СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по Литературному чтению 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Стихотворение А.С. Пушкина "Няне"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Литературному чтению 4 класс»

Технологическая карта урока Литературного чтения

Тема: История и анализ стихотворения «Няне» А.С. Пушкина.

Тип: Изучение нового материала

Цель: Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, продолжить работу со средствами  художественной выразительности речи, учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя, научиться анализировать лирические стихотворения, понимать их содержание, выявлять основную мысль, жанровые особенности. .

Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомиться со стихотворением «Няне»

  • Понимать основное содержание лирического стихотворения.

  • Понимать настроение лирического героя.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- Формулировать учебную тему урока , исходя

из названия произведения;

- Оценивать результаты своей работы на уроке;


  • Познавательные:

- Анализировать текст стихотворения с целью выявления основной мысли произведения.

- Находить средства художественной выразительности и понимать их роль в тексте.


  • Коммуникативные:

- Работать в группе, не конфликтуя;

- Убеждать одноклассников в вежливой форме в своей правоте;

- Аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства.


Личностные:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её литературное наследие.

  • Формировать сознательное отношения к своей речи, в частности к устной.




Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» (4 класс) , серия «Школа России» 1 часть, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

Формулирование темы и задач урока

- Давайте вспомним, с каким разделом учебника мы начали знакомиться? (Волшебный мир классики)

- Биографию какого писателя мы с вами вспоминали?

- Подумайте кто у вас самые дорогие и близкие люди?

- А теперь я вам прочитаю стихотворение А.С. Пушкина, а вы подумаете, о ком говорит поэт?


Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье
.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.


- Кого Пушкин называет мамушкой?

- Поэт говорит о своей няне, Арине Родионовне Яковлевой, которая была ему одним из самых близких людей.

- Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, одно я вам только что прочла, с еще одним мы знакомились в прошлом году («Зимний вечер»)

- Сегодня мы познакомимся с еще одним из них.

- Откройте учебник стр. 66 и прочитайте заглавие стихотворения, которое будем читать сегодня. Как оно называется?

- Вспомните, что мы делаем с произведением, когда с ним знакомимся? (анализируем его)

- А прежде чем приступаем к анализу, узнаем историю создания произведения.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Какие будут задачи сегодня на уроке? Что будем сегодня делать? Попробуйте сформулировать задачи урока

- Да, сегодня мы узнаем историю этого стихотворения и будем его анализировать.

- Давайте вспомним, что такое анализ стихотворения? Что нам надо сделать чтоб провести анализ?

Выполните задание в четверках. (работа по карточкам)

При ответе учеников, на доске составляется наглядный план действий.

Отвечают на вопросы;

Высказываются о дорогих им людях .

- Высказфывкт

Высказывают предположения по теме урока;

Формулируют задачи урока;












- Отвечают на вопрос, про кого стихотворение

Работа в чеверках по карточкам. Выполняют задание – расставить по порядку действия при анализе художественного произведения;

Обсуждают выполненное задание, план анализа.

Высказывем мнение группы о плане анализа.


По слайду на доске проверяем правильность составления плана.



Мотивация познавательной деятельности

Рассказ учителя о героине стихотворения и об истории его создания.

  • Пушкин вырос в дворянской семье. Его и его братьев и сестер воспитывала Арина Родионовна Яковлева – простая крестьянка. Она была крепостной семьи Ганибал (прадеда Пушкина). В год когда Саша родился получила вольную, но отказалась от нее и осталась на всю жизнь няней в этой семье.

Арина Родионовна любила всех детей, но к маленькому Саше была привязана больше всех. Она была очень хорошей сказительницей (по воспоминания сестры Пушкина), знала очень много сказок, песен, и маленький Пушкин мог часами слушать ее.

Прошли годы, Александр Сергеевич вырос, стал знаменитым поэтом и за свои вольные стихи был сослан в ссылку сперва на Кавказ, а затем на два года в свое родовое имение – Михайловское.

Для него это был тяжелый период, родные сразу уехали из имения, оставив его одного, собственный отец доносил жандармерии о действиях поэта, из-за чего меду ними произошла ссора. И единственным близким и верным человеком, находившемся рядом, была Арина Родионовна. В письме к другу поэт писал:


  • Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни… она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…


И опять как в детстве поэт слушал сказки, песни и рассказы няни все вечера. И это очень сильно повлияло на творчество поэта.

В письме брату Пушкин писал:

«Вечером слушаю сказки…

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма !»

Ссылка закончилась, поэту вернулся в Петербург, и через полтора месяца после возвращения, он написал это стихотворение.


Слушают рассказ учителя.




Организация познавательной деятельности

Чтение стихотворения «Няне».

Учитель читает стихотворение


- Понравилось вам это стихотворение?

