СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Плесневые грибы и дрожжи" 5 класс. Самоанализ урока.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: Плесневые грибы и дрожжи.

Просмотр содержимого документа
«³£T€³-³³_18_2018_12_24_14_53_24_677»

МБОУ Павловская СШ








Биология




Открытый урок на тему:


«Плесневые грибы и дрожжи»


5 класс



Самоанализ урока










Выполнил учитель: Антипов Михаил Александрович






2019






Технологическая карта открытого  урока по биологии

Учитель биологии- химии Антипов Михаил Александрович

Класс 5

Урок № 18

Учебник Пасечник В. В.


Тема урока: «Плесневые грибы и дрожжи »



Задача урока:

познакомить учащихся с особенностями строения плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека.


Планируемые результаты обучения:


Предметные: учащиеся знакомятся со строением плес­невых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: интерес; к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших иссле­дований способствуют формированию у учащихся мотива­ции к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: плесневые грибы: мукор, пеницилл; дрожжи.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с однокласс­никами при обсуждении результатов лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование:

Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник раздаточные материалы, таблицы «Плесневые грибы и дрожжи» микроскопы, микропрепараты плесневых грибов и дрожжей, лупы.


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаю эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний:


 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Открываем свои тетради,

записываем в них число и тему урока.
- Что бы начать наш с вами урок, для начала нужно определить тему урока:

«Плесневые грибы и дрожжи»

Давайте вспомним, какую тему мы с вами рассмотрели на прошлом уроке. Шляпочные грибы- правильно, а теперь ответим на вопросы прошлого урока.


Фронтальный опрос.

Проверка знаний о характерных признаках грибов, их строении и многообразии; грибах съедобных и ядови­тых. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами (фронтальная беседа).


1.Строение гриба

2.Что такое плодовое тело

3.Что такое грибница

4. Способы размножения грибов

5. Способы питания грибов

6. Виды грибов

7. Что такое микориза

8.Назовите ядовитые грибы

9.Назовите съедобные грибы

10. Правило сбора грибов

11.Оказание первой помощи при отравлении грибами


Изучение нового материала


Учитель задаёт проблемный вопрос: Мы с вами переходим к изучению одного из самых своеобразных царств живой природы – царства грибов.

«Плесневые грибы и дрожжи» Что собой представляет эта группа грибов, их значение для человека

Начать объяснение нового материала можно с происхождения плесневых грибов и дрожжей.

Грибы рода Мукор

Строение гриба Мукора. Его значение в жизни человека (рассказ учителя с элементами бесе­ды и демонстрацией таблиц).

Плесневые грибы – различные грибы, образующие грибницу без крупных, заметных невооруженным глазом плодовых тел Плесневые грибы распространены повсеместно. Они хорошо растут в тёплых влажных местах, на питательных средах. Такими питательными средами могут быть как разлагающиеся животные и растительные остатки, так и продукты питания человека, запасы кормов, предметы быта и т. д. Иногда поражённые продукты становятся ядовитыми из-за токсичности выделений гриба. Плесень поражает запасы зерна, солому и сено. Отдельные представители опасны для строительных и отделочных материалов, особенно деревянных. Мукор обычен в верхнем слое почвы, часто поселяется на фруктах, овощах, на конском навозе. Колонии обычно серого цвета. Они быстро растут и могут достигать в высоту до нескольких сантиметров. Грибница мукора не имеет межклеточных перегородок. Формально она состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме Размножается мукор бесполым (обрывками грибницы или спорами) и половым путями. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих черных расширениях, похожих на головки, образуются споры. Эти головки называют спорангиями. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу. В половом размножении участвуют две ветви одного или разных мицелиев. Некоторые виды мукора способны вызывать болезни животных – мукоромикозы. Другие используются для получения антибиотиков. Мукор китайский и некоторые др. виды используются в качестве закваски или для производства соевого сыра. Плесневые грибы, среда их обитания, отличия плес­невых грибов от шляпочных (рассказ учителя с эле­ментами беседы, демонстрация плесневых грибов на суб­стратах, таблицах, демонстрация фрагмента видеофильма «Плесневые грибы»),

Грибы рода Пеницилл

В отличии от мукора, у которого грибница — это одна огромная многоядерная клетка, у пеницилла грибница (мицелий) многоклеточная. Нити (гифы) пеницилла состоят из цепочки отдельных клеток. Гифы ветвятся. Размножение пеницилла осуществляется спорами, которые образуются на концах нитей, имеющих вид кисточки. Такие нити, несущие на своих концах кисточки, называются конидиеносцами. Сами кисточки называются конидиями. Они состоят из цепочек созревающих спор. .В клетках пеницилла образуется вещество – пенициллин. Из пеницилла получают лекарство пенициллин. Это антибиотик, т. е. вещество убивающее бактерии. Если человек заражен какой-либо бактериальной болезнью, то пенициллин может помочь в ее лечении.Это вещество не даёт многим бактериям синтезировать клеточные оболочки и, таким образом, приводит их к гибели. Пенициллин – первый из известных антибиотиков, его открытие стало настоящим переворотом в медицине. Пеницилл специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней.Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство? Ответ: Это лекарство получают из гриба пеницилла.Почему опасно длительное использование антибиотиков?Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

Дрожжевые грибы

Строение дрожжей. Использование дрожжей в пище­вой промышленности (рассказ учителя с элементами бесе­ды и демонстрацией таблиц).

