СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории на тему "Средневековое европейское общество"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Закрепить знание основных понятий изученных на уроках: сословие, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, магистрат, ростовщик, ярмарка, банк, гильдия, цех.

Выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества. Определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов.

- Создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории на тему "Средневековое европейское общество"»

Тема: Средневековое европейское общество.

Класс: 6 а

Время: 45мин

Тип: комбинированный

Вид: традиционный, с элементами технологий развивающего обучения (проблемной, разноуровневой, обучения в сотрудничестве).

Цель: Используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.

Задачи:

- Закрепить знание основных понятий изученных на уроках: сословие, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, магистрат, ростовщик, ярмарка, банк, гильдия, цех.

Выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества. Определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов.

Создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.

Обязательный минимум содержания:

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет. Крестьянская община.

План урока:

I. Проблема урока: Почему между средневековыми сословиями возникали конфликты?

II. Поиск решения проблемы:

1. «Достоин тот похвальных слов, кто и разить, и пасть готов!»

Примерный вывод по проблеме: жизнь благородного сословия подчинялась особым правилам, в которых главными были военная подготовка, соблюдение кодекса чести и служение прекрасной даме.

2. «Чтоб крестьяне не жирели…»

Примерный вывод по проблеме: жизнь крестьян была связана с тяжёлой повседневной работой и полностью зависела от феодала и церкви.

3. Как договориться с господином?

В средневековой католической цивилизации зарождалась традиция выстраивать отношения между людьми на основе устных и письменных договоров.

Оборудование: мультимедиа презентация, учебный пакет для трёх рабочих групп (учебный текст, карточка с заданиями), опорные конспекты, карточки самооценки

Оформление доски:

Тема:

Проблема:

Гипотезы:

Рыцари:                                 Крестьяне:

Как договориться с господином?

План исследования:

1. Как жили феодалы?                                                        2. Как жили крестьяне?                                              3. Как складывались отношения между крестьянами и феодалами?

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии.

Ребята, давайте посмотрим, кто к нам заглянул на урок?

-Хорошо, а кто помнит, какие-нибудь ещё названия этой куклы?

-Ребята, давайте поучаствуем в небольшом театральном представлении, которое подготовил для нас Пульчинелла:                         Мы сейчас все дружно встанем                                     (Дети встают)                                                                И немножко отдохнём                        (Потягиваются)                                                           Вправо, влево повернёмся,               (Повороты)                                                    Дружно шагом мы пойдём                  (Шагают на месте)                                                                       Руки вверх и руки вбок                       (Движения руками)                                                             И за парты тихо скок!                             (Садятся за парты)                                                         - Ребята, а давайте вспомним, где обычно проходили такие представления?

-Давайте посмотрим, а что ещё можно было увидеть в средневековом городе, для этого разгадаем небольшой кроссворд.


1б

а

8н

к



а


2м

а

г

и

с

т

р

а

т





у


3я

р

м

а

р

к

а


а




4с

о

с

л

о

в

и

е


5г

и

л

ь

д

и

я



н


6р

о

с

т

о

в

щ

и

к

7ц

е

х


-Ребята, а давайте посмотрим, какое из разгаданных понятий для нас будет являться новым?

Давайте посмотрим в словариках, что такое сословие? (стр. 285)

-Верно, а давайте вспомним, какие сословия средневекового общества мы знаем?

-Верно, и сегодня на уроке, мы подробно посмотрим, как же проходила жизнь феодалов и крестьян. Для этого  обратимся к историческим сведениям Средневековья. Как в те времена происходило сосуществование этих  сословий?                                                                        

– Откройте учебник, с. 154, прочитайте «Притчу об овцах, быках и собаках».

Как распределялись обязанности между средневековыми сословиями? Судя по этому источнику, должны ли между тремя указанными сословиями возникать конфликты?

– Прочитайте отрывки из песен трубадура Бертрана де Борна. Какими в реальности были отношения между европейскими сословиями?

– Сравните данные исторических документов. Какое возникает противоречие?

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

Давайте запишем в опорные конспекты проблему нашего урока.

- Какие у вас есть предположения решения проблемы?

Ответы учащихся: - Это Пульчинелла, герой средневекового европейского кукольного театра.

-Во Франции её называли  Полишинель; В Италии – Пульчинелла, в Англии – Панч, а в России - Петрушка

-Они проходили в средневековых городах, на ярмарках, на городских площадях.

Разгадывают кроссворд:

Горизонталь:

1.Учреждение, которое принимает на хранение деньги. (Банк)

2.Городской совет мастеров. (Магистрат)

3. Большой торг с увеселениями и развлечениями. (Ярмарка)

4.Группа людей с особыми правами и обязанностями в обществе. (Сословие)

5. Союз купцов. (Гильдия)

6.Человек, дающий деньги под проценты. (Ростовщик)

7. Союз ремесленников. (Цех)

Вертикаль:

8. Тип хозяйствования, при котором вещи производятся не на продажу, а для себя. (Натуральное)

Ответ детей: это понятие сословие.

