СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Односоставные предложения и употребления их в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: " Односоставные предложения и употребления их в речи"  Односоставное предложение -это предложение,имееющее только один главный член (либо подлежащее,либо сказуемое).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Односоставные предложения и употребления их в речи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Какамахинская средняя общеобразовательная школа»



Открытый урок русского языка в 8 классе:





Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Абдурагимова Гюльзахра Абдулвагидовна









Какамахи 2019г.







Цели:

-привить любовь и уважение к русскому языку, восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью;

-создать условия для мыслительной деятельности учащихся, для совершенствования умений анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, для формирования и аргументации выводов;

-расширять кругозор учащихся, развивать их речь, развивать творческие способности, умение владеть нормами речевого этикета;

-организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений распознавать односоставные предложения в речи, определять их типы;

-выяснить особенности употребления односоставных предложений в речи;

-научиться отличать односоставные предложения от неполных двусоставных.

Задачи:

  • – образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.

  • – развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний

  • – воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Оборудование :

  •  1. Учебник.

  • 2. Тетрадь.

  • 3. Персональный компьютер.

  • 4.Проектная доска.

  • 5. Блок-схема: «Односоставные предложения»

  • Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

  • Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.





Ход урока



I. Организационный момент.

Психологический настрой. Слово учителя.

Слайд1. (солнышко в руках).

- Ребята, уважаемые гости, здравствуйте. Я рада приветствовать вас и желаю вам доброго дня

- Итак, закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении солнышко добра и хорошего настроения, положите его на обе ладони и почувствуйте ,как он согревает вашу душу, мысли. Почувствуйте ,как добро входит в вас, доставляет вам радость. Откройте глаза, поделитесь этой работой с другим - улыбнитесь друг другу. У вас появились новые силы ,хорошее настроение и с этим хорошим настроением мы и проведем новый урок.


-На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? ( Здравствуйте!)

-Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. Садитесь.

-У нас необычный урок. Поэтому я предлагаю вам для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

-Какие ассоциации возникают у вас в связи с грецким орехом? (похож на человеческий мозг). А мозг требует тренировки. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.

II. Целеполагание. Постановка учебных задач урока.

-Запишите в тетрадь приветствие, которое прозвучало в начале урока.

-Что записано вами? (Предложение)

-Охарактеризуйте это предложение.

(Это односоставное предложение, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное)

Слайд: Произведите синтаксический разбор предложений.

1)…Заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком.(А.С.Пушкин ).

2) При мне исправлял должность денщика лицейский казак. Наконец из сеней мальчик лет четырнадцати. Меня в дверях встретил казак мой с испуганным лицом. ( М.Ю.Лермонтов)

- Синтаксический разбор которых только что произвели, являются двусоставными, то есть в них присутствуют и подлежащее ,и сказуемое. В односоставных предложениях , как вы уже знаете , имеется только один из главных членов - либо подлежащее , либо сказуемое.

- А теперь дайте краткую характеристику каждому из этих типов и приведите примеры.

(Учитель выборочно спрашивает несколько учеников, каждый из которых характеризует по одному типу односоставных предложений).



  • Предположите, какова цель нашего урока.

  • Сегодня мы вспомним, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных, закрепим типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, увидим как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, будем учиться употреблять их в собственной речи.

III. Актуализация опорных знаний.

  • На какие группы делятся предложения по наличию в них главных членов?

  • Как вы их различаете?

  • Вспомним, какие виды односоставных предложений существуют, каковы их признаки. Задание «Вопросы на засыпку». Определите вид односоставного предложения по следующим приметам, которые дают известные учёные. Грамотно запишите в тетрадь.

1.Ломоносов так сказал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит». Например: Люблю тебя, Петра творенье!

/Определённо-личные/



2. По мнению Пашковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределённое. Например: Ведут ко мне коня.

/Неопределённо-личные/



3.Лингвист Бенвенист так говорит об этой группе: «В этих предложениях есть отнесённость к координатам «Все – везде - всегда». Например: Цыплят по осени считают.

/Обобщённо-личные/



4. По мнению лингвиста Скобликовой, особенностью данных предложений является то, что в них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные.

Например: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

/Назывные/

5.По мнению Скобликовой, действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица. Например: Подморозило.

