СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению "В. Гюго "Козетта", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с применением новых подходов в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению "В. Гюго "Козетта", 4 класс»

Литературное чтение 4 «В» класс

Дата: 20.02.2017

Тема урока: Виктор Гюго «Козетта».

Цель урока:

Учащиеся:

  • Выскажут мнение о поступке матери Козетты.

Критерии успеха:

  1. Могу рассказать биографию писателя.

  2. Могу пересказать отрывок от лица выбранного героя.

  3. Могу дать характеристику главным героям рассказа.

  4. Могу вести дискуссию.


Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Предлагает послушать песню из мюзикла «Козетта» Норд-Ост, 2012г. (мп3)

- Это песня грустная или весёлая? Почему?


  1. Знакомство с автором произведения и его биографией.

  1. Слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о творчестве великого французского писателя - Виктора Гюго. Давайте сейчас окунёмся в прошлое Франции, в те годы, когда шла революция. Очень тяжелая жизнь была у простого народа, не было работы, люди бедствовали, было очень много нищих и обездоленных, люди погибали, разрушались семьи, дети оставались сиротами, голодными и несчастными. Именно в это страшное время жил Виктор Гюго и был очевидцем этих событий. В. Гюго защищал малых и обездоленных, безработных, заботился о бедняках и голодных детях. Это видно в большом его романе «Отверженные». Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки - Козетты. Действие происходит в 19 веке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь я вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку? (Беззащитная, хрупкая, слабая, потухшие глаза, изможденная, бедная, убогая, в лохмотьях, страдание, плакать, сгорбилась, маленькая) 

  1. Учащиеся читают краткую биографию В. Гюго. Пересказывают друг другу в парах (стр. 183)

  2. Учащиеся читают дополнительную информацию и рассказывают биографию В. Гюго (по желанию)

Родился Гюго 26 февраля 1802 года во французском городе Безансон в семье генерала. Первые годы своей биографии Виктор Гюго провел в Марселе, а также разных городах Италии. Образование начал получать в лицее Людовика Великого. Первые произведения Гюго были написаны им в 14-летнем возрасте. Интерес читателей привлек благодаря сатире «Телеграф». С первых же лет занятия поэзией и прозой получает признание на литературных конкурсах. В 1822 году он женился на Адель Фуше.

Первый роман Гюго был издан в 1823 году – «Ган Исландец», подтолкнул автора к созданию литературного кружка, который также издавал журнал. Уже в 1824 вышло собрание стихотворений «Новые оды». В 1825 году Гюго получил орден Почетного легиона, вошел в состав кружка романтиков.

Драма Гюго «Кромвель», написанная в 1827 году, выражает принципы романтизма автора. Затем в биографии Гюго были написаны произведения «Оды и баллады», «Марион де Лорм», «Эрнани».

Политический успех пришел к писателю благодаря оде «Молодая Франция», «Король забавляется», «Мария Тюдор». Один из главных своих шедевров – «Собор Парижской Богоматери» Гюго опубликовал в 1831 году. В 1841 году Гюго стал членом Французской академии.

За преданность королю в 1845 году Виктор получает графское достоинство и становится пэром. В 1848 году входит в состав Национального собрания, а после переворота Наполеона поселяется в Брюсселе, откуда публикует свои антинаполеоновские произведения. Затем Гюго живет на острове Джерси, на острове Гернси. Среди известных произведений в биографии Гюго, написанных в изгнании, – сборник «Созерцание», «Легенда веков», романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». В 1870 году Гюго вернулся во Францию.

  • Взаимооценивание в парах


  1. Работа в группах: пересказ отрывка.

  1. Учащиеся подготавливают краткий пересказ от лица:

  1. Трактирщиков мужа и жены Тенардье

  2. Козетты

  3. Незнакомца

  4. Дочерей Тенардье

  • Взаимооценивание в группах


  1. Учащиеся составляют краткую характеристику героев

  1. Трактирщиков мужа и жены Тенардье

  2. Козетты

  3. Незнакомца

  4. Дочерей Тенардье

  • Взаимооценивание в группах


  1. Физминутка.

Танцы золушки.

Золушка всегда любила танцевать. Но свободного времени для этого у нее никогда не было. Поэтому Золушке приходилось танцевать в то время, когда она выполняла работу по дому. Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она:

- гладила белье

- поливала цветы

- выбивала ковер

- мыла посуду

- вытирала пыль


  1. Дискуссия на тему «Поступок матери: за и против»

Учащиеся делятся на две группы:

1 группа: за

2 группа: против

Обсуждение поступка матери: ответить на вопрос «Правильно ли поступила мама, отдав Козетту незнакомым людям?»

  • Взаимооценивание в группах


  1. Обсуждение прав человека.

Прослушивание монолога Козетты. (мп3)

Вспомните, какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?

Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. 
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. 
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии… 
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. 
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.


  1. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке? 
- Понравилось ли вам произведение? Почему? 

SMS - Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.

Тонкая девочка в рваном переднике,
чепчике старом сидит у огня...
Горы посуды и жёсткие веники -
все её игры в течение дня.
От оплеушины щёчка опухла,
но не от боли горюет она -
ей вспоминается чудная кукла
за витражом голубого окна:
в розовых звёздах кисейное платье,
бантики, туфельки, воротничок...
-Тетушка, милая, снова ударьте,
только позвольте ещё, хоть чуток,
мне задержаться возле витрины.
Кукла там в розовом платье сидит!
...Я назвала бы её Катериной,
только она на меня не глядит,
ждёт, когда куплена будет в подарок
чьей-нибудь мамой.
А я сирота.
...Девочка плачет.
Свечный огарок
в узком чулане жуёт темнота.


  1. Выставление оценок:

Работа с КУ.


  1. Домашнее задание: нарисовать сравнительные портреты Козетты и дочерей Тенардье, подготовить их характеристику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!