Дербентский район
МКОУ «Сабновинская СОШ»
Открытый урок по обществознанию на тему :
« Деятельность - как способ существования»
(10-а класс)
Провел учитель истории и обществознания
МКОУ «Сабнавинская СОШ»
Фарманов Найил Зульфугарович
28.01.2017 год
Тема: Деятельность - как способ существования.
Цели:
Раскрыть содержания понятия деятельность
Дать общую характеристику и раскрыть структуру
Показать деятельность как способ бытия человека и общества
Дать представление о многообразии видов деятельности
Продолжить работу по формированию умений и навыков
Подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ
Планируемые результаты :
Предметные : - владения понятиями «деятельность» , «потребность», «мотив», «интерес»
Целостные представления о структуре деятельности
Понимание связей между сознанием и деятельностью умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности , мотивы и потребности людей
Метапредметные :
-умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основные сравнения
- умение использовать информацию о деятельности и потребности
-умение соотносить общее и частное на примеры видов деятельности и потребностей
-способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности
Личностные :
-осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения
-понимание важности разнообразия собственной деятельности , способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека
-конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром
-представить различные подходы и классификации видов деятельности и потребностей человека
-помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности для достижения личного и профессионального успеза
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: Деятельность, цель, средства достижения , мотивы , интересы , потребности , печатно-наглядный, исследовательской
Методы и приёмы : работа в малых группах, дискуссия, беседа , элементы кейс-технологии
Средства: учебник, документ, иллюстрация, наглядность, дидактич. материал, схемы, мультимедиа.
Ход урока
Орг. момент
Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу звучит 1 куплет
С желтою полосой
Вместо
Хвоста нога…..
— Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел?
Уч-ся высказать свое мнение
Сравните 3 ситуации:
Ураганный ветер валит в лесу деревья
Животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов
Лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить участок от леса.
— К какой из этих ситуаций можно применить понятии ‘’деятельность’’ приведите 2 аргумента в обоснование своего в вывода
Проблемно-мотивационный этап.
1.мотивация.
Эпиграфы на экране или доске: ‘’деятельность - единственный путь к знаниям’’ (Б. Шоу)
‘’Жизнь и деятельность, столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.’’ (Ф. Глинка, русский поэт)
Эти эпиграфы выбраны не случайно, т. к. в них высказана определенная жизненная позиция.
— Поделитесь, пожалуйста, и вы, свой жизненной позицией
Заранее – (учащиеся находят подобные высказывания)
— Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: ‘’что ты делаешь, Ходжа?’’ —ответил: ‘’у меня сегодня много дел и я хочу, чтобы день наступил пораньше.’’
О чем эта причта?
И какое она имеет отношение к теме нашего урока?
Что такое деятельность? (кластер) – 5 минут. Учащиеся составляют в тетрадь:
План учебного действия
Проблемно-мотивационный этап
Мотивация
Постановка проблемы
Поиск путей решения проблемы
Основной этап
Информационный блок
Аналитический блок
Заключительный этап
Оценивание
Рефлексия
-Кто прав? Кто наиболее верно сказал, что такое деятельность?
-Учится рассуждают ,делают вывод
Проблемы урока:
Зачем человеку деятельность?
Вспомогательные вопросы- что такое деятельность?
-Какие черты ей присущны?
-Как связана деятельность и сознание?
-Зачем человеку деятельность?
Поиск путей решения проблемы- на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему?
Учится составляют и озвучивают план примерный решение проблемы
План урока:
Сущность и структура деятельности
Потребности и интересы
Виды деятельности
Практическая значимость деятельности?
-Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой .Внешне это проявляется в движениях- двигательной активности. Но для животного характерно приспособление к окружающей среде они только используют то, что дала им природа. Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
-Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены.
Запишите в тетрадь
(1)Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта выражается в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
(философский словарь)
(2)Деятельность – форма политической активности субъекта, заключающийся в мотивационном деятельности сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта.
(Психологический словарь)
Основные моменты- выписать, озвучить учащиеся + учитель
- деятельность- активные действия
-у деятельности есть цель
-она направлена на результат
Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные элементы(компоненты)
Итак, это, прежде всего объекта и субъекты деятельности
-найти в учебнике и объекс с прим (с) (169)
Объект- то, на что направлена деятельность природ.материалы, различные предметы, сферы жизни объектом может быть и сам человек.
