I. Организационный момент II. Актуализация знаний. III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии. | Ребята, давайте посмотрим, кто к нам заглянул на урок? -Хорошо, а кто помнит, какие-нибудь ещё названия этой куклы? -Ребята, давайте поучаствуем в небольшом театральном представлении, которое подготовил для нас Пульчинелла: Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают) И немножко отдохнём (Потягиваются) Вправо, влево повернёмся, (Повороты) Дружно шагом мы пойдём (Шагают на месте) Руки вверх и руки вбок (Движения руками) И за парты тихо скок! (Садятся за парты) - Ребята, а давайте вспомним, где обычно проходили такие представления? -Давайте посмотрим, а что ещё можно было увидеть в средневековом городе, для этого разгадаем небольшой кроссворд. | 1б | а | 8н | к | | | а | | 2м | а | г | и | с | т | р | а | т | | | | | у | | 3я | р | м | а | р | к | а | | а | | | | 4с | о | с | л | о | в | и | е | | 5г | и | л | ь | д | и | я | | | н | | 6р | о | с | т | о | в | щ | и | к | 7ц | е | х | | -Ребята, а давайте посмотрим, какое из разгаданных понятий для нас будет являться новым? Давайте посмотрим в словариках, что такое сословие? (стр. 285) -Верно, а давайте вспомним, какие сословия средневекового общества мы знаем? -Верно, и сегодня на уроке, мы подробно посмотрим, как же проходила жизнь феодалов и крестьян. Для этого обратимся к историческим сведениям Средневековья. Как в те времена происходило сосуществование этих сословий? – Откройте учебник, с. 154, прочитайте «Притчу об овцах, быках и собаках». Как распределялись обязанности между средневековыми сословиями? Судя по этому источнику, должны ли между тремя указанными сословиями возникать конфликты? – Прочитайте отрывки из песен трубадура Бертрана де Борна. Какими в реальности были отношения между европейскими сословиями? – Сравните данные исторических документов. Какое возникает противоречие? – Какую проблему урока нам предстоит решить? Давайте запишем в опорные конспекты проблему нашего урока. - Какие у вас есть предположения решения проблемы? | Ответы учащихся: - Это Пульчинелла, герой средневекового европейского кукольного театра. -Во Франции её называли Полишинель; В Италии – Пульчинелла, в Англии – Панч, а в России - Петрушка -Они проходили в средневековых городах, на ярмарках, на городских площадях. Разгадывают кроссворд: Горизонталь: 1.Учреждение, которое принимает на хранение деньги. (Банк) 2.Городской совет мастеров. (Магистрат) 3. Большой торг с увеселениями и развлечениями. (Ярмарка) 4.Группа людей с особыми правами и обязанностями в обществе. (Сословие) 5. Союз купцов. (Гильдия) 6.Человек, дающий деньги под проценты. (Ростовщик) 7. Союз ремесленников. (Цех) Вертикаль: 8. Тип хозяйствования, при котором вещи производятся не на продажу, а для себя. (Натуральное) Ответ детей: это понятие сословие. -Сословие – это понятие, объединяющее группы людей с общими правами и обязанностями. Всё остальное относится к средневековому городу. -Существуют три сословия: 1.«Те, кто воюют – феодалы» 2. «Те, кто молятся – духовенство» 3. «Те, кто работают – крестьяне» -В притче говорится о распределении обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов не должно возникать. – В реальности отношения между сословиями были неприязненными. Рыцари презирали крестьян. – Конфликты между рыцарями и феодалами вполне вероятны. – Почему между средневековыми сословиями возникали конфликты? Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная). | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | -Чтобы ответить на главный проблемный вопрос урока мы разделимся на три группы, у каждой группы будет своё задание, итогом такой работы должно стать выполнение мини проекта. 1 группа: «Достоин тот похвальных слов, кто и разить и пасть готов» Алгоритм работы: 1. Прочитай учебный элемент. 2.Выполни три предложенных задания (необходимый, повышенный, максимальный уровни). 3.Сделай вывод о том, чем жизнь феодалов-рыцарей отличалась от жизни других сословий? 4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы. Задания: 1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим жизнь средневекового рыцаря. 2.Заполните таблицу, в которой перечислите права и обязанности, образ жизни рыцаря. 3.Ответте на вопрос: Что в образе жизни средневекового рыцаря вам понравилось, а что вызвало осуждение? 2 группа: «Чтоб крестьяне не жирели» Алгоритм работы: 1. Прочитай учебный элемент. 2.Выполни три предложенных задания (необходимый, повышенный, максимальный уровни). 3.Сделай вывод о том, чем жизнь крестьян отличалась от жизни других сословий? 4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы. Задания: 1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим жизнь средневековых крестьян. 2.Заполните таблицу, в которой перечислите права и обязанности, образ жизни крестьян. 3.