СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок о теме: Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Технология построения урока: развивающее обучение, использование здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок о теме: Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.»

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови».

Тип урока: открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний о внутренней среде организма и его гомеостазе; о значении крови; определения состава и функций крови.

Задачи:

образовательные: знать внутреннюю среду организма, а так же состав крови и её значение.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  1. Знать состав и значение внутренней среды организма;

  2. Рассмотреть форменные элементы крови и их значение;

  3. Уметь определять функции крови.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

  2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Коммуникативные:

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.








Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент.



«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. 
-Какой урок сейчас? 
-Проверяем готовность. 
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация

знаний



 Клод Бернар: «Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно 2 среды: одна среда – внешняя, в которой помещён организм, а другая среда – внутренняя, в которой живут элементы тканей .»

Что же составляет внутреннюю среду организма?

– Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?

- Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

– Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? 
– Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

по ходу урока заполняем схему: Внутренняя среда организма. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005b8-1000-4ddd-6774-450046bc5025/303.jpg


Внутренняя среда организма

___________ (_____________) ______________

(_____________)

___________

( ___________)

________

форменные элементы:

- __________ ________

- _________

- __________ _________


Создание проблемной ситуации.


Работа в парах.


Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

умения анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять причины и следствия простых явлений.


3. Постановка учебной задачи.

Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Некоторые философы Древней Греции считали её и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что она – один из соков человеческого тела. Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма.

-Скажите, делали ли вам анализ крови?

-При каких обстоятельствах?

-Объясните, зачем?


Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Обсуждая затруднения, выдвигают предположения

Запись учащимися числа, темы урока.


Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

деятельность.

4. Изучение нового материала

Назовите функции крови по опорным понятиям:

1. ____________________- кровь транспортирует во все клетки ткани и органы кислорода и питательных веществ. Кислород необходим для
окислительных процессов в клетках, удаление углекислого газа и продуктов обмена веществ.

2.______________________ участвует в нервногуморальной регуляции функций организма (переносит гормоны – биологически активные вещества), участвует в поддержании температуры тела.

3.______________________-кровь сохраняет и поддерживает иммунитет. Иммунитет-совокупность защитных реакций, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.

4.______________________ -выводит из тканей ненужные продукты обмена веществ. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005b9-1000-4ddd-bac8-4a0046bc5025/b08_061.swf

Скажите, какой информации нам не хватало, чтобы объяснить, каким образом кровь выполняет эти важные функции?



Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Как и любая ткань кровь состоит из клеток и межклеточного вещества.

Выясним строение и функции форменных элементов крови (работаем в группах)

1гр-эритроциты;

2гр-лейкоциты;

3гр-тромбоциты

Название клетки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Кол-во в

1 мм3 крови




Форма




Строение




Место образования




Продолжительность жизни




Функции





Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию

Заслушивает представителя групп с результатами работы.










































Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, анализируют информацию, делают записи в тетради


Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой таблицы













Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.


Коммуникативные УУД

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе


Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в таблицу ).


5. Закрепление изученного материала



микропрепарата

Название

микропрепарата

Форма

клетки

Размер клетки

(крупные или мелкие)

Наличие ядра


Эритроциты

человека

 

 

 


Эритроциты

лягушки




1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека?


2.Результаты представить в виде таблицы.

3.Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?


Вывод: 


Объясняет правила выполнения


Выполняют индивидуально.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Проводят взаимопроверку






Регулятивные УУД

умения работать с тестом, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.Рефлексия


Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы цели урока?

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе.


1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?


2. Оценивает работу учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Предметные УУД:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью

7. Домашнее задание

§14

Задачи мозгового штурма (по желанию).

Задача *. Узнайте, какие характеристики включает подробный клинический анализ крови. Какие болезни и физиологические расстройства позволяет заподозрить такой анализ?

Подготовить мини – проект по теме: «Кровь – зеркало нашего организма».



Предлагает домашнее задание на выбор

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!