СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по дисциплине "Экологические основы природопользования" на тему "Особо охраняемые природные территории"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студенты знакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, формируют представление об охраняемых природных территориях. Урок позволяет развивать самостоятельность и умение работать с дополнительными источниками, способствует  формированию экологической культуры поведения в окружающей среде; гражданской ответственности за ее сохранение; привлекает внимание студентов к проблемам сохранения уникального памятника природы Самарской области Голубое озеро.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дисциплине "Экологические основы природопользования" на тему "Особо охраняемые природные территории"»

Министерство образования и науки самарской области

ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Самарский энеРгетический колледж»











Методическа разработка


Урок по дисциплине «Экологические основы природопользования»

По теме: "Особо охраняемые природные территории"








Разработала:

Спичек Елена Анатольевна, преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования»















Самара, 2016 г.


Цели урока:

  1. Обучающие: знакомство студентов с возникновением и созданием заповедных зон; формирование представлений у учащихся об охраняемых природных территориях.

  2. Развивающие: формирование экологического сознания, развитие самостоятельности и умения работать с дополнительными источниками. способствование формирования познавательной активности учащихся на уроке через применение исследовательских заданий, презентаций;

  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание любви к родной природе, ее красоте; формирование экологической культуры поведения в окружающей среде; гражданской ответственности за ее сохранение; привлечение внимания студентов к проблемам сохранения уникального памятника природы Голубое озеро.

  4. Методические: применение современных методов обучения при подготовке конкурентно-способных специалистов в условиях реализации новых стандартов профессионального образования.


Тип урока: презентация знаний, изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, творческий.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная; фронтальная, коллективная, групповая.


Компетенции:

  • Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, принимать решения, видеть ценности природы родного края, ее исторических памятников, чувство красоты;

  • Общекультурные компетенции: опыт освоения картины мира через музыкальные произведения, фото и видеоматериалы.

  • Учебно-познавательные: готовность устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать полученную информацию, проявлять творческие способности.

  • Информационные: владение современными информационными технологиями.

  • Коммуникативные: способность взаимодействовать с другими людьми.

  • Социально-трудовые: развитие способности выступать на публике.

  • Личностного совершенствования: освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, формирование внутренней экологической культуры.


Оборудование и программное обеспечение:

  • ПК, мультимедийный проектор;

  • Windows 7, Power Point

  • Презентация, видеофильм.

Литература и электронные ресурсы:


1. Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. По Самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Издательство «Самарский дом печати» 2008 г.

2. Легенды и были Жигулей. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979 г.

3. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия академика Лепехина Издательство Императорской АН, 1795 г.

4. Матвеев В.И. Озеро Голубое. Памятники природы Куйбышевской области. Куйбышев: Книжное издательство, 1986

5. Матвеев В.И. Озеро Голубое. «Зеленая книга» Поволжья. Самара: Книжное издательство, 1995

6. Матвеев В.И., Ткаченко К.С., Таразанов В.В. «Голубая жемчужина» Самарской области. Исследования в области биологии и методики преподавания. Межкафедральный сборник научных трудов. Самара: изд-во СамГПУ, 2003

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Голубое_озеро_(Самарская_область)

8. samopoznanie.ru/sacral_areas/goluboe_ozero/

9. www.samara.aif.ru/society/details/128067ра

10. http://tourist-area.com/natsionalnie-parki/blog

11. http://zapovedniki-mira.com/

12. htth://www.ecosystema/o7referats/zap/


Результаты деятельности.

    1. Предметные. Развитие умения излагать основные сведения об особо охраняемых природных территориях. Формирование навыков использования Power Point и видео для демонстрации.

    2. Межпредметные. Развитие креативности.

    3. Личностные. Формирование ценностных ориентиров, навыков публичного выступления, экологической грамотности и культуры; взаимодействие с людьми; настойчивость в преодолении трудностей.


План урока:


1. Организационный момент.

2. Вводно-мотивационный этап.

  • Вращающийся глобус.

  • Эпиграф урока.

  • Сообщение темы и целей работы.

    1. Актуализация знаний, умений по дисциплине.

    2. Изучение нового материала.

  • История появления охраняемых территорий.

  • Реферат по теме «Заповедное дело России».

  • Изучение и сравнение особо охраняемых природных территорий.

  • Изучение особо охраняемых объектов на территории Самарской области.

  • Фильм о Голубом озере.

  • Этюд о родной природе.

    1. Итог урока.

  • Синквейн

  • Итоговое слово преподавателя.

  • Получение обратной связи.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


Здравствуйте, уважаемые учащиеся и коллеги. Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание познать что-то новое. Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих. (Ответ старосты.)

Спасибо.


  1. Вводно-мотивационный этап.


– Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).

Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Откройте глаза, посмотрите на нашу планету… (Студенты открывают глаза, поднимают головы. На экране вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И очень важно, чтобы это продолжалось вечно”.


Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Всегда в любое время суток,

Он нам открыт в жару и стынь

Входя в него, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Сергей Смирнов


Так сказал поэт Сергей Смирнов, а вот эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Михаила Михайловича Пришвина


Эпиграф урока:


Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.

Сообщение темы и целей урока.


Мы знаем, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой – несет опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким образом люди стараются решить эту проблему.

Тема нашего урока «Особо охраняемые природные территории».


