Ход урока
Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и его произведением, поэмой -эпопеей «Кому на Руси жить хорошо?» поэма «Кому на Руси жить хорошо» – это любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить в поэме все наблюдения о крестьянской жизни. Немалый срок – 14 лет – заняло и написание произведения, причем в процессе работы над ним поэт несколько раз изменял первоначальный замысел. Неудивительно, что композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» считается сложной, а порою о ней отзываются как о рыхлой и не до конца сформированной.
Устный опрос: Давайте с вами вспомним, что значит «поэма-эпопея»?
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?... Н.А.Некрасов.
Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)
Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Поэтому, давайте, немного поговорим о том времени, которое отражено в произведении?
О какой реформе идет речь в тексте?
Что вы о ней знаете?
Начнем урок с исторической справки. 19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право.
Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.
Презентация буктрейлера
1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами пытались впервые составлять буктрейлер, но для начала мы дадим определение этому понятию.
Студент: из словаря иностранных слов мы выяснили, что буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств разделившись на группы. И сейчас некоторые из вас презентуют свой уже исправленный вариант.
С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа. У них была цель заинтересовать группу произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет обучающийся из творческой группы). Это наш первый опыт составления буктрейлера. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.
Показ буктрейлера.
Преподаватель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»
3. Введение в тесу урока: определение цели и задач урока
Итак, мы вспомнили содержание поэмы. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?
- Ищут ответ на вопрос.
- Какого человека ищут?
- Счастливого.
- Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).
Определение проблемы обучающимися.
- Какую проблему поднимает автор?
- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.
- Сегодня на уроке мы с вами будем анализировать образы и поступки литературных героев; соотнесем взгляды литературных героев с собственными взглядами. И в итоге у вас у каждого будет возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастья и выяснить авторскую позицию в поэме
4. Изучение нового материала
Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.
На каждом столе лежит таблица. Задание: определить в чем герои глав находят счастье? Запишите понятие счастья героев поэмы. Потом мы сравним выполненную работу группами.
Глава поэмы | Герой главы | В чем счастье |
Поп | поп | Покой, почет, богатство |
Помещик | Оболт-Оболдуев | «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью |
Счастливые | мужики | «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» |
| Ермил Гирин | доверие людей, совестливость |
Крестьянка | Савелий | «клейменый, да не раб» |
| Матрена Корчагина | Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» |
Доброе время… | Гриша Добросклонов | «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни |
Вывод студентов по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).
Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух студентами.
Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)
Метод « ПРЕСС» Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
Прослушивание размышлений обучающихся.
Вывод обучающихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.
- Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (студенты вспоминают)
Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?
- Ответы учащихся.
- А в повести «Алые паруса» А.Грина?
- Ответы учащихся.
Параллельно - показ слайдов с обложками книг.
5. Закрепление нового материала
- В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ и формулу счастья.
Выступление групп о символах и формулах счастья.
6. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы
Рефлексия.
- Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это, прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
Чтение преподавателем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».
Работа со смайликами