешском Лидице. Монумент напоминает о трагических событиях, которые произошли в июне 1942-го года... шахтерский поселок Лидице, расположенный недалеко от Праги и Кладно, был стерт с лица земли нацистами во второй мировой войне. Ночью 10-гоиюня 1942 г. подразделение СС “принц йоген” под командованием гауптшурмфюрера Макса Ростока окружило Лидице. Всех мужчин старше 15 лет-173 человека- расстреляли на окраине поселка.
Женщин и детей погнали в сельскую школу и держали там несколько дней. Там матери видели своих детей в последний раз. Четыре женщины были беременны, их беременность была насильственно прервана. Большинство женщин было доставлено в лагерь Равенсбрюк, где часть из них погибди от болезней и голода. Их детй превезли на завод в Лодзи, где держали целую неделю и сортировали на тех, кто подходит для германизации, а кто нет. Детей, которых нацисты посчитали непригодными для германизации, отправили в концлагерь Хелмно. Там, в газовой камере, не стало 82 детей. После войны на месте поселка Лидице построили новое село.
Сефербекова Румина. Стихотворение «На минском шоссе».
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.
1 ВЕДУЩАЯ (Адилова Э.): Война. Само по себе это страшное событие. Оно несёт за собой только смерть и ничего кроме смерти. Тысячи, десятки и сотни тысяч жизней обрываются, рушатся мечты, надежды, планы. Рушится всё. Остаётся только жестокость, насилие и смерть.
Сценка «Баллада о матери». Действующие лица: Гашимова Г., Лачинова А., Касумов Р., Мамедов Т., Мирзаханов М.
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"
«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь.
Фейзуллаева Э. Стихотворение «Медсестра».
Молодая медсестричка,
Наш товарищ лейтенант.
Под пилоткою косичка.
Ей так шёл бы белый бант.
И откуда эта сила
В хрупкой девушке бралась?
Скольких с поля выносила,
Взрывов будто не боясь.
Помню, пулею шальною
Тяжко ранен был в плечо.
Слышу голос надо мною:
«Милый, потерпи ещё...»
Бинтовала торопливо,
Затихал вечерний бой,
И от нежности прилива
Как-то притупилась боль.
Отгремел салют... Эх, Рита.
Жили б, если б не война...
Мне из прошлого с гранита
Улыбается она.
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Мы родились и выросли в мирное время, но о страданиях и горестях, которые принесла это страшная война, нам известно не только из истории, литературы и кинофильмов. Много об этих событиях можно узнать, слушая рассказы тех, кто находился в тылу у врага. Воспоминания…..
1) “А она кричала: “Это не моя дочь!…”
Гаджиева Зарият:
… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…
Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…
Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.
– Это не моя дочь!
– Мамочка!
– Это не моя дочь! Это не моя дочь…
Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:
– Это не моя дочь!
Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.
Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…
2)“Я видел…”
Мирзабекова Эльвира
…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…
Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.
Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду – живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…
Лачинова А. Стихотворение «Чулочки».
Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться
И встать затем к обрыву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже" - и смятеньем на миг эсесовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес
Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?...
Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?"
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Работали, а думы тяжкие теснились в голове и ждали весточки с войны. Как их ждали — эти маленькие солдатские треугольники. И как замирало сердце, получив серые листочки бумаги……
Гашимова Г. Стихотворение «Майор привез мальчишку…..».
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1 ВЕДУЩАЯ(Адилова Э.):Остались вдовами в войну, они сами растили детей своих, вывели их в люди. Но жизнь им готовила новое испытание. Случилось так, что они потеряли детей своих и пришлось стать для своих внуков-сирот и бабушкой, и матерью:
Она давно живет одна,
Помолится неслышно богу ...
И смотрит, смотрит из окна
На онемевшую дорогу.
Надеялась, не дождалась,
Пережила такие грозы.
Четыре года кровь лилась,
И пол-ста лет как льются слезы….
Сценка «А зори здесь тихие….».
Действующие лица: Саидмагомедова Д.- Рита
Исмаилова Р.- Женя
Вердиева М.- Галя
Сурхаева Г.- Лиза
Муртазалиева Г.- Соня
Шамхалов А.- Старшина Васков
На фоне тихой музыки звучит голос “А зори здесь тихие-тихие...”
Выходят парень и пять девушек в военной форме с ружьями, санитарной сумкой, вещмешками, планшеткой и пр...
