СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории на тему "Возвышение Москвы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

воссоздать картину жизни русского народа во время монголо – татарского ига; показать, что монголо – татарское иго задержало развитие хозяйства, культуры Русского государства. Дать представление о личности Даниила Московского и его правлении Московскими землями.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории на тему "Возвышение Москвы"»

Конспект открытого

урока истории в 7 классе.



Тема: Возвышение Москвы.



Цель: формировать представление о том, как происходило постепенное увеличение земель Московского княжества и возрастание авторитета Москвы.



Задачи:



Обучающие: воссоздать картину жизни русского народа во время монголо – татарского ига; показать, что монголо – татарское иго задержало развитие хозяйства, культуры Русского государства. Дать представление о личности Даниила Московского и его правлении Московскими землями.



Корреционно - развивающие: развивать умение ориентироваться по исторической карте; формировать умение делать выводы и обобщения, находить причинно – следственные связи.



Воспитательные: воспитание чувства уважения к личности Даниила Московского, его политике по укреплению и расширению Московских земель.

Оборудование:

Сигнальные карточки, карточки с вопросами, презентация





Ход урока.

1. Орг момент.



2. Повторение пройденного.



Мы изучили, какие трагические события происходили на Руси с 13 века.

Сейчас я предлагаю выполнить задание «Верно - неверно».



У каждого из вас есть две карточки: красная и зелёная.

Я зачитываю утверждение. Если оно верное –поднимите зелёную карточку. Если я ошибаюсь-поднимите красную и дайте правильный ответ.





-Древнерусское государство раздробилось на 14 княжеств и Новгородскую боярскую республику.



-Государство монголо-татар называлось Золотая Орда.



-Первым ханом, объединившим монголо-татар был хан Батый.



-В битве на реке Калке русские дружины одержали победу над монголо-татарами.



-Столица Золотой Орды город Сарай на реке Ахтубе.



-Город Торжок монголо-татары назвали «злым городом».



-Сборщиков дани называли темниками.



-Грамота на княжение называлась ярлык.



-Крестоносцы- это войска шведских рыцарей.



-Александр Невский жил в городе Переяславль.



-Невская битва состоялась в 1242 году.



-За победу над шведскими рыцарями на реке Неве князь Александр получил прозвище Невский.



-Ледовое побоище получило такое название потому, что состоялось зимой.



-Любимое построение немецких рыцарей русские называли «свиньёй».



Подведение итога работы.



3. Работа по теме урока.

Рассказ учителя:На прошлых занятиях мы узнали, в каком тяжелом положении находились русские земли под монголо-татарским игом.Русским людям приходилось платить тяжелую дань Золотой Орде. Города обезлюдели, княжеские усобицы не утихали. ССоры между князьями поддерживал и хан, который выдавал князьям ярлыки на княжение.

--Как вы считаете, почему хан это делал?

Все русские княжества пострадали от монголо-татарского ига. Но больше всего было разорено Владимиро-Суздальское княжество.

-Кто покажет, где находилось это княжество?

Разорение Владимиро-Суздальского княжества привело еще к большим усобицам между русскими князьями.

К концу 13 века Владимиро-Суздальское княжестество распалось на множество маленьких княжеств-государств: Переяславское, Тверское, Московское, Ярославское, Ростовское, Угличское и другие.

_Как же управлялись эти маленькие княжества?

Давайте узнаем об этом: открываем наши учебники на стр.260 и находим 2-ой абзац сверху

(В каждом маленьком княжестве самостоятельно правил свой князь. Он развивал своё княжество: строил храмы, издавал указы, чеканил свои монеты, собирал дань с жителей.)

Но по-прежнему каждый князь пытается получить у хана ярлык на Великое Владимирское княжение. А хан вел такую политику (стр.260, 3-ий абзац сверху) читают дети:

--то одному князю даст ярлык на Владимирское княжение, то отнимет у него и отдаст другому.

-Как вы думаете, почему князья хотели заполучить этот ярлык? ( в случае затруднения, находят ответ самостоятельно в учебнике—ярлык на Владимирское княжение означал, что к своей вотчине князь дополнительно получал и Владимирское княжество)

- А почему хан так поступал: то одному даст ярлык на право княжения Владимиром, то другому?

(потому что ему было легче управлять такими разрозненными, маленькими и постоянно воюющими между собой княжествами)



Великим Владимирским князем был Александр Невский. После его смерти каждый из сыновей князя получил в наследство вотчинные земли.

Самому младшему сыну досталось самое маленькое Московское княжество.

В состав княжества входило всего 3 города: Москва, Радонеж и Звенигород.

-Давайте узнаем, как управлял Московским княжеством Даниил Александрович?

(читаем вслух: Но Даниил Александрович обладал такими же военными талантами, как отец. Он присоединил к своему княжеству ещё три города: Переяславль –Залесский, Можайск и Коломну.

На южной границе Московского княжества он основал Даниловский монастырь.

-Какие преимущества имели московские земли? (находим ответ на стр.261 , 1-ый абзац:

(Московские земли были со всех сторон окружены густыми лесами и непроходимыми болотами. Поэтому ханские баскаки сюда редко приезжали. Сам князь на Великое Владимирское княжение не претендовал, с другими князьями не ссорился.)

Учитель: Спокойно было в Московском княжестве.

-Это спокойствие чему способствует?

(Это привлекало сюда всё больше и больше людей. Сначала переезжали от других князей бояре и привозили своих людей. Всех князь Даниил встречал приветливо, выделял земли. За это бояре должны были нести военную службу со своими людьми у Даниила Московского.

Потом в Московское княжество переселялись ремесленники и земледельцы. Стали развиваться ремёсла и торговля. Земли вокруг Москвы стали обрабатывать и засеивать. Стали приезжать иностранные купцы.)

Вывод:

Так при Данииле Московском росли мощь и богатство Московского княжества. Постепенно Москва возвышалась над другими княжествами.

Физкультминутка

: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)





4. Первичное закрепление.

Датой основания Москвы считается : 1152 год, 1147 год. 1221 год?

-Кто стал первым Московским князем:

Александр Невский, Даниил Александрович, Юрий Долгорукий

-Почему монголо-татары редко наведывались в Московское княжество?

-Почему жизнь в Московском княжестве привлекала людей?

-Какой монастырь основал князь?

5. Закрепление.

Каждый человек в своей жизни совершает положительные и отрицательные поступки. По этим поступкам его и судят люди. Давайте мы проанализируем все поступки князя Даниила Московского и сделаем вывод: повлияли ли его поступки на возвышение Москвы?



Положительные поступки отрицательные поступки

--Основал Данилов монастырь.

--Воевал с соседними русскими княжествами.

--Не стремился к титулу Великого князя.

--Встречал всех приветливо.

--Обязал бояр нести военную службу.

--Обладал военным талантом.

--Выделял каждому боярину вотчину.



Итог урока.

Оценки, дом.задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!