Министерство образования и науки РФ и РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Кизилюртовский район
открытый урок алгебры на муниципальном уровне
10 класс
Тема: «Логарифмические уравнения»
Провела: учитель математики
Исрапилова С.А.
2017 год
Тема урока: «Решение логарифмических уравнений.»
Цели урока:
Повторить тему «Показательные уравнения» решая примеры, подчеркнуть важность этой темы и связь её с итоговой аттестацией.
Помочь учащимся в доступной форме получить и усвоить методы решений логарифмических уравнений, подчеркнуть важность освоения этой темы для успешного написания итоговой аттестации.
Отработать навыки решения простых логарифмических уравнений.
Отработать навыки работы с карточкой при решении примеров.
Развитие речевых способностей учащихся при неоднократном повторении определения логарифма, свойств логарифмов.
Работа в группах и в команде позволяет развивать взаимодействие учащихся и развивает взаимовыручку.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)
1. Разминка (подготовка к ЕГЭ, прототипы заданий В5)
Учащиеся делятся учителем на группы (используется дифференцированное обучение, разноуровневое обучение).
(Приложение 2)
Вариант 1 | Вариант2 | Вариант3 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответы учащиеся записывают в заготовленные формы: (приложение 4)
Взаимопроверка по готовым ответам ( учащиеся проверяют правильность выполнения самостоятельной работы своего товарища и оценивают её по критериям, если ученик не справился с уравнениями, то он выполняет РНО и отчитывается на следующем уроке).
Проверь своего товарища и оцени его работу! |
Вариант 1 | Вариант2 | Вариант3 |
-1 | -1 | -2 |
5 | 2 | 7 |
3 | 5 | 3 |
10,5 | 0,5 | 6,5 |
8,5 | 10,75 | 1,8 |
«5»- выполнено верно все 5 заданий | «4»- выполнено верно 4 задания | «3»- выполнено верно 3 задания |
2. Проверка домашнего задания.
Повторение материала по теме «Логарифм, свойства логарифма.» по плану: (презентация, 3 слайд)
1. Определение логарифма.
2. Свойства логарифма.
3. Математический диктант.( Учащиеся вспоминают определение логарифма, свойства логарифма).
3. Математический диктант (подготовка к ЕГЭ, прототипы заданий В7.)
(По одному ученику выходят к доске выбирают задание и записывают решение, остальные самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради).
Задания:
Ответ:169 | Ответ:0,25 | Ответ: 2 |
Ответ: 49 | Ответ:2 | Ответ: -0,5 |
Ответ:7 | Ответ:19 | Ответ:2 |
Ответ:2 | Ответ: 0,5 | 12 Ответ:84 |
3. Изучение нового материала
3.1. Логарифмические уравнения.
Определение. Логарифмическим уравнением называют уравнения вида
где а – положительное число, отличное от нуля, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
3.2. Виды логарифмических уравнений и методы их решений:
х = , где а(по определению логарифма)
Пример:
по определению логарифма имеем:
х = 0,25
Ответ: 0,25.
Работа по учебнику: № 6.10 (д,е); 6.12 (в); 6.13 (в).
-
Пример:
1.
Ответ: 3.
2.
(Работа у доски).решим равносильную систему /
Ответ: .
-
Пример:
Ответ: корней нет.
(работа у доски)
2.
Ответ: х=4.
4. Закрепление изученного материала.
Решение простейших показательных – логарифмических уравнений:
-
Решение:
Ответ: -5 и 5.
=
:
=
-5х = 4,
х= - 0,8.
Ответ: - 0,8.
Историческая справка
Логарифмы использовались для облегчения счета. Впервые были составлены таблицы логарифмов в XVI в. Джоном Непером и Бюрги. Позднее Гантером в XVII в. была изобретена логарифмическая линейка. До XX в. инженеры и ученые пользовались логарифмической линейкой как вычислительным прибором. О логарифмической линейке вы можете прочитать в книге Панова Д. Ю. “Счетная линейка”.
Кто хочет сделать доклад на следующий урок по теме: “Применение логарифмов в природе и технике” и “О логарифмической линейке”?
5. Итог урока. Рефлексия.
Учащиеся заполняют таблицу (приложение 4).
Учитель вместе с учащимися подводят итог урока.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание задаётся по двум вариантам (используется дифференцированное обучение, разноуровневое обучение):
1 вариант: | 2 вариант: |
№ 6.10 (а) | № 6.10 (б) |
№ 6.11 (а) | № 6.11 (б) |
№ 6.12 (а) | № 6.12 (б) |
Решить уравнения: |
| |
| |
В конце урока объявить оценки и раздать карточку, сделанную из презентации учащимся в виде памятки (приложение 4).
Благодарим друг друга за урок, говорим: «Спасибо! Все молодцы!».
Приложение 2
Вариант 1 | Вариант2 | Вариант3 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 3
ФИ уч-ся ____________________________________________ | Рефлексия +/- |
Я хорошо усвоил решение логарифмических уравнений | |
Я в основном понял решение логарифмических уравнений, но надо позаниматься | |
Я не усвоил тему урока | |
Мне было на уроке интересно | |
Мне было на уроке скучно | |
Я был на уроке безраличен | |
Пожелания________________________________________________________________ |
Приложение 4.
27.12.2017г | ФИ уч-ся |
№ задания | Ответы | Отметка учителя о выполнении «+»-верно, «-»-неверно |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
ИТОГО: | | Оценка: |
Приложение 5.
Памятка по теме «Логарифмические уравнения». |
Определение. Логарифмическим уравнением называют уравнения вида где а – положительное число, отличное от нуля, и уравнения, сводящиеся к этому виду. |
Виды логарифмических уравнений и методы их решений: |
х = , где а(по определению логарифма) |
-
|
-
|