Ответте на вопрос: Почему средневековые крестьяне долгое время оставались бесправными? 3 группа: «Как договориться с господином?» Алгоритм работы: 1. Прочитай учебный элемент. 2.Выполни задание, на одном из трёх уровней сложности. 3.Сделай вывод о том, каким образом феодалы и крестьяне разрешали возникающие между ними конфликты? 4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы. Задания: 1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим способы борьбы крестьян за свои права, дорисуйте недостающее. 2.Заполните схему, в которой отразите, почему крестьянам приходилось бороться за свои права. 3.Ответте на вопрос: Какой способ борьбы для разрешения конфликта между феодалами и крестьянами на ваш взгляд был наиболее приемлем и почему? Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось, сейчас выступающие от каждой группы по очереди представят нам свои работы, а мы по ходу их выступлений, будем делать необходимые записи в наши опорные конспекты, выделяя особенности жизни каждого сословия. Слово 1 группе. . -Спасибо за работу 1 группе. Ребята, вы узнали, как жили рыцари Средневековья. Скажите, что понравилось, что не понравилось в их образе жизни? Хорошо, переходим к выступающим от второй группы: «Чтоб крестьяне не жирели» -Спасибо за работу второй группе. Скажите, на ваш взгляд устраивало ли сословие крестьян такое положение дел? Верно, но какими способами они это делали, нам подскажет выступающий от третий группы: «Как договориться с господином?» - Спасибо за работу третьей группе. Ребята, вы прослушали три защиты мини-проектов, представителей от трёх групп, давайте оценим их работу по алгоритму: Понята ли была цель задания? Выполнено ли задание ? Выполнено верно или с ошибкой? Представлено ли самостоятельно или с чьей-то помощью? Определение отметки. - Ребята, по ходу выступлений групп, я вас просила сделать пометки в наших опорных конспектах и указать, какие же особенности жизни сословий средневековья мы можем выделить. | -Слушают объяснения учителя. -выполнение заданий по группам. Работа по группам: 1 группа: Мы работали по теме: феодалы-рыцари. Работали на повышенном уровне и выяснили: Права рыцаря: собирать оброки с крестьян, заставлять их работать на барщине. Обязанности: кодекс рыцарской чести. Образ жизни: строительство замков, участие в рыцарских турнирах, пирах, совершение подвигов во имя прекрасной дамы. Вывод: жизнь феодалов-рыцарей отличалась от жизни других сословий тем, что они были хозяевами земель, заставляли крестьян на них работать, платить налог, были в привилегированном положении(занимались военной подготовкой, соблюдением кодекса чести и служением прекрасной даме). -Понравился кодекс чести рыцарей, не понравилось, что они принуждали крестьян работать на них. 2 группа: Мы работали по теме: крестьяне. Работали на повышенном уровне и выяснили: Права: отсутствуют. Обязанности: работать на барщине, платить оброк, подушную подать, подымную подать, церковную десятину, дополнительные налоги. Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – в церковь, изредка – бродячие актеры. Вывод: крестьяне были бесправными, они не имели своей земли, своих средств производства и обязаны были подчиниться феодалу, чтобы прокормить себя и свою семью. Думаем, что нет. Они стали бороться с феодалами за свои права. 3 группа: Мы работали на повышенном уровне и составили такую схему, показывающие как крестьяне боролись с феодалами. 1.Договориться с господином: составление хартии (грамоты), утверждённой королем. 2. Бегство в города или крестоносцами на Восток 3. Просить защиты у соседнего, менее жадного феодала. 4.Поднять восстание против феодала. Вывод: Крестьяне по-разному боролись за свои права, но на наш взгляд самым приемлемым способом борьбы было составление хартии, грамоты, утверждённой королём. -Оценивание выступающих. Феодалы: привилегированное сословие, имеющее землю, владеющее крестьянами, которые обязаны нести барщину и оброк. Крестьяне: бесправное сословие, не имеющее собственной земли и средств производства. | |
VIII. Итог урока, рефлексия | Подвести итог нашего урока, я предлагаю вам по следующей схеме: Я узнал Я понял Я удивлён Хорошо, а оценить работу на нашем уроке, я вам предлагаю, таким образом, у вас на столе лежат карточки. Выберите одну из них - зелёного цвета, если урок прошёл удачно, ты был активен и со всеми заданиями справился успешно. -Жёлтого цвета, если не все задания на уроке были легки для тебя, но ты постарался и справился с ними. – красного цвета, если задания урока оказались трудны, и тебе была нужна помощь, чтобы с ними справиться. | - Я узнал: какие отношения были между сословием феодалов и крестьян. - Я понял, что жизнь средневекового крестьянина была непростой и заключалась в несении барщины и оброка. Я удивлён, что крестьяне боролись за свои права разными способами, в том числе составлением хартий. - Учащиеся оценивают свои достижения на уроке. | |