Этап урока | Деятельность учителя | Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей | -Добрый день ребята. Итак, урок я начинаю, Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все считать, решать. | Включаются в деловой ритм урока | К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; слушать и понимать других |
Постановка темы и цели урока. Составление плана урока. | Создает проблемную ситуацию, акцентирует внимание учеников на значимость данной темы. | -Подходит к завершению первое полугодие учебного года, 18 декабря вы пишете полугодовую контрольную работу в форме РЭ. -Как вы думаете, какова цель урока? -Подготовку к экзамену хочу начать словами Блеза Паскаля: -В математических вопросах нельзя пренебрегать даже с самыми малыми ошибками. (Б. Паскаль) Как вы понимаете смысл этих слов? - Что мы сегодня должны вспомнить, повторить, закрепить? (вспомните какие типы задач встречаются на РЭ?) - давайте составим план работы на урок в соответствии с типами заданий РЭ. Чему будет посвящен наш урок, вы узнаете, приступив к 1 этапу урока – вычисления с рациональными числами. | Отвечают на вопросы, вспоминают изученный ранее материал, формулируют с помощью учителя тему и цель урока, записывают в тетрадь. Составляют план работы на урок. 1.Вычисления с рациональными числами (устная работа, парная работа, самостоятельная работа с самопроверкой) 8мин 2.Задания с диаграммами, графиками (устная работа) 3мин 3. Задачи на проценты (работа в группе) 2мин +3мин 4.Решение линейных уравнений (самостоятельная работа с взаимопроверкой) 3мин 5.Решение задач с помощью уравнений (работа в паре) 4мин Физминутка 2 мин 6.Самостоятельная работа 7мин 7.Подведение итогов урока | Л: осознавать цели и результаты саморазвития. Р: определять цель, проблему урока; самостоятельно планировать учебную деятельность; выстраивать алгоритм действий |
Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация Устная работа Работа в группах | Организует работу по актуализации опорных знаний | 1. Вычисления с рациональными числами (устная работа – НА ДОСКЕ, парная работа, самостоятельная работа с самопроверкой) слайд 1 – вычислить устно - Какие правила вы использовали при вычислении? - Не забудьте эти правила при самостоятельной работе. Слайд 2 – работа в паре (расположить ответы в порядке возрастания – числа и буквы на карточках) 2мин - Как вы знаете 2017 год в России объявлен годом экологии, сегодня наш урок посвящен Году Экологии. Слайд 3 – самост. работа с самопроверкой (по карточкам)-6 мин -5,4+31,4=26 -1 ¼ * (-3,2)=4 -37+2023=1986 Вывесить на доску: 26.04.1986 - Кто слышал об этой дате? - 26 апреля в 1:23:47 в ходе проведения проектного испытания турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока, кровля машинного зала частично обрушились. В различных помещениях и на крыше возникло более 30 очагов пожара – взрыв на ЧАЭС. -Как взаимосвязаны год экологии и взрыв на ЧАЭС? -Сегодня на уроке, правильно выполняя задания и решая задачи, вы узнаете некоторые сведения и факты об этом ЧП. - Переходим ко 2 этапу урока: Задания с диаграммами, графиками (работа по методичке №2 с.22,24,) - 3 этап – задачи на проценты – по группам – 3мин Задача 1 (из сведений о причинах катастрофы): 25 апреля 13.05. Мощность реактора снижена с 3200 мегаватт до 1600. На сколько процентов была снижена мощность? Задача 2. Из 860 тысяч ликвидаторов последствий аварии 10% умерли. Сколько человек пострадали? Задача 3. Из 860 тысяч ликвидаторов последствий аварии примерно 20% стали инвалидами. Сколько примерно человек стали инвалидами? -Подведем итог: каков план решения задач на проценты? - Какие способы решения задач на проценты вы знаете? | Карточки для слабых и сильных учеников. Работают устно, называют ответ. Проговаривают правила. Выполняют задание в паре. Получают: «Год экологии» Работают самостоятельно, выполняют самопроверку. Получают ответы: 26, 4, 1986 - радиация, гибель природы, окр.среды Работа по методичкам с диаграммами и графиками. Работают в группах, участвуют в коллективном обсуждении. Решают задачу. 1группа (3200-1600)/3200*100%=50% 2 группа 10%=0,1 860*0,1=86 тыс 3 группа 860*0,2=172 тыс 1.перевести % в дробь, найти часть от числа 2.Найти, сколько составляет 1% | П: уметь находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, выдвигать версии р: целеполагание к: постановка вопросов л: умение ясно и точно излагать свои мысли п: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Регулятивные преобразование практической задачи в познавательную; Коммуникативные аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; Познавательные давать определение понятиям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Личностные формирование самостоятельности и настойчивости; |