- Что вы почувствовали когда читали стихотворение?


Самостоятельная работа со словарем

- Выпишите из текста непонятные слова и найдите их объяснение в словаре

Значение слов ученики ищут по словарю, в конце учебника (стр. 218) или в Толковом словаре (В. Даля) Словарь Ожегова.


Беседа по содержанию, анализ стихотворения

- Кому Александр Сергеевич посвятил это стихотворение?

- Какими чувствами пронизано это стихотворение? 

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе).

- Подумай, о чем еще это стихотворение, только ли о няне? Чьи еще чувства мы здесь видим?

(ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении).

- Если есть лирический герой, к какому жанру относится произведение?

- На что похоже это стихотворение?

(ПОСЛАНИЕ – это письмо в стихах).

- Попробуйте мысленно нарисовать картину, нарисованные поэтом. Что вы видите читая стихотворение? (1. Старушка, 2. избушка в сосновом лесу 3. светлица и старушка вяжет у окна, которая периодически глядит в окно)

- Как понимаете строчку «горюешь, будто на часах»?

- Почему «медлят поминутно спицы»?

- Почему слово «давно» повторяется? (усиливает сожаление)

- Какие чувства вызывают у вас строки «глядишь в забытые ворота на чёрный, отдалённый путь»?

- Почему ворота названы «забытыми»?

- Нам осталось найти средства выразительности в тексте и определить зачем они здесь нужны. Данное задание будем выполнять в четверках, но прежде давайте вспомним, какие средства выразительности вы знаете.

Работа в четверках

- Найти и выписать средства выразительности в соответствии с задание для колонки.


- Пробегитесь глазами по плану анализа. Все мы сделали?



- Итак, что же хоте выразить этим стихотворением автор?

( В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил все уважение, любовь и благодарность Арине Родионовне, за внимание, заботу и преданность. Здесь он предстал не только как талантливый поэт, но и как любящий воспитанник)

- Кому можете вы посвятить такое стихотворение?

Правильно сказать, что это послание относится не только к Арине Родионовне. Его можно посвятить всем мамам, бабушкам, няням, которые дарят свою любовь детям. И посвящают жизнь их воспитанию.

Слушают чтение стихотворения.

Отвечают на вопрос понравилось стихотворение или нет.


Индивидуальная работа со словарем учебника (стр. 218) и с Толковым словарем В.Даля. Словарь Ожегова. Ищут определение непонятных слов в тексте.

Выслушивают нескольких человек.


Отвечают на вопрос.

Высказываются мнение, кому посвящено стихотворение.

Перечисляют, чувства которые испытали читая это стихотворение (любовь, нежность, заботу, грусть, тоску)

Высказывают мнение о чувствах поэта.

- говорят о действующих лицах: няне и лирического героя.

- Делают вывод о жанре произведения (Лирика)

- Высказывают предположение, на что похоже стихотворение (послание, письмо)

Записывают определение: (Послание – письмо в стихах)


Отвечают на вопросы

Рассказывают какие картины рисует воображение при чтении, разбивают стихотворение на части


Анализируют речевые обороты, высказывают свое мнение о их значении и для чего они употреблены в тексте.








Вспоминаю названия и определение средств выразительности.


Работают в четверках, в соответствии с заданием по колонкам, ищут в тексте метафоры, эпитеты и сравнения.

Делают выводы, для чего нужны эти средства выразительности в этом стихотворении, какую роль они несут.

Выслушивают представителей от каждой колонки, дополняют от веет.



Просматривают план. Высказывают свое мнение (скорее всего скажут, что нет, что хотел сказать автор этим стихотворением, и собственного мнения о стихотворении)


Высказывают свои предположения, кому еще можно посвятить это стихотворение.







Подведение итогов (оценивание)

А теперь давайте оценим свою работу и навыки, полученные на урок

Оценочный лист к уроку «История и анализ стихотворения «Няня»


Умею делать

Могу делать с помощью

Испытываю затруднения

Могу определять основную мысль и тему стихотворения





Я могу разделить стихотворение на части.




Могу находить средства художественной выразительности




Могу анализировать заголовок




Могу определить жанр, и его особенности




Я могу оценить свою работу на уроке.






Домашнее задание:

- Выучить стихотворение « Няне» наизусть.



Оценивают свою работу на уроке.

Записывают Д/З

















Оценочный лист к уроку «Ильины три поездочки»


Умею делать

Могу делать с помощью

Испытываю затруднения

Могу определять основную мысль прочитанного отрывка из

былины




Я могу рассказать об особенностях языка былины.




Могу находить средства художественной выразительности




Могу анализировать заголовок




Я знаю и могу назвать общее и различное в былинах «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».




Могу определить жанр, и его особенности




Я могу оценить свою работу на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!