СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок истории 10 класс «КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – объяснение нового материала

Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.

Цель урока: Определить значение правления киевского князя Владимира.

Задачи урока: 

 

Образовательные

определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления госу­дарства на Руси. раскрыть прогрессивное значение принятия христианства.

раскрыть процесс христианизации Руси. оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

Развивающие – формировать умения

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. сравнивать свидетельства разных источников.

Воспитательные:

продолжить работу по развитию интереса и уважительного отно­шения к истории Отечества; выработать у учащихся умения внимательно выслушать учителя, одноклассников, следить по настенной и учебной карте развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок истории 10 класс «КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ».»















Открытый урок истории

10 класс

«КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ».

























Каткаев Виктор Викторович

учитель истории и обществознания

МКОУ «Мирненская СОШ».








Пояснительная записка к уроку

Тип урокаобъяснение нового материала

Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.

Цель урока: Определить значение правления киевского князя Владимира.

Задачи урока:


Образовательные

  • определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления госу­дарства на Руси.

  • раскрыть прогрессивное значение принятия христианства.

  • раскрыть процесс христианизации Руси.

  • оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

Развивающие – формировать умения

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

  • сравнивать свидетельства разных источников.

Воспитательные:

  • продолжить работу по развитию интереса и уважительного отно­шения к истории Отечества;

  • выработать у учащихся умения внимательно выслушать учителя, одноклассников, следить по настенной и учебной карте

  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;

  • документальный фильм из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина: Принятие христианства на Руси.

  • учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”.

Проведение урока сопровождается демонстрацией показа презентации «Крещение Руси».

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 23 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.



План урока:

1. Правление Владимира

2. Крещение Руси

3. Значение крещения Руси.

Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.

Важнейшие даты: 988г. – принятие христианства на Руси.



1. Орг. Момент

Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: Принятие христианства на Руси, но прежде мне бы хотелось узнать : Что вы помните из предыдущих уроков по истории?

2. Повторение изученного.

1. Перечислите первых русских князей ( Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

2. Соотношение имен и дат правления первых русских князей (Рюрик (862-879),Олег (879-912), Игорь (912-945), Ольга (945-957), Святослав (957-972).

3. Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Что нового ввела Ольга? ( уроки -размер налогообложения ( дани)) Погосты – определенное место, куда в указанный срок должна была свозиться дань, фиксированная со двора.

4.Вспомните каким целям была посвящена деятельность первых русских князей?( 1)Объединение восточных славян в единое государство. 2)Укрепление международного авторитета Руси).

Можно ли сказать о том, что в период до конца X в. Русь была европейским государством, со всеми присущими ему атрибутами власти и господства, и по уровню развития шла вровень с другими славянскими и европейскими государственными образованиями..


3. Изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Святослав разделили Русскую землю между своими сыновьями: старшего Ярополка посадил в Киеве, второго Олега в Древлянской земле, а младшего Владимира в Новгороде. После смерти Святослава братья перессорились между собой и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.

Усобица – войны между князьями за великокняжеский престол.

В ходе междоусобной войны в 980 -1015 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в отношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т.е укрепляется система управления страной. Задание учащимся: 1) найти в учебнике на стр.68-69,71 : внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Внутренняя: а) подчинил своей власти полочан, радимичей, вятичей;б) послал в важные русские земли в качестве наместников своих сыновей;3) строительство оборонительной системы крепостей;4)980 г-языческая реформа; 5)988-крещение Руси. Внешняя политика: а)981 г.-война с Польшей, присоединение города Червень, Перемышль и др.б)985 г. –война против Дунайской Болгарии;в) 985 г.- война Волжской Болгарией;4) воевал с печенегами.

К концу X века христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане; более княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным.

Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов : Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Причиной тому было: у разных племен были свои верховные боги.

Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога. К X в. Были уже известны религии ( католическое христианство-Рим, ислам- булгары, иудаизм-хазары, православное христианство-Византия). И он избрал православное христианство. Ученики смотрят фрагмент фильма: Принятие христианства.

После просмотра фильма задаются вопросы:

  1. Почему князь Владимир принял решение ввести новую религию на Руси? ( религия способствовало сплочению населения, этого требовали международные отношения)

  2. Как Владимир выбирал веру для Руси? (были отправлены послы в разные города)

  3. Почему остановился на византийском христианстве? (предполагаемые ответы: связывали давние торговые отношения с Византией, женитьба на византийской принцессе Анне).

  4. Какие события предшествовали крещению Руси? (Взятие города Корсунь 988 г.)

  5. Где и при каких обстоятельствах крестился князь Владимир? (Херсонес) –Корсунь.

