СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 4 классе "Величины. Закрепление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в занимательной форме после прохождения темы "Величины"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 4 классе "Величины. Закрепление"»

ОГБОУ «Касимовская школа-интернат














ОТКРЫТЫЙ УРОК

по математике

по теме: Закрепление. Величины

в 4 классе


















Учитель начальных классов

И.Н. Красина



ТИП УРОКА: УРОК-СКАЗКА


РАЗДЕЛ. ВЕЛИЧИНЫ


ТЕМА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЕЛИЧИНЫ.


Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.


Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний об изученных величинах и их единицах измерения;

- упражнение в преобразовании, сравнении единиц измерения массы, длины, площади и времени;

- совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи и уравнения.

Развивающие:

- Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

- Воспитывающая:

- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, усердия, аккуратности в работе; взаимовыручки, умений сотрудничать в паре; привитие интереса к предмету.

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Величины» на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), игровая технология


Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; принимать чужую точку зрения.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, сигналы (1, 2, 3 , +, -), иллюстрации: права человека (эксплуатация детского труда), цветы пожеланий, таблицы: Величины, единицы измерения величин, экран достижений, жетоны.

Ход урока:


1. Организация класса. Эмоциональный настрой. (Слайд №1)

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Математика сурова, её просто так не взять,

Попытаемся мы снова получить оценку пять.

Девиз нашего урока - Дорогу осилит идущий, математику – мыслящий»

- Садитесь, ребята!

2. Самоопределение к учебной деятельности.

- Посмотрите на слайд. Какие предметы изображены на нём? (Палетка, весы, линейка, часы).

- Для чего эти предметы использует человек? (Для измерения площади, массы, длины, времени.)

- Назовите одним словом, что такое площадь, масса, длина, время? (Величины)

- Что, вы, узнали о величинах на предыдущих уроках? (Название величин, единицы измерения данных величин, учились сравнивать и преобразовывать величины, решать с ними задачи.)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Закрепление по теме «Величины».)

- Какие задачи поставите перед собой на данный урок? (Повторить изученные величины, их единицы измерения, будем решать задачи с величинами, преобразовывать и сравнивать величины.)

- В конце урока мы должны сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Когда в жизни мы встречаемся с величинами?

3. Устный счёт.

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Отгадайте, в какую сказку мы попадём.

Я на балу никогда не бывала

Чистила, мыла, варила и пряла

Когда же случилось попасть мне на бал

То голову принц от любви потерял.

- Как вы думаете, кто это? (Золушка.)

- Верно, мы отправимся в удивительную сказку Шарля Перро «Золушка».

- В некотором царстве, в тридесятом государстве жил знатный человек. Первая его жена умерла.

И женился он ещё раз на сварливой и высокомерной женщине. У нее были 2 дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

а) Решение задач по группам

Задача для первой группы

Старшая дочка любила покушать. Утром она съедала 300 г булочек, в обед – 350 г, на полдник – 400 г, а вечером – 600 г. Посчитайте, сколько всего граммов булочек съедала за день старшая дочь. Ответ задачи выразите в кг и г. (При разборе – Как вы думаете, можно ли столько есть? Что содержится в булочках? ( в основном – одни углеводы)

Задача для второй группы

А другая младшая дочка не любила булочки и вообще ела очень мало.

Но она много капризничала и вредничала. Старшая дочь тоже была вредина. Она вредничала за день 15 раз, а младшая в 10 раз больше.

Сколько раз вредничала младшая дочка? Сколько раз вредничали обе дочки?

Задача для третьей группы

Мачеха очень любила ходить по магазинам, она коллекционировала шляпки. За день она купила 60 шляпок. В одном магазине 18, в другом 15 шляпок, сколько шляпок она купила в третьем магазине?

Задачи решаете в группах, затем проверим, представитель от каждой группы объяснит решение.

Тест «Единицы площади».

- А ещё сестры были очень ленивые и не любили учиться. Они не смогли выполнить задание. Бедной Золушке пришлось выполнять за них работу. Помогите Золушке найти правильные ответ.

1. В какой строке записаны только единицы площади?

1) м, км2, кг, см;

2) мм2, м2, км2, дм2, см2;

3) т, ц, г, кг.

2. В какой строке допущена ошибка?

1) 1 дм2= 10 см2;

2) 1 км2 = 1 000 000 м2;

3) 1 см2 = 100 мм2.

3. Как вычислить площадь квадрата?

1) 5 + 5;

2) (5+ 5) х 2;

3) 5 х 5.

4. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.

1) 21 см2;

2) 20 см;

3) 21 см.

5. В квадратных километрах измеряют площади:

1) школьных парт;

2) государств;

3) классных комнат.

- Молодцы, вы помогли Золушке выполнить трудную работу.

4. Закрепление пройденного материала (Актуализация опорных знаний и способов действий)

Работа с единицами времени.

- Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме. Она трудилась с 6 часов утра и до 10 часов вечера.

- Как по-другому сказать 10 часов вечера? (22 часа)

- Сколько часов работала Золушка? (16 ч)

- Может ли человек работать 16 часов в сутки? (Нет.)