Физминутка | | На поляне стоит сосна, к небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса влево-вправо) Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать –раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) А теперь на месте шаг, выше ноги! Стой, раз, два! | | |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Слайд с заданиями самостоятельной работы – 3 мин | 4.Решение линейных уравнений (самостоятельная работа с взаимопроверкой) - 3мин Решив уравнение, вы узнаете, какая территория подверглась радиоактивному заражению.(слайд) 400-2(х+40)=х-160 Х=160 -радиоактивному заражению подверглось 160 тысяч кв. км. Территории бывшего СССР.(слайд) -какие правила применяли для решения уравнения? | Решают самостоятельно уравнение, выполняют взаимопроверку по эталону (на экране) | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой |
Работа в паре | Слайд – работа в паре – 3 мин | 5. Решение задач с помощью уравнений (работа в паре) - слайд – 3 мин На ЧАЭС работало 4 энергоблока. Мощности 1,3, и 4 энергоблоков равны, а мощность второго энергоблока в 2 раза больше мощности 1энергоблока. Чему равна мощность каждого энергоблока, если их общая мощность равна 5000Вт? -Каков план решения задач с помощью уравнения? | Решают задачу в паре. Устно проверяют решение, аргументируют свой ответ. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
Дифференцированная самостоятельная работа | | Дифференцированная самостоятельная работа 1.Найдите значение выражений (выберите один из примеров) А) 6,8-(-5,4) Б) 12,5:3 ¾ В) 3 1/3*1 2/25 2. Выберите одну из задач и решите её: А) Цена товара повысилась с 240 руб. до 252 руб. На сколько процентов повысилась цена товара? Б) На ремонт комнаты было потрачено 8600 рублей. Из них 35% заплатили за работу, а остальное – за строительные материалы. Сколько рублей заплатили за строительные материалы? В) Цена некоторого товара была 800 рублей. Сначала его цену повысили на 10%, а потом снизили на 20%. Какой стала цена товара после этих изменений? 3.Решить уравнение А) (7х+1) - (9х+3)=5 Б) 3(4-х) + 6= -2х+4 В)  Итоги с.р.: - какой уровень заданий выбрали в задании 1,2,3? - где возникли затруднения? | Выполняют самостоятельную работу. Подводят итог самостоятельной работы, отвечают на вопросы учителя, какие задания вызвали затруднения | Регулятивные умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения, умение понимать и использовать наглядные средства (чертежи, схемы, рисунки) Познавательные умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни, |
Итог урока | | Подводят итоги урока. -какова была цель урока? - что повторили на уроке? - что узнали нового? -вернемся к эпиграфу к уроку «В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми малыми ошибками» (Б. Паскаль) -как вы думаете, можно ли эти слова отнести к чернобыльской катастрофе? (если бы не допустили малейшие ошибки, аварию можно было предотвратить) -как вы думаете, на сколько математика связана с профессиональной деятельностью? (на примере ЧАЭС) -многое начинается со школьных парт, сейчас чтобы получить хорошую оценку за контрольную работу вы должны быть внимательны и не допускать нелепых ошибок. А в будущем каждый из вас выберет свою профессию, и возможно от вас и ваших действий будут зависеть жизни других людей. Не пренебрегайте даже малейшими ошибками! | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. | Формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы |
Рефлексия | | -Оцените свою работу на уроке на листе самооценки. | Оценивают свою работу на уроке на листе самооценки. Делятся своими впечатлениями. | Регулятивные Рефлексия и саморегуляция Коммуникативные Способность формулировать выводы Познавательные Фиксация новых знаний Личностные формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Домашнее задание | Даёт домашнее задание | Повторить все правила, основные типы задач, выполнить задания по карточкам Дополнительно - придумать задачу на составление уравнения, с.123 – дополнительные задачи | Записывают д.з. | |