Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ленинградской области
«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:
Современная литературная ситуация в произведениях постмодернизма. Рассказ Л.С.Петрушевской«Свой круг».
Разработала преподаватель
М.П.Подоляк
2018 г.
План урока
ИЗУЧАЕМАЯ ТЕМА: Современная литературная ситуация в произведениях постмодернизма.
Тема урока: Странный, причудливый и абсурдный мир в рассказе Л.С.Петрушевской «Свой круг»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: «продвинутая лекция»
Методическое обоснование: Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели:
вызов-осмысление-рефлексия. Видоизменяется традиционная форма лекции, чтобы стимулировать обучающихся к активному слушанию и развитию критического мышления.
Цели урока:
Образовательные: познакомиться с творчеством Л.С.Петрушевской, определить своеобразие её прозы. Проанализировать ситуацию, представленную в рассказе «Свой круг», глазами Алёши- сына героини.
Развивающие: развивать критическое мышление: учиться высказывать свою позицию, обосновывать свою точку зрения, приводить примеры, подтверждающие правоту или неправоту героини.
Воспитательные: воспитывать сострадание к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; попытаться понять героиню и попробовать оценить поступок героини с точки зрения Алёши-сына героини.
3адача: заполнить «бортовой журнал»; написать эссе, проанализировав современную литературную ситуацию, с обоснованием своей позиции.
ХОД УРОКА:
Организационная часть:
Приветствие преподавателя и группы
Отметить отсутствующих
Оценить готовность к уроку (подготовка учащихся к работе на уроке, постановка цели и задачи, мотивация деятельности)
Стадия вызова:
Презентация о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской (может быть подготовлена студентами)
Экспресс-опрос.
-Что мы знаем о Л. С. Петрушевской и её творчестве? (список информации)
- Перечислите, что пришлось пережить Л. Петрушевской в жизни.
-Каков мир в рассказах Петрушевской? Как он устроен? Что и кто в нём правит?
-Как вы понимаете её высказывание: «Новелла предполагает печаль, сказка -свет»?
-Каково её представление о жизни?
3. Работа с «бортовым журналом.
Известная информация и предположения | Новая информация |
1. Тяжёлое полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме, окончила Московский университет журналистики, первый рассказ был напечатан в 1972 году, не печаталась более 10 лет.) | |
2. Странный, причудливый и абсурдный мир, полный страдания и безысходности- мир обыденной жизни ,в нём правит случай. | |
.Надежда есть всегда. | |
Жизнь-это театр. | |
4.Лекция преподавателя или сообщение подготовленного студента о своеобразии прозы Л.С.Петрушевской.
Петрушевской тесно в рамках традиционного рассказа или новеллы, и она пишет «Монологи» «Истории» и изобретает особые жанры реквиема и настоящей сказки, «случаи»…
Мир Петрушевской – это мир болезненный и угрюмый, крайне редко, почти никогда не приукрашенный благородными чувствами и душевными порывами. Герои ее попадают в такие ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает?
У Петрушевской жизнь лишена простоты, уюта. Жизнь героев - это круг, по которому можно идти до бесконечности. В каких рассказах эта тема звучит наиболее ярко? Как тема отражена в названии произведений? («Свой круг», «Дочь Ксении», «Бессмертная любовь»).
В этих произведениях развивается тема «вечного движения по кругу», тема бессмысленности и жестокости жизни «маленьких людей», в которой все, кажется, вместе, но при этом невероятно одиноки.
Проза Петрушевской похожа на чеховскую и тематически, и с точки зрения жанровых пристрастий, и отсутствием ярко выраженного отношения автора к персонажам, и отказом судить героев, и особым лиризмом. В одном из интервью Петрушевская сказала, что литература не прокуратура и что писатель не судья, а скорее сам подсудимый… Для читателей Петрушевской «факт не так важен», «как важно поразмышлять. Побеседовать с собой. Примерить ситуацию на себя. Что-то решить».
Выполнение заданий по новому материалу. Работа с «бортовым журналом.