Далее учитель дает задание ученикам: заполнить схему “Причины принятия Русью христианства” ученики работают с учебником. (стр 71)

Причины принятия Русью христианства: 1) внутренние (Стремление сплотить все восточно-славянские племена.Стремление укрепить власть киевского князя).

2) международные (Стремление укрепить международный авторитет Руси).

Отметьте причины принятия Русью византийского (православного) варианта христианства. (работа с учебником и с фрагментом фильма). Предполагаемые ответы: 1) Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

2) Византийская церковь способствовала укреплению княжеской власти.

3) Часть жителей Руси приняла византийский вариант христианства еще во времена княгини Ольги.

Далее идет работа с наглядным пособием: Расскажите по картине, как происходило крещение в Киеве. Учитель дает задание: исходя из учебника (стр 73-74) и просмотренного фрагмента фильма: заполнить таблицу : Последствия принятия христианства для Руси.

Предполагаемые ответы учащихся: 1) политические: укрепление государства и княжеской власти;2)международные: установились тесные связи с Византией;3)нравственные: запрещены жертвоприношения, многоженство, кровная вражда;4)духовные: на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.


4. Итог урока

Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.

Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения,

способствовало развитию культуры.

5. Рефлексия


6. Д/з: § 8, ?4-6




Дополнительный материал для учителя

Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, особенностями культа. Две традиционные конфессии (вероучения) христианства – католицизм и православие. Протестантизм возникает лишь с XVI в. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную ведет отсчет существование двух ветвей христианства – западного (католицизм) и восточного (православие). Первое получило распространение на Западе и активно включало в себе правовое и культурное наследие Древнего Рима. Рим стал и главной святыней католиков, в которой находилась и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к Византийскому образцу христианства.

Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, предавая его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и была построена церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в 957 г. и стала пропагандировать христианство, уничтожив ряд языческих святилищ и построив ряд христианских храмов, в том числе деревянный Софийский собор в Киеве.

Но только в правление князя Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие Русью христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии восточнославянских союзов племенных княжеств начала формироваться структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем- военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти прежние языческие культы. Владимир попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый общерусский пантеон языческих богов разных племен.

Главным богом был Перун – бог войны, грома и молнии. Но первая религиозная реформа не принесла желаемого результата, на Русь большое влияние оказывали соседние государства (Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария), которые исповедовали монотеизм. К тому же язычество сильно тормозило процесс объединения славян в одно государство. Через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией и принятии монотеистической религии.

В западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употребление вина и т.д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Ограничения иудаизма (кошерная пища, обрезание и т. д.) также не нравились Крестителю. Языческое многобожие исчерпало себя. В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византии. В Византии в результате иконоборчества, мощного давления на церковь светская власть установила свой полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).

Приняв крещение из Византии, Владимир выбрал, таким образом, православное христианство. Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 году, камнем преткновения стал вопрос об исхождении святого духа. Следующий этап конфронтации приходился на 858 год. Поводом послужило смещение Константинопольского патриарха и отказ папы римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 году. Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 году митрополитом стал русский священнослужитель Илларион). В XV веке Русская церковь стала автокефальной, независимой от Константинополя, а с 1589 года учреждено патриаршество.

Особо нужно выделить то обстоятельство, что сам акт крещения Владимиром не означал принятие христианства всеми жителями русских земель. Только в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере (Новгород), где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей. Этот процесс занял несколько лет.



Что такое дохристианская Русь?

Дохристианская Русь представляла собой разрозненные племена славян, которые были объединены одним языком (восточнославянским) и культурой. Тем не менее, у каждого племени были свои отличия, которые играли важную роль в социальной и политической жизни того времени, например, название, уникальные божества и т.п. Эти племена воевали между собой за территорию, ресурсы, убеждения. В мирное время они занимались торговлей, обменом и укреплением родственных связей. Важное значение имели родственные связи и клановые организации, которые организовывали весь социальный уклад общества.

 Ученые не нашли никаких доказательств следов какой-либо организованной и упорядоченной религии. Вся информация, которая уцелела о религии тех времен, имеет второстепенный характер и зачастую датируется весьма поздними периодами.

Если упорядочить все исследования, то более-менее общими божествами большинства племен являлись следущие боги:

Перун - бог войны и грома

Велес - бог скота, богатства и подземного мира

Стрибог - бог неба

Макошь - бог земли

Даждьбог - бог солнца

Славяне поклонялись пантеонам богов, которые выставляли на особые, по их мнению, места. Исследуя труды духовных деятелей того времени, можно прийти к выводу, что язычество  славян включала в себя такие элементы, как кровавые жертвоприношения, идолопоклонство и прочее.

Популярен среди населения был такой институт, как "кровная месть" - условие, при котором убийство члена одного племени должно покрыть убийство члена племени преступника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!