СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок фразеологизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оснащение урока:

        Компьютер; мультимедийный проектор; презентация;  выставка книг  Пушкина,  Крылова, Чехова, Ершова; стихи В. Орловой, Н. Некрасова, басни   И. Крылова; карточки с разно-уровневыми заданиями ; дидактический материал для самостоятельной работы ; фразеологический словарь под редакцией Л.А.Войновой.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок фразеологизмы»

Цель урока:

Познакомить учащихся с новым термином — фразеологизмы.

Задачи:

         Образовательные:

          учить находить в тексте фразеологические обороты;

          учить понимать их значение, правильно употреблять в своей речи.

          Воспитывающие:

          познакомить учащихся с историей  происхождения  фразеологизмов;

          показать неразрывную связь языка с историей народа;

          воспитывать любовь к родному языку.

          Развивающие:

          развивать речь учащихся;

          расширять кругозор детей.

             

   Оснащение урока:

        Компьютер; мультимедийный проектор; презентация;  выставка книг  Пушкина,  Крылова, Чехова, Ершова; стихи В. Орловой, Н. Некрасова, басни   И. Крылова; карточки с разно-уровневыми заданиями ; дидактический материал для самостоятельной работы ; фразеологический словарь под редакцией Л.А.Войновой.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здесь затеи и загадки,

Песни, шутки-все для вас!

Пожелаем всем удачи.

За работу! В добрый час!

2.Сообщение темы урока.

  - На протяжении всего учебного года мы работали с разными словами. Сегодня речь пойдет не об отдельных словах, а целых выражениях, состоящих из нескольких слов, метко объясняющих сущность происходящих событий. Вспомните, как называются эти выражения?

  • Крылатые выражения.

  • Почему их так называют?

  • Они как бы перелетают из уст говорящего к уху слышащего. (Гомер).

  • Назовите произведения, в которых встречаются следующие крылатые выражения:

« Да только воз и ныне там».И. Крылов «Лебедь,Щука и Рак».

« Вперед чужой беде не смейся, голубок». И. Крылов «Чиж и Лебедь».

« На деревню дедушке». А. Чехов « Ванька».

« Остаться у разбитого корыта». А Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

      3. Работа над темой.

        - Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно?

Ни пуха ни пера.      

Рано утром мама-квочка                             Через час, едва живой

В класс отправила сыночка.                       Петушок спешит домой.

Говорила: « Не дерись,                                Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись.                          Он со школьного двора.

Поспеши. Уже пора.                                    А на нем и в самом деле нет

Ну, ни пуха ни пера!                                    Нет ни пуху, ни пера.

  • О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: « Ну, ни пуха ни пера!»

  • Она пожелала ему удачи, успеха.

  • Почему стихотворение заканчивается словами « Нет ни пуху, ни пера»?

  • Петушок вернулся домой весь ощипанный.

  • Где эти слова употреблены в переносном значении?

  • В первом случае. Когда мать провожала сына в школу.

  • Желая «ни пуха ни пера», мама-квочка употребили это выражение в переносном значении , т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.

 «Ни пуха ни пера» - устойчивое выражение , нем нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Таких выражений  много в русском языке и называют ихфразеологизмами.

Фразеологизмы - устойчивые выражения с самостоятельным значением , близким к идиоматическому. ( С.И. Ожегов).

Фразеологизмы появились  давно. Их можно встретить в поэмах, былинах, древних летописях. Фразеологизмы, по выражению В.Г Белинского составляют « народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное богатство».

     Знакомство с происхождением этих выражений раскрывает многие страницы нашей истории. Давайте познакомимся с историей появления некоторых из них.

Слайд № 1.

Бить баклуши.

Осину легко резать. Она не трескается, не коробится. Ее легко выдолбить, разрезав полено на несколько частей. Выдолбленные изнутри чурки назывались баклушами.

Всякую работу, связанную с изготовлением из осины вещей домашнего обихода, крестьяне считали пустячным делом, не требующим мастерства. От этого и пошло: бить баклуши, значит «делать несерьезное, ненастоящее дело».

Спустя рукава. Засучив рукава.