Шамхалов А.- Старшина Васков - В лесу обнаружены немцы, в количестве двух человек. Нам поручено их перехватить. Идем на двое суток, надо запастись патронами- по пять обойм, взять провиант-сухой паек. Направляемся на Вопь-озеро. Ежели немцы железкой пойдут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают, значит, мы раньше их там будем. Готовы?
Саидмагомедова Д.- Рита - Готовы!
Шамхалов А.- Старшина Васков - Головной дозор, шагом марш! Песню запевай!
Девушки поют песню “Катюша”, во время первого куплета маршируют на месте, допевают на ходу.
Шамхалов А.- Старшина Васков - Привал, отдыхайте!
Вердиева М.- Галя - Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы- девчата,
Похожие на парней.
Муртазалиева Г.- Соня - Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Исмаилова Р.- Женя - Да хватит, девочки, что вы загрустили? А помните танцы?
Саидмагомедова Д.- Рита - Довоенные? (мечтательно) Фокстрот “Рио-Рита”...
Муртазалиева Г.- Соня - А я вальс любила... Как мы танцевали!
Ах, предвоенный старый вальс!
И в сумерках круженье пар.
Касанье рук, сиянье глаз,
Полет, любви прекрасной дар...
Сурхаева Г.- Лиза - Июнь 41-го года,
Заря пеленает сады.
Под куполом синего свода
Девчонка сидит у воды.
Вердиева М.- Галя - В березовой роще кукушка
Колдует, укрывшись в листву.
Скажи мне, лесная подружка,
А сколько я лет проживу?
Муртазалиева Г.- Соня - Молчит непутевая птица,
Лишь ветер листву шевелит.
Течет колдовская водица,
К себе наклониться велит.
Саидмагомедова Д.- Рита - Дымит, бормоча полусонно,
Заросший травой окоем
Спокойно прозрачное лоно,
Но нет отражения в нем..
Муртазалиева Г.- Соня - Тихо! Немцы!
Исмаилова Р.- Женя - Их не двое!
Вердиева М.- Галя - Шестнадцать!
Шамхалов А.- Старшина Васков. - Плохо, девчата, дело
Саидмагомедова Д.- Рита - А они совсем как люди..
Исмаилова Р.- Женя - Как страшно убивать людей...
Шамхалов А.- Старшина Васков - Вне закона они. Человека ведь одно отживотного отличает понимание, что человек он. А коли нет понимания этого-зверь, лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует- ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить пока в логово не уползет. И там бить, покуда не вспомнит, что человеком был, покуда не поймет этого.
Исмаилова Р.- Женя - Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей
Пролетев над поляную и людей увидав с высоты,
Избрала деревянную неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней, посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутренней встретить утро мое
Но ведь в жизни солдаты мы, и уже на пределах ума
Содрогаются атомы, белым вихрем взметая дома
Как безумные мельницы, машут войны крылами вокруг
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами, над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами, над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница, ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется над твоей головой.
За великими реками встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками припаду я, убитый, к земле...
Звучит музыка.
Шамхалов А.- Старшина Васков (встает перед девушками). - Пятеро их было, пятеро девчат, и не прошли фашисты.
На фоне тихой музыки вновь звучит голос: “А зори здесь тихие-тихие...”
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Вера в народ, уверенность в победе – воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.
Ярахмедова Э. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины».
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Эминова Р. Стихотворение «Смерть девушки».
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый.
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвести, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
1 ВЕДУЩАЯ (Адилова Э.): Великая Отечественная война. Страшная, тяжёлая, губительная для всех. Наше государство победило в этой войне, но цена слишком высока.
Сценка «Что ты знаешь о войне?»
1-й солдат – Адураева А.
2-й солдат – Ахмедова М.
3-й солдат – Балакадашева Н.
4-й солдат- Ханмагомедова Т.
Девочка- Кахримаонва А.
(На сцене стоят четверо ребят, одетых в солдатскую форму. К каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы).
Девочка (первому солдату): Солдат, что знаешь о войне,
Ответь, пожалуйста, ты мне?
1 солдат: О войне я знаю много,
Всю войну провел в окопах.
Война — это горе и беда
Это разруха в городах.
Это голод, и поверьте,
Быть на волосок от смерти!
Словом, боль не передать,
Дай вам Бог, войны не знать!
Девочка (подходит ко второму солдату): Интересно стало мне,
Кто начало дал войне?
2 солдат: Началась в июне
Двадцать второго числа.
Когда в сорок первом году
Фашист стал бомбить города.
Он с Киева начал бомбить,
Ровняя дома все с землей.
