СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Деятельность-как способ существования "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«урок 10 класс»



Дербентский район

МКОУ «Сабновинская СОШ»












Открытый урок по обществознанию на тему :

« Деятельность - как способ существования»

(10-а класс)

Провел учитель истории и обществознания

МКОУ «Сабнавинская СОШ»

Фарманов Найил Зульфугарович

28.01.2017 год

Тема: Деятельность - как способ существования.

Цели:

  • Раскрыть содержания понятия деятельность

  • Дать общую характеристику и раскрыть структуру

  • Показать деятельность как способ бытия человека и общества

  • Дать представление о многообразии видов деятельности

  • Продолжить работу по формированию умений и навыков

  • Подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ

  • Планируемые результаты :
    Предметные : - владения понятиями «деятельность» , «потребность», «мотив», «интерес»

  • Целостные представления о структуре деятельности

  • Понимание связей между сознанием и деятельностью умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности , мотивы и потребности людей

Метапредметные :

-умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основные сравнения

- умение использовать информацию о деятельности и потребности

-умение соотносить общее и частное на примеры видов деятельности и потребностей

-способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности

Личностные :

-осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения

-понимание важности разнообразия собственной деятельности , способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни

Задачи:

- систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека

-конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром

-представить различные подходы и классификации видов деятельности и потребностей человека

-помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности для достижения личного и профессионального успеза

Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: Деятельность, цель, средства достижения , мотивы , интересы , потребности , печатно-наглядный, исследовательской

Методы и приёмы : работа в малых группах, дискуссия, беседа , элементы кейс-технологии

Средства: учебник, документ, иллюстрация, наглядность, дидактич. материал, схемы, мультимедиа.

Ход урока

  1. Орг. момент



Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу звучит 1 куплет

С желтою полосой

Вместо

Хвоста нога…..



— Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел?

Уч-ся высказать свое мнение



Сравните 3 ситуации:

  1. Ураганный ветер валит в лесу деревья

  2. Животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов

  3. Лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить участок от леса.

— К какой из этих ситуаций можно применить понятии ‘’деятельность’’ приведите 2 аргумента в обоснование своего в вывода

  1. Проблемно-мотивационный этап.

1.мотивация.

Эпиграфы на экране или доске: ‘’деятельность - единственный путь к знаниям’’ (Б. Шоу)

‘’Жизнь и деятельность, столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.’’ (Ф. Глинка, русский поэт)

Эти эпиграфы выбраны не случайно, т. к. в них высказана определенная жизненная позиция.

— Поделитесь, пожалуйста, и вы, свой жизненной позицией

Заранее – (учащиеся находят подобные высказывания)

— Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: ‘’что ты делаешь, Ходжа?’’ —ответил: ‘’у меня сегодня много дел и я хочу, чтобы день наступил пораньше.’’

  • О чем эта причта?

  • И какое она имеет отношение к теме нашего урока?

  • Что такое деятельность? (кластер) – 5 минут. Учащиеся составляют в тетрадь:







План учебного действия

  1. Проблемно-мотивационный этап

    1. Мотивация

    2. Постановка проблемы

    3. Поиск путей решения проблемы

  2. Основной этап

    1. Информационный блок

    2. Аналитический блок

  3. Заключительный этап

    1. Оценивание

    2. Рефлексия



-Кто прав? Кто наиболее верно сказал, что такое деятельность?

-Учится рассуждают ,делают вывод

Проблемы урока:

Зачем человеку деятельность?

Вспомогательные вопросы- что такое деятельность?

-Какие черты ей присущны?

-Как связана деятельность и сознание?

-Зачем человеку деятельность?

Поиск путей решения проблемы- на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему?

Учится составляют и озвучивают план примерный решение проблемы

План урока:

  1. Сущность и структура деятельности

  2. Потребности и интересы

  3. Виды деятельности

  4. Практическая значимость деятельности?

-Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой .Внешне это проявляется в движениях- двигательной активности. Но для животного характерно приспособление к окружающей среде они только используют то, что дала им природа. Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

-Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены.

Запишите в тетрадь

(1)Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта выражается в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

(философский словарь)

(2)Деятельность – форма политической активности субъекта, заключающийся в мотивационном деятельности сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта.

(Психологический словарь)

Основные моменты- выписать, озвучить учащиеся + учитель

- деятельность- активные действия

-у деятельности есть цель

-она направлена на результат

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные элементы(компоненты)

Итак, это, прежде всего объекта и субъекты деятельности

-найти в учебнике и объекс с прим (с) (169)

Объект- то, на что направлена деятельность природ.материалы, различные предметы, сферы жизни объектом может быть и сам человек.

Субъект- тот, кто осущ. деятельность. Человек,группа людей, организация , гос. орагн

  1. Цель: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутный»- Сенека

Средства: «Имея кремний , слайды, можно сделать наконечник стрелы , но нельзя сделать из него лук:

Действие: сделать хотел козу?..?

Результат: Реализованная целью.

Обратим внимание на эту схему (слайд? доска?)

М.Е Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»помещает на необитаемый остров 2х заслуженных чиновников привыкли жить на всём готовом .Здесь они вдруг обнаруживают что «человеческая пища в персональном виде , летает , плавает и на деревьях растёт .»например , кто хочет куропатку съесть , то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить…»

(Уч-ся должны прочитать ее и ответить)

- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

- Итак, любая деят-ть подчинена четко определенной структуре.

А побуждает к деятельности мотив- - побуждение какой либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Что такое потребность? Это осознаваемое человеком нужда в том, что ему необходимо для жизни.

Вспомните, какие бывают потребности? (первично, вторично)

-Для чего нам следует определить, что побуждает человек к деятельности? Да хотя бы для того, чтобы не отдать героем той причти, которая лежит перед вами.

«Старательный дровосек»

«Старательный дровосек честно собирал хворост ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие: только от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

-О чём притча ? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмыслить свои поступки, предвидеть их последствие, знать, что получится в результате- добро или зло,

-Что движет человеческой деятельностью; используя таблицу; лежащую перед вами.

Философское направление

Основная мысль

  1. Географическое

Географические условия обуславливают характер и склонности людей (так считал, например, Монтескье).

  1. Социологическое

«Идеи правят миром» (Гелем).

  1. К.Маркс

Деятельность людей определяется материальными условиями.

  1. Технологическое

Определяющий фактор движения общества –техника и технология.

  1. Психологическое

Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии.



Также, человеческой деятельностью движут:

убеждения и интересы

Это устойчивые взгляды Ценности, характерны для

на мир, идеалы, принципы, определенной группы людей

а также стремления выполнить их в жизни интересы играют особую роль

через свои действия и поступки в формировании мотивов

деятельности.

В жизни существует множество видов деятельности.

2. Основной этап. Ребята получат раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности.

Работа в группах. 2.1 информационный блок.

  1. группа. Труд как вид человеческой деятельности.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Политическая деятельность.

  4. Творческая деятельность.

Цель

Средства

Действия

Результат

1.Трудовая




2.Познавательная




3.Политическая




4.Творческая




2.2 Аналитический блок.
I. Обсуждение. Представление работы групп, обмен вопросами, свои позиции.
II. Подведение итогов
Заполнение общей таблицы.










Работа с текстом, вопросы на странице 3-4.

3. Заключить этап.

Закрепление:

1.Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создание и использование материальных ресурсов общества. Субъектом данной должности являются:

a) Материальные возможности

б) Изучающие литературу студенты

в) Пути использования ресурсов

2.Соотнесите особенности деятельности с ее видом

Особенности: Виды деятельности:

1.Создание необходимых людям благ А) Игра

2.Наличие воображаемой обстановки Б) Общение

3.Обязятельное использование языка В) Труд

1

2

3

4





3.2 Вывод: Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизведения социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека ,которые воплощаются в продукты ,результаты деятельности .

