СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории»


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Социально-педагогический институт»





Факультет истории, мировой политики и социологии

Кафедра всеобщей истории





РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

Тема: «Холодная война истоки и уроки»




Работу выполнил:

студент 1 курса

очной формы обучения

Буданцев Артем

Вячеславович

Специальность СОБ13ИИ– «История и английский язык»



Научный руководитель:

Мелехов Александр Сергеевич





Мичуринск – 2022









СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Цель и задачи

ГЛАВА 1. Истоки холодной войны

    1. Причины первого этап холодной войны 5

    2. Второй этап холоднойвойны 7

    3. Третий этап холоднойвойны 8

ГЛАВА2.Урокихолоднойвойны 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТЫ И ИСТОЧНИКОВ 13



































ВВЕДЕНИЕ

Первые и последующие послевоенные десятилетия вошли в историю как период «холодной войны», период острого советско-американского противостояния, не раз приводящего мир на грань войны «горячей». «Холодная война» была сложным процессом, частью которого была психология, различное восприятие мира, иная мыслительная парадигма. Нельзя считать ситуацию «холодной войны» ситуацией неестественной, выходящей за рамки нормального исторического развития.

«Холодная война» - закономерный этап советско-американских отношений, сформировавшийся в условиях послевоенной «делёжки» мира, стремлении создать «свою зону влияния» на как можно большей территории, которая представляет экономический и военный интерес. Этот этап стоил миру огромного напряжения и затрат как минимум десяти триллионов долларов (за период 1945 - 1991 гг.). Но было бы неверно видеть в этом противостоянии только негативную сторону.

«Холодная война» явилась главным стимулом для мощного и продолжительного технологического рывка, плодами которого явились системы обороны и нападения, компьютерные и иные наукоёмкие технологии, о которых раньше писали лишь писатели - фантасты.

Столкновение интересов США и СССР предопределило международную политику на многие годы вперёд. В этом и заключается её актуальность на сегодняшний день. Ведь очень легко разобраться в современном многополярном мире, исходя из уроков и результатов, которые дала нам «холодная война». Цель: проанализировать такое историческое событие как «Холодная война»

Задачи:

  1. Рассмотреть историю начала войны

  2. Рассмотреть этапы холодной войны

  3. Рассмотреть исход холодной войны

  4. Подвести итоги холодной войны

  5. Сделать выводы





































ГЛАВА 1

1.1 Причины и первый этап холодной войны

  1. принципиальная противоположность двух ми­ровых систем, экономические, политические, идеологические различия между ними;

  2. стремление каждой из них к усилению своего влияния в мире, к распространению его на но­вые страны и народы;

  3. политика насаждения своих ценностей, свое­го порядка (строя) на новых территориях;

  4. готовность каждой из сторон защищать свои позиции всеми возможными средствами (эконо­мическими, политическими, военными);

  5. политика угроз, уже в первые послевоенные годы приведшая к взаимному недоверию, фор­мирование каждой стороной «образа врага».

Истоки «холодной войны». Итогом второй мировой войны явилось серьезное изменение в соотношении сил в мире. Германия, Италия и Япо­ния были разгромлены, Франция ослаблена, пози­ции Англии подорваны. Определяющее влияние в послевоенном мире стали оказывать США. Их поте­ри в войне были минимальны, а территория не по­страдала от военных действий. Выступая с претен­зией на мировое господство, они строили свою внешнюю политику, опираясь на монопольное обла­дание атомной бомбой. Монополию на атомное ору­жие США использовали для давления на Советский Союз и другие страны в своих политических целях.

Уже в 1945 г. прозвучали первые призывы к от­брасыванию Советского Союза, к освобождению на­родов Европы от советского влияния. Осенью 1945 г. появились и первые планы военно-политических блоков против СССР.

Поворотным пунктом к новой системе междуна­родных отношений, получившей название «холод­ной войны», стала речь У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он открыто высту­пил против СССР, союзника Англии в войне с гитле­ровской Германией. Призыв Черчилля «показать русским силу» и сплотить «мир, говорящий по-ан­глийски» против «восточного коммунизма» был про­изнесен в присутствии американского президента Г. Трумэна и означал согласованный переход США и Англии к жесткому курсу в отношении СССР.