Дрожжи – условная группа грибов, поскольку не все представители родственны друг другу. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика Большинство из них утратили способность образовывать грибницу. Возможно, это связано с тем, что они живут в питательных жидкостях, богатых сахаром. Размеры дрожжевых клеток обычно составляют 3–7 мкм в диаметре. Размножаются они почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей по форме похожи на ветвящиеся цепочки.Тысячи лет человек использовал дрожжевые грибы для приготовления хлеба, пива, вина.Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба. Для начала сбраживания нового субстрата люди использовали остатки старого. В результате в различных хозяйствах столетиями происходила селекция дрожжей.Впервые дрожжи увидел в оптический микроскоп в 1680 году Антони ван Левенгук, однако не распознал в них из-за отсутствия движения живых организмов. И лишь в 1857 году великий ученый Луи Пастер (Рис. 8) доказал, что спиртовое брожение – не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами. Дрожжи сбраживают сахар, выделяя спирт и углекислый газ. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Дрожжи используют для дыхания кислород, однако способны переносить и его отсутствие. Среди них нет организмов, погибающих под действием кислорода воздуха.Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его лёгким и пористым.Большинство дрожжей обитает на поверхности плодов и листьев, где они питаются выделениями растений, нектаром цветов, мякотью зрелых плодов и раневыми соками. Особенно богаты дрожжами листья, поражённые тлёй. Дрожжи постоянно присутствуют в кишечнике и ходах древоядных насекомых. Некоторые виды распространены также в почве и водоёмах.Дрожжи богаты белками (их содержание может доходить до 66%) и витаминами. Дрожжи чрезвычайно неприхотливы, их можно выращивать даже на отходах сельского и лесного хозяйства. Их использование чрезвычайно выгодно для обогащения пищи человека и корма сельскохозяйственных животных.Дрожжи широко используются в исследованиях по генетике, молекулярной биологии, цитологии и биохимии. Для ученых очень ценна возможность быстрого получения большого числа их клеток, дрожжи – одни из самых быстроплодящихся эукариот.Некоторые виды дрожжей вызывают заболевания человека и других животных. Так, очень широко распространены кандидозы– заболевания, вызываемые дрожжами рода Кандида. Некоторые другие дрожжи приносят вред пищевой промышленности. Они могут расти в присутствии высоких концентраций практически любых консервантов. Трудно придумать неядовитое для человека вещество, которое уничтожало бы эти грибы или хотя бы сильно замедляло их размножение.

Закрепление нового материала. Выполнить лабораторную работу


Лабораторная работа № 6 «Изучения особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа


Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.












«Строение дрожжей»

Цель: Изучить особенности строения дрожжей.

Оборудование: дрожжи, микроскоп, предметные и покровные стекла.

Ход работы

  1. На предметное стекло нанесите кап­лю воды. В нее, пользуясь препароваль­ной иглой, поместите маленький кусочек дрожжей и все тщательно перемешайте. Накройте препарат покровным стеклом.

  2. Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз. Какой вид имеют дрожжевые клетки? За­рисуйте и подпишите их.



































Ответить на вопросы

Какие утверждения правильные? Отметьте их знаком плюс.

  1. Дрожжи и пеницилл - это бактерии.

  2. Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки.

  3. Расширения на концах нитей мукора называют спорангиями и в них созревают споры.

  4. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки.

  5. Споры мукора могут прорости, если попадут в неблагоприятные условия.

  6. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые микроорганизмы.

  7. Дрожжи размножаются почкованием.

  8. Мукор может размножаться обрывками грибницы.

  9. Белый пушистый налёт на пролежавшем несколько дней хлебе, через некоторое время темнеет.

  10. Дрожжи используют для приготовления хлеба, пива, вина.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Смогли ли мы на него ответить. Ответ учащихся.

Выставление оценок


Рефлексия. Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде. Плесневые грибы имеют большое практическое значение для человека.


Домашнее задание

Изучить § 15

Выполнить задания к § 15 рабочей тетради.

Подготовить сообщение «Многообразие плесневых грибов и их значение в природе и жизни человека».


Решить тест по теме: «Плесневые грибы и дрожжи»


1. Грибница мукора - это:

А) многоклеточные образования;

Б) одна многоядерная клетка;

В) одна одноядерная клетка;

Г) неклеточное образование.

2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

А) его нити погибают и загнивают;

Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;

В) в его головках образуются споры.

3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:

А) пеницилл;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:

А) дрожжи;

Б) Трутовик;

В) мукор;

Г) фитофтора.

5. Дрожжи размножаются:

А) спорами;

Б) почкованием;

В) мицелием;

Г) гифами.






Самоанализ урока по теме «Плесневые грибы»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАНЯТИЯ) БИОЛОГИИ

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Цель посещения   урока: Аттестация педагога. Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования.