3.3 Рефлексия: Она осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе уч-ся переводят «плюсы», набранные за уроку в «отметку»,уч-ся должны сделать самостоятельно выводы.

Рефлексивный блок.

  1. Определение общих итогов.

Определить значимость понимание понимающие рассматриваемых на уроке вопросов; обсудить проблемный вопрос.

Что такое деятельность? Зачем нужна деятельность.

2.Возвращение к ожидаемыми результатам

-Какая информация была для вас новой?

- Где можно применить полученные знания \?

2. Определить виды деятельности на уроке

- значимость и полезность занятия.

Оценивание

Домашнее задание. Параграф 17.

Составить проект «Учебная деятельность»

















Просмотр содержимого презентации
«Деятельность - способ существования людей»

Деятельность - способ существования людей

Деятельность - способ существования людей

Сделать хотел грозу…….

Сделать хотел грозу…….

    Сравните два определения: « Деятельность  — форма существования человеческого общества ; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». « Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Сравните два определения:

« Деятельность  — форма существования человеческого общества ; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя».

« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

Цель Средства достижения Результат Результат – это итог, продукт деятельности   Цель  — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Деятельность состоит из действий Хорошо Плохо Плохо Хорошо

Цель Средства достижения Результат

Результат – это итог, продукт деятельности

  Цель  — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии

Деятельность состоит из действий

Хорошо

Плохо

Плохо

Хорошо

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?  Прочитайте притчу: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»  О чем притча?

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?

Прочитайте притчу:

«Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

О чем притча?

Что движет человеческой деятельностью? Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Географическое направление – определяют характер и склонности людей. Социологический идеализм – миром правят идеи. Исторический материализм деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве. Технологическое направление – факторы движения общества - определяющие (техника и технология) Психологическое направление – объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп

Что движет человеческой деятельностью?

Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.

Географическое направление

– определяют характер и склонности людей.

Социологический идеализм

– миром правят идеи.

Исторический материализм

деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.

Технологическое направление

– факторы движения общества - определяющие (техника и технология)

Психологическое направление

– объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп

Мотивация деятельности Географическое направление – определяют характер и склонности людей. Социологический идеализм – миром правят идеи. Исторический материализм деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве. Технологическое направление – факторы движения общества - определяющие (техника и технология) Психологическое направление – объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп

Мотивация деятельности

Географическое направление

– определяют характер и склонности людей.

Социологический идеализм

– миром правят идеи.

Исторический материализм

деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.

Технологическое направление

– факторы движения общества - определяющие (техника и технология)

Психологическое направление

– объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп

Потребность  — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. ( Биологические потребности, Социальные потребности,  Идеальные потребности )

Потребность  — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

( Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности )

Классификация потребностей Естественные(все то, что необходимо для существования) Социальные(определяют принадлежность человека к обществу) Идеальные(все то, что необходимо для духовного развития)

Классификация потребностей

Естественные(все то, что необходимо для существования)

Социальные(определяют принадлежность человека к обществу)

Идеальные(все то, что необходимо для духовного развития)

Виды деятельности

Виды деятельности

  • Практическая : - Социально-производственная - Социально-преобразующая
  • Духовная : - Познавательная - Ценностно-ориентировочная - Прогностическая
В зависимости от сфер общественной жизни экономическая политическая социальная духовная В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм. законная моральная аморальная В соотношении с ходом истории прогрессивная регрессивная В зависимости от потенциала нового инновационная творческая изобретательская трудовая творческая игра

В зависимости от сфер общественной жизни

экономическая

политическая

социальная

духовная

В зависимости от общекультурных

ценностей и социальных норм.

законная

моральная

аморальная

В соотношении с ходом истории

прогрессивная

регрессивная

В зависимости от потенциала нового

инновационная

творческая

изобретательская

трудовая

творческая

игра

Вывод

Вывод

  • Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!