-Сословие – это понятие, объединяющее группы людей с общими правами и обязанностями. Всё остальное относится к средневековому городу.

-Существуют три сословия:

1.«Те, кто воюют – феодалы»

2. «Те, кто молятся – духовенство»

3. «Те, кто работают – крестьяне»

-В притче говорится о распределении обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов не должно возникать.

– В реальности отношения между сословиями были неприязненными. Рыцари презирали крестьян.

– Конфликты между рыцарями и феодалами вполне вероятны.

Почему между средневековыми сословиями возникали конфликты?

Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.



IV. Планирование деятельности.

– Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать?

– Ознакомиться с тем, как жили люди разных сословий и как они относились друг к другу.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

-Чтобы ответить на главный проблемный вопрос урока мы разделимся на три группы, у каждой группы будет своё задание, итогом такой работы должно стать выполнение мини проекта.

1 группа: «Достоин тот похвальных слов, кто и разить и пасть готов»

Алгоритм работы:

1. Прочитай учебный элемент.

2.Выполни  три предложенных задания (необходимый, повышенный, максимальный уровни).

3.Сделай вывод о том, чем жизнь феодалов-рыцарей отличалась от жизни других сословий?

4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы.

Задания:

1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим жизнь средневекового рыцаря.

2.Заполните таблицу, в которой перечислите права и обязанности, образ жизни рыцаря.

3.Ответте на вопрос: Что в образе жизни средневекового рыцаря вам понравилось, а что вызвало осуждение?

2 группа: «Чтоб крестьяне не жирели»

Алгоритм работы:

1. Прочитай учебный элемент.

2.Выполни три предложенных задания (необходимый, повышенный, максимальный уровни).

3.Сделай вывод о том, чем жизнь крестьян отличалась от жизни других сословий?

4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы.

Задания:

1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим жизнь средневековых крестьян.

2.Заполните таблицу, в которой перечислите права и обязанности, образ жизни крестьян.

3.Ответте на вопрос: Почему средневековые крестьяне долгое время оставались бесправными?

3 группа: «Как договориться с господином?»

Алгоритм работы:

1. Прочитай учебный элемент.

2.Выполни  задание, на одном из трёх уровней сложности.

3.Сделай вывод о том, каким образом феодалы и крестьяне разрешали возникающие между ними конфликты?

4. Выбери выступающего, который сможет достойно представить работу всей группы.

Задания:

1.Сделайте подписи к рисункам, раскрывающим способы борьбы крестьян за свои права, дорисуйте недостающее.

2.Заполните схему, в которой отразите, почему крестьянам приходилось бороться за свои права.

3.Ответте на вопрос: Какой способ борьбы для разрешения конфликта между феодалами и крестьянами на ваш взгляд был наиболее приемлем и почему?

Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось, сейчас выступающие от каждой группы по очереди представят нам свои работы, а мы по ходу их выступлений, будем делать необходимые записи в наши опорные конспекты, выделяя особенности жизни каждого сословия.

 Слово 1 группе.

.

-Спасибо за работу 1 группе.

Ребята,  вы узнали, как жили рыцари Средневековья. Скажите, что понравилось, что не понравилось в их образе жизни?

Хорошо, переходим к выступающим от второй группы: «Чтоб крестьяне не жирели»

 

 

-Спасибо за работу второй группе. Скажите, на ваш взгляд устраивало ли сословие крестьян такое положение дел?

Верно, но какими способами они это делали, нам подскажет выступающий от третий группы: «Как договориться с господином?»

- Спасибо за работу третьей группе.

Ребята, вы прослушали три защиты мини-проектов, представителей от трёх групп, давайте оценим их работу по алгоритму:

  1. Понята ли была цель задания?

  2. Выполнено ли задание ?

  3. Выполнено верно или с ошибкой?

  4. Представлено ли самостоятельно или с чьей-то помощью?

  5. Определение отметки.

- Ребята, по ходу выступлений групп, я вас просила сделать пометки в наших опорных конспектах и указать, какие же особенности жизни сословий средневековья мы можем выделить.

-Слушают объяснения учителя.

-выполнение заданий по группам.

Работа по группам:

1 группа:

Мы работали по теме: феодалы-рыцари.

Работали на повышенном уровне и выяснили:

Права рыцаря: собирать оброки с крестьян, заставлять их работать на барщине.

Обязанности: кодекс рыцарской чести.

Образ жизни: строительство замков, участие в рыцарских турнирах, пирах, совершение подвигов во имя прекрасной дамы.