Известная информация и предположения | Новая информация |
1.Тяжёлое полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме, окончила Московский университет журналистики, первый рассказ был напечатан в 1972 году, не печаталась более 10 лет. (+) | Кроме традиционного рассказа или новеллы, она пишет «монологи» и«истории» и изобретает особые жанры -реквиема и настоящей сказки, а также«случаи»… |
2.Странный, причудливый и абсурдный мир, полный страдания и безысходности- мир обыденной жизни ,в нём правит случай. (+) | Для читателей Петрушевской «факт не так важен», «как важно поразмышлять. Побеседовать с собой. Примерить Ситуацию на себя. Что-то решить». |
3.Надежда есть всегда. (+) 4. Жизнь-это театр. (+) | Проза Петрушевской похожа на чеховскую и тематически, и с точки зрения жанровых пристрастий, и отсутствием ярко выраженного отношения автора к персонажам, и отказом судить героев, и особым лиризмом. |
6.Стадия осмысления
1.Прочитать краткое содержание рассказа «Свой круг» (текст рассказа на каждом столе)
2. Ответить на предложенные вопросы
3. Обсуждение ответов с обоснованием.
- Кратко передать суть содержания рассказа «Свой круг».(предложено студентам)
На Пасху героиня приглашает «свой круг» в гости. Она смертельно больна, но никому не говорит об этом. В первую после смерти родителей Пасху героиня везет 8-летнего сына на кладбище к бабушке и дедушке, без объяснений показывая мальчику, что ему надо будет делать после её смерти. До прихода гостей она отправляет Алешку одного на дачный участок. Героиня мимоходом сообщает, что собирается отдать сына в детдом, чем вызывает общее возмущение. Собравшись наконец уходить, гости обнаруживают на лестнице под дверью Алешу. На глазах всей компании героиня бросается к сыну и с диким криком до крови бьет его по лицу. Ее расчет оказывается верным: люди «своего круга», которые могли бы спокойно разрезать друг друга на части, не выносили вида детской крови. Возмущенный Коля(бывший муж, который презирал своего больного и слабого сына) забирает сына, все хлопочут над мальчиком. Глядя им вслед из окна, героиня думает о том, что после её смерти всей этой «сентиментальной» компании неловко будет не позаботиться об её осиротевшем ребенке и он не пойдет по интернатам. Ей удалось устроить его судьбу, отправив ребёнка без ключа на дачный участок. Мальчику пришлось вернуться, а роль матери-изверга она разыграла точно. Навсегда расставаясь с сыном, героиня надеется, что он придет к ней на кладбище на Пасху и простит за то, что она ударила его по лицу вместо благословения. Другого выхода устроить судьбу своего сына она не видела…
- Аналитическая беседа по вопросам.
Что мы можем рассказать о жизни главной героини?
Докажите, что эта женщина честный человек, не может жить ложными ценностями, поэтому она в этом круге «сбоку припёка».
Как очень умная, здравомыслящая , оказавшаяся в непростой жизненной ситуации, когда не знаешь, что делать и кто виноват, женщина нашла единственно верный выход? Какой ценой?
7.Анализ урока (рефлексия). Сочинение-эссе по вопросам:
-Каково ваше отношение к поступку героини?
-Как оценить поступок матери с точки зрения сына Алёши?
- Составим кластер, в котором отобразим то, что мы чувствуем, что видим, что слышим, когда произносим слово “мама”.
-Возникает проблемная ситуация. Как её разрешить?
Варианты ответов студентов:
-Я бы так не смогла: слишком сильной надо быть, чтобы пожертвовать добрым именем матери ради того ,чтобы устроить судьбу своего ребёнка. А если Алёша никогда не поймёт и не простит свою мать?
-Я бы так не смогла: это очень жестоко по отношению к ребёнку –разбить ему лицо, отнять у него любовь к матери для того , чтобы устроить его судьбу. Вряд ли Алёша когда-нибудь поймёт и простит свою мать.
-Я бы попробовала найти какой-то другой выход… как-то предупредить Алёшу, что весь этот спектакль разыгран ради его блага.
-Я полностью поддерживаю героиню- у неё не было другого выбора. Она думала не о себе, а о том , чтобы устроить судьбу своего сына. И, может быть, когда-нибудь он поймёт свою мать и простит её…
Кластер к слову «мама»
Любовь,нежность,забота,помощь,тепло,защита,надёжность,понимание,
самоотверженность ,жертвенность…
-Оценка деятельности студентов, отметка типичных ошибок при выполнении заданий. Ответы на вопросы студентов.
8. Домашнее задание
-сочинение-рассуждение на тему: Возникает проблемная ситуация. Как её разрешить?
Литература:
1. С.И. Заир - бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004 - 175с.
2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.
3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. - 2005 - №5 с.13-21.
4. Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад) переводЕ.Н.Волкова http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html
5.Шарипов Ф.В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. – 326 с.
Преподаватель М.П.Подоляк