Субъект- тот, кто осущ. деятельность. Человек,группа людей, организация , гос. орагн
Цель: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутный»- Сенека
Средства: «Имея кремний , слайды, можно сделать наконечник стрелы , но нельзя сделать из него лук:
Действие: сделать хотел козу?..?
Результат: Реализованная целью.
Обратим внимание на эту схему (слайд? доска?)
М.Е Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»помещает на необитаемый остров 2х заслуженных чиновников привыкли жить на всём готовом .Здесь они вдруг обнаруживают что «человеческая пища в персональном виде , летает , плавает и на деревьях растёт .»например , кто хочет куропатку съесть , то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить…»
(Уч-ся должны прочитать ее и ответить)
- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
- Итак, любая деят-ть подчинена четко определенной структуре.
А побуждает к деятельности мотив- - побуждение какой либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.
Что такое потребность? Это осознаваемое человеком нужда в том, что ему необходимо для жизни.
Вспомните, какие бывают потребности? (первично, вторично)
-Для чего нам следует определить, что побуждает человек к деятельности? Да хотя бы для того, чтобы не отдать героем той причти, которая лежит перед вами.
«Старательный дровосек»
«Старательный дровосек честно собирал хворост ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие: только от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»
-О чём притча ? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмыслить свои поступки, предвидеть их последствие, знать, что получится в результате- добро или зло,
-Что движет человеческой деятельностью; используя таблицу; лежащую перед вами.
Философское направление | Основная мысль |
Географическое | Географические условия обуславливают характер и склонности людей (так считал, например, Монтескье). |
Социологическое | «Идеи правят миром» (Гелем). |
К.Маркс | Деятельность людей определяется материальными условиями. |
Технологическое | Определяющий фактор движения общества –техника и технология. |
Психологическое | Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии. |
Также, человеческой деятельностью движут:
убеждения и интересы
Это устойчивые взгляды Ценности, характерны для
на мир, идеалы, принципы, определенной группы людей
а также стремления выполнить их в жизни интересы играют особую роль
через свои действия и поступки в формировании мотивов
деятельности.
В жизни существует множество видов деятельности.
2. Основной этап. Ребята получат раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности.
Работа в группах. 2.1 информационный блок.
группа. Труд как вид человеческой деятельности.
Познавательная деятельность.
Политическая деятельность.
Творческая деятельность.
Цель | Средства | Действия | Результат |
1.Трудовая | | | |
2.Познавательная | | | |
3.Политическая | | | |
4.Творческая | | | |
2.2 Аналитический блок.
I. Обсуждение. Представление работы групп, обмен вопросами, свои позиции.
II. Подведение итогов
Заполнение общей таблицы.
Работа с текстом, вопросы на странице 3-4.
3. Заключить этап.
Закрепление:
1.Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создание и использование материальных ресурсов общества. Субъектом данной должности являются:
a) Материальные возможности
б) Изучающие литературу студенты
в) Пути использования ресурсов
2.Соотнесите особенности деятельности с ее видом
Особенности: Виды деятельности:
1.Создание необходимых людям благ А) Игра
2.Наличие воображаемой обстановки Б) Общение
3.Обязятельное использование языка В) Труд
3.2 Вывод: Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизведения социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека ,которые воплощаются в продукты ,результаты деятельности .
3.3 Рефлексия: Она осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе уч-ся переводят «плюсы», набранные за уроку в «отметку»,уч-ся должны сделать самостоятельно выводы.
Рефлексивный блок.
Определение общих итогов.
Определить значимость понимание понимающие рассматриваемых на уроке вопросов; обсудить проблемный вопрос.
Что такое деятельность? Зачем нужна деятельность.
2.Возвращение к ожидаемыми результатам
-Какая информация была для вас новой?
- Где можно применить полученные знания \?
2. Определить виды деятельности на уроке
- значимость и полезность занятия.
Оценивание
Домашнее задание. Параграф 17.
Составить проект «Учебная деятельность»