/Безличные/



  • Предлагаю вашему вниманию так называемые «тонкие вопросы». Отвечая на них, вы поднимаете сигнальную карточку «ДА» или «НЕТ».

«Тонкие вопросы»

  1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

  2. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

  3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

  5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

  8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

  9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

  10. Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)



  • А сейчас определим соответствие главных членов виду односоставных предложений. Работа с интерактивной таблицей.



IY. Работа по теме урока.

  • Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки. Посмотрим, научились ли вы отличать эти предложения друг от друга.

Проведём графический диктант (Интерактивный тренажёр).

  • На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.

  1. С утра морозит.

  2. В избе жарко натопили.

  3. Приготовьтесь к уроку.

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

  5. Иду по дороге.

  6. Мне легко дышится.

  7. Морозное утро.

  8. Дерево зажгло грозою.

  9. У тебя нет книги?

  10. Дни поздней осени бранят обыкновенно…



Проверка графического диктанта:

  1. С утра морозит. б/л

  2. В избе жарко натопили. н/л

  3. Приготовьтесь к уроку. о/л

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л

  5. Иду по дороге. о/л

  6. Мне легко дышится. б/л

  7. Морозное утро. н

  8. Дерево зажгло грозою. б/л

  9. У тебя нет книги? б/л

  10. Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л



Физминутка.

  • А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

  • Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

  • Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)

  • А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).



Интерактивное упражнение «Закончить пословицу».

  1. От добра….

  1. Сам погибай…

  2. Сделал дело…

  3. Любишь кататься….

  4. Что посеешь…

  5. За двумя зайцами погонишься…

  6. Не имей сто рублей…

  • Односоставные предложения какого вида у вас получились?

  • Помните, ребята, что в пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.



Самостоятельная работа обучающихся. Работа по индивидуальным карточкам.



Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Ради розы терп ...т и шипы.

Под музыку осе(н,нн)его дождя иду во тьме.





Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Т... пло на солнышке.

Бр... жу по набережной снов....




Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Соловьи.

И вот в лицо п...хнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.




Проверка самостоятельной работы.

Ради розы терпят и шипы. (Обобщённо-личное.)

Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (Определённо-личное.)

Тепло на солнышке. (Безличное.)

Брожу по набережной снова. (Определённо-личное.)

Соловьи. (Назывное./)

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. (Безличное.)





Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.



Когда в лунную ночь видишь широкую улицу с ее избами, стогами, ивами, на душе становится тепло.



Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться.



  • Итак, мы с вами вспомнили виды односоставных предложений, продолжили учиться отличать их друг от друга, а теперь обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.



Презентация «Употребление односоставных предложений в речи»



  • Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Послушайте, пожалуйста, образцы художественных поэтических текстов и сделайте свои выводы. (Чтение учителем под музыку образцов художественных поэтических текстов русских поэтов).



1).Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин)

2). В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)

3). Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.А. Фет)

4). Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. (М.Ю.Лермонтов).

5). Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)

6). К кому-то принесли от мастера ларец. ( И.А. Крылов)

7). Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

 8). Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)

9). Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С.А. Есенин)

10). Люблю грозу в начале мая. (А.А. Фет)



  • Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, экспрессивностью. Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.





Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Момент рефлексии. (Слайд №24).

Основные стилистические особенности односоставных предложений.

Итак, подведём итоги.

  1. Односоставные предложения характерны для разговорной и художественной речи.

  2. Односоставные предложения обладают большей выразительностью, чем двусоставные:

  1. определённо-личные акцентируют внимание на действии, способны передать тончайшие переживания;

  2. неопределённо-личные предложения подчёркивают неизвестность действующего лица;

  3. обобщённо-личные возводят конкретный случай в степень широкого обобщения, их использование в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу;

  4. безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью;

  5. назывные предложения незаменимы в художественном описании.









  • Понравился ли вам урок?

  • Что особенно запомнилось?

  • Что было трудным для вас?

  • Что нужно повторить?

  • Оцените урок и свою работу на уроке с помощью односоставных предложений.





YI. Домашнее задание. Повторить теоретический материал об односоставных предложениях, найти и выписать из газет, из художественных произведений односоставные предложения.(по 3 предложения каждого типа.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!