Эти выражения родились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными руками. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин длиннее на 40см. Было неудобно, трудно работать. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь с ленью, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава ,хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

     Как видите, крылатые выражения были порождены давно ушедшими в прошлое событиями. Они отражали многие явления в жизни людей. В современном русском языке фразеологизмы используются в переносном значении. Их можно заменить близкими по значению словами.

Морочить голову - обманыватьво весь дух - очень быстро; рукой подать  -близко; ловить мух - бездельничать и т. д.

4.Закрепление пройденного. Слайд №2.

Задание № 1. Получи ключ.

Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы. Определи точное значение каждого из них.  Выбери правильный ответ и вставь верную букву в таблицу. Получи ключ к следующему заданию.

1.С виду мы не очень схожи:                  

   Петька толстый, я худой                 Неразлучны, всегда вместе = г ,    

   Не похожи мы, а все же              всегда находятся в ссоре = а, 

   Нас не разольешь водой.                   надо полить водой, чтобы помирить = с. 

2.Не ссорьтесь! Помните о том,            

    Что может быть беда:                     Сгорать от любопытства = ш

   Вы  разругаетесь                             Испытывать сильное чувство стыда = о     

   Потом  - сгорите от стыда!           Чувствовать сильный жар = у

 3.За обедом в разговоре                    

   Лез в бутылку, с нами споря,         Пытаться залезть в бутылку чем-либо=д

   А потом сказал:                               Сердиться, горячиться ,выходить из себя=м   

   Друзья, не в своей тарелке я.          Желать напиться=й

   Испытывать неловкость=е  Пользоваться чужой посудой=к    Лезть в тарелку =ю

4.Фальшивят, путают слова,       Уши прижимаются к голове = з

  Поют ужасно, как всегда:            Скучно и неприятно слушать что-либо, кого-либо = р

  Ребята слушать их не станут.     Получать удовольствие от услышанного = д

  От этой песни уши  вянут.                                                                       

  Составь слово:

задание

1

2

3

4

5

   буква






  Задание № 2. Слайд №3.

          Угадай, что это за слово. Запиши его название. Пользуясь текстом задания, запиши крылатые выражения с этим словом.  

          Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь;

 его повсюду суют, вмешиваясь не в свои дела.              

         Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.

         Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко, за него дергают, настойчиво заставляя высказаться.  

         Ее толкут в ступе или носят в решете те, к то занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; из нее иногда выходят сухими нечестные люди.

Нос - повесить нос, задрать нос, совать нос не в  свои дела.

Ветер - ветер в голове, искать ветра в поле.

Язык - проглотить язык, язык подвешен, дергать за язык.

Вода - толочь воду в ступе, носить воду в решете, набрать в рот воды, выйти сухим из воды.

Задание №3.Слайд №4.

  Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми  выражениями.                

Порыбачили.

     Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася  проснулся очень рано ,закусил быстро, торопливо  и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал.

    Долгое время   прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко.
...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята.   Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду.

    В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях .

Очень рано - ни свет ни заря.

Закусили быстро, торопливо -на скорую руку.

Долгое время — битый час.

Очень близко — рукой подать.

Родилась совсем недавно — без году неделя.

Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши.

5.Физкультминутка.

   Учитель дотрагивается до рук, глаз, ушей, носа. Дети повторяют за ним и называют фразеологизмы с этими словами.

6. Знакомство с фразеологическим словарем.

7.Активизация крылатых выражений в речи. Работа в парах.

Сценка «Упрямый Саша».

-Просмотрев сценку, назовите услышанные фразеологизмы и объясните их значение, используя фразеологический словарь.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали? Чем запомнился урок? Для чего необходимо знать значение крылатых выражений?

Слайд № 5.

«Чтобы словам было тесно,

Мыслям просторно».

                      Н.А. Некрасов.

« Человек чрез слово всемогущ.

Язык всем знаниям и всей природы ключ».

                                                   Г. Державин.

9.Домашнее задание.

Пользуясь фразеологическим словарем, объясни значения следующих фразеологизмов: «зарубить на носу», «остаться с носом», «как снег на голову», «молоть чепуху». Сделай к каждому фразеологизму рисунок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!