Вывод: жизнь феодалов-рыцарей отличалась от жизни других сословий тем, что они были хозяевами земель, заставляли крестьян на них работать, платить налог, были в привилегированном положении(занимались военной подготовкой, соблюдением кодекса чести и служением прекрасной даме).

-Понравился кодекс чести рыцарей, не понравилось, что они принуждали крестьян работать на них.

2 группа:

Мы работали по теме: крестьяне.

Работали на повышенном уровне и выяснили:

Права: отсутствуют.

Обязанности: работать на барщине, платить оброк, подушную подать, подымную подать, церковную десятину, дополнительные налоги.

Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – в церковь, изредка – бродячие актеры.

Вывод: крестьяне были бесправными, они не имели своей земли, своих средств производства и обязаны были подчиниться феодалу, чтобы прокормить себя и свою семью.

Думаем, что нет. Они стали бороться с феодалами за свои права.

3 группа:

Мы работали  на повышенном уровне и составили такую схему, показывающие как крестьяне боролись с феодалами.

1.Договориться с господином: составление хартии (грамоты), утверждённой королем.

2. Бегство в города или крестоносцами на Восток

3. Просить защиты у соседнего, менее жадного феодала.

4.Поднять восстание  против феодала.

Вывод: Крестьяне по-разному боролись за свои права, но на наш взгляд самым приемлемым способом борьбы было составление хартии, грамоты,  утверждённой королём.

-Оценивание выступающих.

Феодалы: привилегированное сословие, имеющее землю, владеющее крестьянами, которые обязаны нести барщину и оброк.

Крестьяне: бесправное сословие, не имеющее собственной земли и средств производства.


VI. Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока: Почему между средневековыми сословиями возникали конфликты?

-Давайте сравним наш вывод с авторским и  запишем в опорные конспекты полученное нами решение проблемы.

-Какие гипотезы оказались верными?

-Какими способами  сегодня на уроке мы нашли решение проблемы?

– Всемогущество феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты между этими сословиями. Крестьяне боролись за свои права, избрав для этого составление хартий -  устных и письменных договоров.

-Сравнивают свои выводы с авторскими и записывают в листы-опоры.

-Учащиеся обсуждают,  чьи гипотезы оказались наиболее верными.

-Мы работали по группам, выполняли учебные задания, сравнивали жизнь двух сословий.


VII. Применение нового знания.

– Составь и запиши в опорный конспект, каким, на твой взгляд, должен быть кодекс рыцарской чести.

- Нарисуйте  рыцарский герб. Придумайте и запишите значение символов, которые вы будете использовать. (если успеем)

- Кодекс чести рыцаря:

1. Уважение к старшим людям.

2. Соблюдение законов.

3. Поступать в отношении других людей по справедливости.

4. Защищать тех, кто слабее тебя.

5.Быть милосердным к людям.

-Демонстрация получившихся гербов.


VIII. Итог урока, рефлексия

Подвести итог нашего урока, я предлагаю вам по следующей схеме:

Я узнал

Я понял        Я удивлён

Хорошо, а оценить работу на нашем уроке, я вам предлагаю, таким образом, у вас на столе лежат карточки. Выберите одну из них - зелёного цвета, если  урок прошёл удачно, ты был активен и со всеми заданиями справился успешно.                                                                             -Жёлтого цвета, если не все задания на уроке были легки для тебя, но ты постарался и справился с ними.                                                        – красного цвета, если задания урока оказались трудны, и тебе была нужна помощь, чтобы с ними справиться.

- Я узнал: какие отношения были между сословием феодалов и крестьян.

- Я понял, что жизнь средневекового крестьянина была непростой и заключалась в несении барщины и оброка.

Я удивлён, что крестьяне боролись за свои права разными способами, в том числе составлением хартий.

- Учащиеся оценивают свои достижения на уроке.


IX.Домашнее задание.

-необходимый уровень:   П. 13 читать,  составить рассказ жизнь средневекового рыцаря или жизнь средневекового крестьянина (на выбор).

-повышенный уровень: П.13 читать, придумай описание спора между сельским священником, выступающим за крестьян и рыцарем-трубадуром, отстаивающим права феодалов.                  

-Спасибо за работу на уроке, можете быть свободны.

Учащиеся выбирают необходимый уровень выполнения задания и записывают в дневник.




б

а

н

к



а


м

а

г

и

с

т

р

а

т






у


я

р

м

а

р

к

а


а



г

и

л

ь

д

и

я



ь


н


р

о

с

т

о

в

щ

и

к

ц

е

х


        

        

ТЕМА: ФЕОДАЛЬНЫЙ

МИР.

Рыцари:                                 

Крестьяне:

Как договориться с господином?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!