  1. Актуализация знаний, умений.


У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелётам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже всё тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле,

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землёй,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу;

Уходит нежный запах лип,

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.


Уже в давние времена люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не нова.


  1. Изучение нового материала.


История появления охраняемых территорий:


Считается, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э. И тогда же, в местечке Михинтале, царём Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века).

Первые упоминания о природоохранном статусе территории, известной сейчас как Национальный парк Ишкёль относятся к XIII веку, когда правящая тогда в Арабском халифате династия Хафсидов запретила в окрестностях озера охоту.

В Средние века в Европе знать заботилась о сохранении продуктивности своих охотничьих угодий. Для этого выделялись особые участки, где с целью воспроизводства дичи временно запрещалась любая охота, причем наказание за нарушение запрета было довольно суровым.

В XIII веке князь галицко-волынских земель Даниил Галицкий издал указ, по которому был создан «великий заповедник у межах сучасных» Беловежской и Цуманской пущ.

Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В XVII веке в период царствования Алексея Михайловича Романова была организована сеть режимных территорий вокруг Москвы с запретом охоты (для всех, кроме царя) и жестким ограничением хозяйственной деятельности.

В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. В1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам присваивался статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
Сейчас в России насчитывается 103 государственных заповедника.


Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.


Важнейшие заповедники – биосферные. Биосферный заповедник создают там, где природа не утратила первозданных черт.

Один из них – Беловежская пуща.

О нем даже сочинили песню. Предлагаю вам небольшую музыкальную паузу. (Студенты слушают один куплет песни «Беловежская пуща»)


Реферат студента «Заповедное дело России»


Итак… Ответьте на вопрос… Какие особо охраняемые территории вы знаете?

  • Заповедники

  • Национальные парки

  • Заказники

  • Памятники природы


Кроме заповедников к охраняемым природным территориям относят: национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы.


Заповедник – особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами


Цель создания заповедника: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных степных, лесостепных, горно-таежных, высокогорных, и озерных экологических систем.


Какие заповедники на территории Самарской области Вы знаете?


Что такое национальный природный парк?


Национальный природный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы.


От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.


На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.


Какие национальные природные парки на территории Самарской области Вы знаете?


Заказник – территория (акватория) на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты, памятники природы и т. д.


В отличии от заповедников они могут использоваться для ведения хозяйства (без нанесения ущерба охраняемым объектам).


Какие заказники есть на территории Самарской области?


Еще есть памятники природы, которые необходимо охранять, чтобы сохранить их для потомков. Это пещеры, озера, водопады, рощи, уникальные деревья, минеральные источники и др.

Памятники природы – природные объекты имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение охраняемые государством.

Какие памятники природы на территории г. Самары Вы знаете?


Какие памятники природы на территории Самарской области Вы знаете?


Голубое озеро


Сейчас вашему вниманию я хочу предложить фильм «Голубая жемчужина Самарской области».


Я хочу прочитать вам этюд о родной природе третьеклассницы одной из самарских школ.

Голубое озеро – это одно из красивейших мест на планете. Дорога к нему пролегает вдоль огромного поля подсолнухов. Миллион ярких, светлых солнышек встречает нас. Если смотреть вдаль, то кажется, что земля вся золотисто-желтая. Подсолнухи сменяются пшеничными колосьями. Они, колыхаясь, как будто перешептываются.

И вот нас встречает великолепное голубое озеро! Цвет его изумрудно-голубой притягивает мой взор. Белые пушистые облака отражаются в роскошном зеркале озера. И кажется, что и само озеро – это облачко, которое упало с неба. Солнце своими лучами скользит по его поверхности и облака, отражаясь в озере, становятся очень красивыми и превращаются в белоснежную вату.

Голубое озеро – очень глубокое. Это красивая воронка, у которой не видно дна, хотя вода в озере прозрачная как слеза. Озеро как будто светится голубым светом изнутри.

Деревья отбрасывают тени на озеро. И мне кажется, что я в сказке. Тень – это чудовище, что ждет красавицу, которая вот-вот выйдет из озера в прекрасном голубом платье и туфельках. Бирюзовые водоросли, растущие по краю, как бусы, которые украшают шею девушки. Растущие по берегам цветы – роскошный венок. А огромное поле ковыля, которое раскинулось вокруг озера, как прекрасные светлые локоны. Ветер колышет их, развевает. Хочется забраться в эти ковыльные степи и найти там аленький цветочек.

И если спросят меня: «Ты веришь в чудо?» Я отвечу: «Конечно, верю! Ведь чудо – это наше голубое озеро!»




  1. Итог урока:


Синквейн

(от фр. cinquains, англ. cinquain) —

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Составить синквейн на слово «Заповедник»

Заслушать несколько вариантов, придуманных студентами.


Итоговое слово преподавателя


Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька.
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны, 
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.


Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поля

И не будет красоты.

Получение обратной связи:

Ребята давайте будем беречь нашу природу, нашу землю, нашу красоту!

Кто согласен, возьмите по ромашке и давайте украсим наше голубое озеро. Будем любоваться цветами, не стоящими в вазе, а растущими в лесу, на лугу, на берегу озера.



Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стеблях повилики, 
На тропинке солнечные блики,


На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,


Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…

Михаил Дудин





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!