СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".»

Ход урока

    1. Орг. момент: мотивация учебной деятельности – 3 минуты

    2. Проверка домашнего задания

Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и его произведением, поэмой -эпопеей «Кому на Руси жить хорошо?» поэма «Кому на Руси жить хорошо» – это любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить в поэме все наблюдения о крестьянской жизни. Немалый срок – 14 лет – заняло и написание произведения, причем в процессе работы над ним поэт несколько раз изменял первоначальный замысел. Неудивительно, что композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» считается сложной, а порою о ней отзываются как о рыхлой и не до конца сформированной.

Устный опрос: Давайте с вами вспомним, что значит «поэма-эпопея»?

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?... Н.А.Некрасов.

Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)

Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Поэтому, давайте, немного поговорим о том времени, которое отражено в произведении?

О какой реформе идет речь в тексте?

Что вы о ней знаете?

Начнем урок с исторической справки. 19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отме­нявшие крепостное право.

Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и поле­вой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к вы­купу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

Презентация буктрейлера

1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами пытались впервые составлять буктрейлер, но для начала мы дадим определение этому понятию.

Студент: из словаря иностранных слов мы выяснили, что буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств разделившись на группы. И сейчас некоторые из вас презентуют свой уже исправленный вариант.

С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа. У них была цель заинтересовать группу произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет обучающийся из творческой группы). Это наш первый опыт составления буктрейлера. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.

Показ буктрейлера.

Преподаватель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»


3. Введение в тесу урока: определение цели и задач урока

Итак, мы вспомнили содержание поэмы. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

- Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и  в тетрадях).

Определение проблемы обучающимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

- Сегодня на уроке мы с вами будем анализировать образы и поступки литературных героев; соотнесем взгляды литературных героев с собственными взглядами. И в итоге у вас у каждого будет возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастья и выяснить авторскую позицию в поэме



4. Изучение нового материала

Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

На каждом столе лежит таблица. Задание: определить в чем герои глав находят счастье? Запишите понятие счастья героев поэмы. Потом мы сравним выполненную работу группами.

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

Покой, почет, богатство

Помещик

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»


Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка

Савелий

«клейменый, да не раб»


Матрена Корчагина

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни


Вывод студентов по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух студентами.


Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)

Метод « ПРЕСС»    Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

– Обоснование своей мысли («… Так как…»)

– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»).

Прослушивание размышлений обучающихся.

Вывод обучающихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

- Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (студенты вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?

- Ответы учащихся.

- А в повести «Алые паруса» А.Грина?

- Ответы учащихся.

Параллельно - показ слайдов с обложками книг.

5. Закрепление нового материала

В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ и формулу счастья.

Выступление групп о символах и формулах счастья.

6. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы

Рефлексия.

- Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это, прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

Чтение преподавателем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».

Работа со смайликами



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!