Летом 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл объявил о плане экономической помо­щи странам Европы. План Маршалла стал основой военно-политических союзов капиталистических стран.

В апреле 1948 г. США, Англия, Франция, Бель­гия, Голландия, Люксембург, Италия, Канада, Нор­вегия, Дания, Исландия и Португалия подписали до­говор о Североатлантическом союзе (НАТО). Позднее в него вступили Турция, Греция и ФРГ.

Первый этап «холодной войны» — конец 40-х—60-е гг. — крайняя острота противостоя­ния:

  1. претензии Сталина на пересмотр границ в Ев­ропе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими италь­янскими колониями в Африке;

  2. речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средст­вами западный мир от «распространения влияния СССР»;

  3. «Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи со­ветских границ). Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;

  4. создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской моде­ли развития;

  5. «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалис­тического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.

1.2 Второй этап холодной войны

Второй этап "Холодной войны" в 1963-1979 годах характеризуется "разрядкой" советско-американских отношений и началом процесса ядерного разоружения с целью недопущения Третьей мировой войны между США и СССР. Данное понимание пришло не только благодаря осознанию американской стороны неизбежности ответно-встречного удара СССР в ответ на первый ядерный удар США, но и взаимному осознанию апокалиптического характера применения ядерного и термоядерного оружия для человечества и экологии планеты в целом. Поэтому в 1963 году в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия на полигонах США и СССР в трех сферах: в атмосфере, околокосмическом пространстве и под водой (испытания под землей и на земле продолжались).

К началу 1970-х годов СССР достиг паритета стратегических ядерных сил с США, а в 1977 году - превзошел по количеству ядерных боезарядов на стратегических носителях. Такое советское превосходство было необходимо в силу развертывания американских средств передового базирования в западноевропейских странах НАТО (что смещало в случае начала Третьей мировой войны главный театр военных действий в центр Европы).

Но, главным достижением примерного равенства советско-американских ядерных сил в период "разрядки" было то, что стратегический паритет США-НАТО и СССР-ОВД обеспечивал баланс сил и стратегию ядерного сдерживания ввиду угрозы взаимно-гарантированного уничтожения в случае начала Третьей мировой ядерной войны (следовательно, необходимости ядерного разоружения с целью недопущения такой войны).

К сожалению, в процессе подписания договоров по взаимному ограничению ядерных вооружений, советская сторона не смогла достичь согласия американской стороны относительно средств передового базирования НАТО. Последнее, несомненно, создавало преимущество для США-НАТО в случае нанесения первого удара. Учитывая это, СССР продолжал усовершенствование "ядерной триады" стратегических ядерных сил: межконтинентальных баллистических ракет (МБР), ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) и стратегических бомбардировщиков.



1.3 Третий этап холодной войны

Третий этап "Холодной войны" в 1979-1991 годах характеризуется резкой эскалацией угрозы так называемой "ограниченной" ядерной войны в Европе в силу того, что американские средства передового базирования в странах НАТО получили на вооружение тактические ядерные боезаряды на ракетах средней и малой дальности. Ограниченная ядерная мощность таких средств не умаляет их стратегического характера в случае нанесения первого обезоруживающего удара в контексте совокупного наступательного потенциала.

В ответ на такую новую угрозу, СССР смог достичь абсолютного приоритета в сфере межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (ракета Р-36М2 "Воевода", именуемая в США - "Сатана"). Кроме того, неоконсервативные лидеры США продолжали действия по нарушению договора по противоракетной обороне от 1972 года, приняв в 1983 году программу по милитаризации околокосмического пространства - "Звездные войны". Советским ответом на данную программу была разработка военно-космической программы "Воздушный старт" (старт космического корабля "Буран" и воздушной модификации ракеты "Воевода" с борта военно-транспортного самолета АН-225 "Мрия").

В 1986 году СССР достиг пика "ядерной гонки" "Холодной войны", имея на вооружении 40 тысяч развернутых ядерных боезарядов (США достигали своего пика в 1962 году - более 30 тысяч). Таким образом, в процессе эволюции ракетно-ядерной "гонки вооружений" в годы "Холодной войны" СССР смог не только достичь паритета с США, но и превзойти потенциального противника по большинству основных показателей. Однако, осознавая апокалиптический характер возможной Третьей мировой войны, советская сторона предложила всеобщее ядерное разоружение с целью установления безъядерного мира к 2000 году ("новое политическое мышление"). Американская сторона приняла данное предложение, но в последующих договорах по ядерному разоружению (договор РСМД и СНВ) проблема учета средств передового базирования США в западноевропейских странах НАТО вновь была не решена.