Вынашивал план в пару месяцев
Расправиться с нашей страной!
Но план с треском тот провалился
Ведь русский солдат отличился!
Отвагою подвигу равную,
Разбили фашистскую армию!
Девочка (подходит к третьему солдату): Что такое день Победы?
Празднуют его ли деды?
3 солдат: Что такое День Победы?
Это праздничный парад,
Это танки и солдаты
Маршируют все подряд!
Это красочный салют,
Что взлетает там и тут.
Это песни за столом,
Это дедовский альбом.
Это пряники, конфеты,
Это запахи весны,
Что такое день Победы?
Это значит — нет войны!
1 ВЕДУЩАЯ( Адилова Э.): Мы радуемся, когда исчезают на земле следы войны, но мы свято храним в памяти все, что было пережито. Нашу память питает живая любовь к погибшим и бесконечная благодарность ко всем, кто не щадя себя бился с врагом.
Ханмагомедова Т. Стихотворение «Могучая Россия, родина моя».
Могучая Россия, родина моя!
Нет никого на свете, кто мог сломить тебя!
Погибли наши деды, отцы и сыновья,
Участвуя в сражениях, что жил спокойно я,
Читал я только в книгах, как русская земля
Вздыхала и стонала от пули и огня.
Мы не видали этого, нам это не понять,
Как над погибшим сыном в слезах рыдала мать.
Ее мне стало жалко, и книгу я закрыл:
Представить всю картину мне не хватало сил.
Прислали похоронки многим матерям.
Что защищать Отчизну нам тоже предстоит.
Лачинова А. и Гашимова Г. Песня «Журавли»
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для меня.
Настанет день и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Прошли военные годы. Мирная весна 1945 года.
1 ВЕДУЩАЯ( Адилова Э.): А куда же деваться от горьких этих воспоминаний. Война навечно в памяти народной, в истории каждой нашей семьи. Уже дети, сироты войны стали сами отцами и матерями, бабушками и дедушками стали. Для них война — истории страница, а для матерей война — это каждый день жизни.
Балакадашева Н. Стихотворение «Вот и настал победный час»
Вот и настал он-Победный час,
Конец всем огненным бурям,
Грудь открывал каждый из Вас
Навстречу осколкам и пулям!
Победа! Победа! Победа!
Несется весть по стране.
Настал конец всем горестям и бедам
Конец многолетней войне!
Пусть счастье гремит не смолкая!
Торжественный час настал.
Ведь праздник – 9 мая
Праздник Победы у нас!
2 ВЕДУЩИЙ (Касумов Р.): Теперь, давайте поименно вспомним всех, кто сложил свои головы на полях войны во имя светлого и счастливого нашего будущего. Не смеем забывать их имена. Живем в покое и под мирным небом, которое они отвоевали для нас, для жизни, для народа. Проект «Бессмертный полк».
Гюлметова М. – Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Мирзабекова Э. – Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Гаджиева З. – Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Сулейманова З. – Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Гаджиева З. – Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту принесите через года и жизнью наполните!...
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!
1 ВЕДУЩАЯ (Адилова Э.): Ушла война оставив списки погибших в праведном бою,
Застыли скорбью обелиски в подвижном каменном строю. «Пал смертью храбрых» — отвечаем. И вновь живем грядущим днем,
Минутой скорбного молчанья,
Давайте павших помянем!
2 ВЕДУЩИЙ(Касумов Р.): Минута молчания.
1 ВЕДУЩАЯ (Адилова Э.): А теперь дорогие
Песня «День победы» хором.
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
2 ВЕДУЩИЙ(Касумов Р.): Уважаемые преподаватели и студенты! Сегодня на нашем мероприятии, посвященном 72-летней годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне мы имеем честь представить вам ветерана Мурадян Соню Айрапетовну: ……..
Гимн ДМК:
Если звуки гимна зазвучали
Все оставьте мысли и дела.
С колледжем судьба нас всех связала
На сегодня, завтра, навсегда.
Припев:
Обещаем колледж свой прославим
Учебою сегодня, в будущем делами.
И тогда, наверное, мы знаем,
Будет он всегда гордиться нами!
*****
Каждый день мы с радостью встречаем,
Зная, что нас «Альма-Матер» ждет.
Стен родных поддержку ощущая ,
Смотрим мы с надеждою вперед.
Припев:
*****
Процветай же, колледж наш, у моря
Поколения новые расти.
И пускай не встретится плохое
На твоем достойнейшем пути!