Задачи:

- проанализировать урок (занятие) по биологии с точки зрения реализации на нем общекультурного системно- деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС;

- проанализировать мастерство педагога

Время (порядковый номер урока): 18

Класс (группа): 5

Предмет БИОЛОГИЯ Пасечник В.В.

Тема урока (занятия):    «Плесневые грибы и дрожжи»

 

Тип  форма урока (занятия): комбинированный

Цели урока (занятия) в деятельностной форме:

Изучить новый материал по теме «Плесневые грибы и дрожжи»

Задачи:

Образовательная Дать представление о многообразной и роли плесневых грибов в природе и жизни человека, о значении плесневых грибов и дрожжей.


Развивающая развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.


Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к животным воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.




Показатель

Да\нет

(1\0 балл)

Примечания

1.Системно-деятельностный подход



1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока биологии

 1

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя

1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания

1

Фиксируют проблемы

1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися

1

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы   учебного действия

1

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами

1

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы друг друга

ВСЕГО по пункту 1:

5


2. Учебные задачи



2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение

универсальных учебных действий (указать группы):  

- познавательных общеучебных

- познавательных логических

- коммуникативных

- регулятивных

- личностных

1

Учитель развивает УУД

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к природе в целом.

Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

2.2.  Соответствие решаемых учебных задач  возрастным  особенностям учащихся, ведущей деятельности

1

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали

1

Учащиеся планируют свою деятельность, критически осмысливают, сотрудничают, принимая во внимание позиции партнёров

2.4. Характер учебной деятельности

- индивидуальный,

- коллективно-распределенный,

-групповой,

- в разновозрастных группах

1

Индивидуальный,

 групповой

2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

1

Этапы урока соответствуют требованиям  современного урока

ВСЕГО по пункту 2:

5


3. Критерии оценивание



3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериев оценивания

1

Учитель предлагает критерии оценивания к заданиям урока

3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием  всех групп универсальных учебных действий

1

Задания направлены на развитие всех УУД

3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока)

1

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

3.4. Сочетание оценки и самооценки

1

Учащиеся осуществляют самоконтроль

3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критерии оценивание)


1

Учитель делает анализ, проверку заданий

ВСЕГО по пункту 3:

5


4. Содержание образования



4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной  образовательной среды)

1

Задание 5. Что произошло бы, если бы не было плесневых грибов?

4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней

1

Работа по учебнику, по карточкам, картинкам, с таблицами, микроскопом, микропрепаратами

4.3. Содержание соответствует  Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности  

1

Приобретение социального опыта, развитие учащихся как личности, проявление способности к саморазвитию, готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли

4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры

1

Применялись разные фрагменты культуры

4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)  

1

С информатикой, химией

ВСЕГО по пункту 4:

5


5. Воспитание



5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности,  здоровья, качества окружающей среды

1

Предлагается задание, которое решается с позиции экологии

5.2. Воспитательные задачи имеют личностную ориентированность, а также связь с местными условиями обитания дождевых червей

1

Учитель  воспитывает бережное отношение к полезным грибам, акцентирует внимание на их охране, бережное отношение к природе.

5.3. Психологический климат занятия,

контакты учитель – ученик:

- комфорт – напряжение

- сотрудничество – авторитарность

- индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия

- преодоление негативных установок на отдельных учащихся

- культура речи учителя

- культура неречевого общения

1

Учитель создаёт на уроке ситуацию успеха, сам выступает в роли консультанта.

Учитель грамотно строит этапы урока, комментирует  где нужно, на уроке комфортно, учитель грамотно сотрудничает с обучающимися, речь грамотная, обучающиеся внимательно слушают, общение дружелюбное.

5.4. Психологический климат,

контакты ученик – ученик:

- сотрудничество – соперничество

- дружелюбие – враждебность

- заинтересованность – безразличие

- активность – пассивность

- культура речевого общения

- культура неречевого общения

1

Ученики работают в непосредственном сотрудничестве между собой, проявляют заинтересованность в выполнении заданий.

Темп урока умеренный. Учитель развивает качества: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

5.5. Соответствие решаемых учебных задач:

- личному опыту социализации и самоопределения;

- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

1

Учитель грамотно организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные и групповые задания, создаёт на уроке ситуацию успеха

ВСЕГО по пункту 5:

5


Результаты подсчета баллов по каждому пункту суммируйте:

  1. Теория учебной деятельности - 5

  2. Учебные задачи - 5

  3. Критерии оценивание - 5

  4. Содержание образования 5

  5. Воспитание -   5                                                   ИТОГО: 25 баллов

Комментарии: Урок построен в соответствие с требованиями ФГОС, учитель создаёт условия для формирования УУД, используя разнообразные приёмы и методы. Содержание урока соответствует требованиям программы, осуществляется связь теории с практикой, учитывается жизненный опыт обучающихся. Использовались задания разного уровня сложности. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступно изложен инструктаж. Цели и задачи урока достигнуты. Урок соответствует современным требованиям ФГОС.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!