Вследствие межнациональных конфликтов и "бархатных" революций в странах ОВД на протяжении 1986-1991 годов, происходит распад СССР. США побеждают в "Холодной войне", но Российская Федерация, являясь правопреемницей Советского Союза, продолжает процесс ядерного разоружения.

Таким образом, учитывая, что "ядерную гонку" "Холодной войны" в 1945 году начинают США, но к 1991 году СССР превосходит потенциального противника по большинству тактико-технических характеристик стратегических ядерных сил - справедливо утверждать, что победителем в "ядерной гонке" "Холодной войны" в 1946-1991 годах является Советский Союз. В то время, как геополитическим победителем (в силу распада СССР в 1991 году) - США.

Резюмируя, важно понимать, что главнейшим достижением СССР в годы "Холодной войны" является тот факт, что Советский Союз, создав собственное ядерное и термоядерное оружие в ответ на угрозы со стороны США-НАТО, смог не допустить Третьей мировой войны в 1946-1962 годах (что привело к созданию стратегии ядерного сдерживания, которая является основанием для недопущения глобального конфликта и в настоящее время).



















































ГЛАВА 2

Уроки холодной войны

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачев-фонд, март 2005 года) указал на уроки, которые следует извлечь Западу из холодной войны:

  1. кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

  2. существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

  3. ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Иосиф Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачев и Рональд Рейган);

  4. военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной станы невозможно;

  5. в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.

Значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма СССР и коммунистические идеи обладали серьезным потенциалом soft power, но большая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последней вехой “холодной войны " считается демонтаж Берлинской стены. То есть можно говорить о его результатах. Но это, пожалуй, самая трудная часть. Вероятно, итоги "холодной войны" будут подведены историей, ее истинные итоги будут видны через десятилетия. Холодная война показала миру, что с развитием технологий война перешла на новый уровень, и теперь все понимают, что Третья мировая война может стать роковой для всего человечества. Поражение СССР в этой войне показало, что плановая система менее эффективна, чем рыночная, и что полная ориентация страны на развитие военной промышленности вызывает ряд проблем, связанных с экономической зависимостью от экспортеров. Одним из немногих положительных результатов противостояния для России стала хорошо развитая космическая промышленность, оставшаяся после распада СССР. Также, наблюдая за всем происходящим, весь мир пришел к выводу, что наращивание военной мощи в ответ на военное развитие других держав ослабляет страну во всех остальных планах, может привести страну к экономическому кризису. Очевидно, что такие конфронтации будут иметь гораздо больше негативных последствий, чем позитивных.

















Список использованной литературы и источников

  1. Лукас Э. Новая Холодная война: Как Кремль угрожает России и Западу; Питер - Москва, 2009. - 320 c.

  2. Млечин Л.М Холодная война. Политики, полководцы, разведчики;

  3. Центрполиграф - Москва, 2009. - 608 c. Млечин Л.М. Холодная война.

  4. Политики, полководцы, разведчики; Центрполиграф - Москва, 2011. - 608 c.

  5. Млечин, Л.М. Холодная война: политики, полководцы, разведчики; М.: Центрполиграф - Москва, 2009. - 574 c.

  6. Окулов А. В. В борьбе за Белую Россию. Холодная гражданская война; Вече - Москва, 2013. - 408 c.

  7. Окулов А.В. Холодная Гражданская война; М.: Эксмо - Москва, 2006. - 432 c.

  8. П. Дуглас, Ч. Линкольн Холодная месть; Азбука, Азбука-Аттикус - Москва, 2014.408 c.

  9. Р. Джесси Холодная война; Книга по Требованию - Москва, 2012. 594 c.

  10. Р. Джесси Холодная война (альбом); Книга по Требованию - Москва, 2013. - 113 c.

  11. Рукавишников В. Холодная война, холодный мир. Общественное мнение в США и Европе о СССР / России, внешней политике и безопасности Запада; Академический Проект, 2005. - 864 c.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!