- Верно, рабочий день взрослого человека составляет 7-8 часов.

- Мачеха нарушила права Золушки: 1) эксплуатация детского труда;

2) ненормированный рабочий день.

- В обязанности Золушки входили: мыть посуду, этой работой она занималась 2 ч 30 мин. - Сколько это минут? (150 мин.) (Работа в нетбуках)

- Как получили 150 мин? (В 1 ч = 60 мин., в 2 ч = 120 мин + 30 мин = 150 мин)

- Уборка комнат 3 ч 45 мин. Сколько это часов? (225 мин)

- Объясните, свои расчёты? (В 1 ч = 60 мин., в 3 ч = 180 мин + 45 мин = 225 мин)

- А отдыхала лишь 90 мин. Сколько это часов и минут? (1 ч 30 мин)

- Как вычислили? (60 мин = 1 ч, 90мин – 60 мин = 30 мин)

- Вот какая трудолюбивая и работящая Золушка.

б) Минутка чистописания.

- Однажды принц устроил большой бал и созвал знатных людей с женами и дочерьми.

- Запишем дату приглашения на бал. (ноября. Классная работа.)

- Прочитайте число, приглашённых гостей на бал? (2211)

- Запишите в тетради это число.

в) Решение задачи с единицами длины. (Слайд №12)

- Мачеха и Сестры Золушки тоже получили приглашения. Они очень обрадовались и заставили Золушку шить им платья для бала.

На платье мачехе потребуется 900 см ткани, младшей дочери в 3 раза меньше, чем матери, а старшей дочери на 200 см больше, чем младшей дочери. Сколько всего метров ткани потребуется на все платья?

- Посмотрите, на краткую запись к задаче?

М ачеха – 900 см 1) :

Мл. дочь - ? в 3 раза

Ст. дочь - ? на 200 см 3) + +

- Что известно в задаче?

- Составьте план решения задачи.

- Как узнать, сколько сантиметров ткани нужно на платье младшей дочери?

- Каким действием? (:) Почему?

- Как узнать, сколько сантиметров ткани надо на платье старшей дочери?

- Каким действием? (+) Почему?

- Какой вопрос в задаче, можем на него ответить? Каким действием? (+) Почему?

- Решите задачу.

- Проверьте решение. (Слайд №13)

900 + (900 : 3 + 200) = 1700 (см)

1) 900 : 3 = 300 (см) – мл. дочери.

2) 300 + 200 = 500 (см) – ст. дочери.

3) 900 + 300 + 500 = 1700(см)= 17 м.

Ответ: 17 метров ткани потребуется на все платья.

- Молодцы! Верно, выполнили расчёты. Значит, снова помогли Золушке.

5. Музыкальная физминутка ( психологическая разгрузка )

(Звучит отрывок из песни «Добрый жук».

- Золушка очень устала и решила отдохнуть. Давайте отдохнем вместе с ней.

6. Сравнение единиц длины.

- Когда Золушка закончила шить платья, она начала украшать их лентами:

Длина серебряной ленты – 7 м 20 см, а золотистой - 840 см.

- Запишите в тетрадь длины лент и сравните их. (7 м 20 см

- Какая из лент длиннее? (Золотистая)

Затем Золушка использовала кружева, длиной 160 дм и атласную ленту 5 м 6 дм.

- Запишите в тетрадь их длины и сравните их. (160 дм 5 м 6 дм, т. к. 5 м = 50 дм + 6 дм = 56 дм)

- Какая из лент короче? (Атласная лента.)

- Молодцы! Вы помогли Золушке определить, хватит ли лент на платья.

7. Гимнастика для глаз.

- Во время кропотливой работы глаза у Золушки очень устали. Давайте научим её делать гимнастику для глаз.

- Молодцы, ребята! Хорошо умеете укреплять мышцы глаз.

8. Преобразование единиц массы.

- И вот долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали во дворец, а Золушка сидела, перебирала крупу и горько плакала.

- Работа с нетбуками. Вставьте пропущенные цифры и скажите, сколько килограммов крупы ей нужно было перебрать:

Рис 3000 г =…кг (3 кг)

Гречка 5200 г =…кг (5 кг 200 г)

Пшено 4050 г =…кг (4 кг 050 г)

Работы было много Золушка понимала, что она не справится. В этот момент появилась крёстная мать Золушки. Она была фея и слышала, не только что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушка очень хочет попасть на бал. Фея сказала ей: «Что ж, будь умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце».

Самостоятельная работа

- И вы помогите Золушке попасть на бал: решите примеры, которые есть у каждого в нетбуке (разноуровневые задания)

1 уровень (сильные уч-ся)

736:4+ (607-428:4)

2 уровень

307*3-704:8

3 уровень (слабые уч-ся)

905-359*2


- И вот наша героиня на балу. Она вошла в зал. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомку, Принц не сводил с неё глаз и не отходил от неё ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные слова, что Золушка позабыла обо всём на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

- Сколько это времени? (12 часов ночи или 24 часа)

- Золушка сразу убежала, принц бросился за ней, но её след простыл. Только на ступеньке лежала маленькая хрустальная туфелька. «Как же найти красавицу?» - думал принц.

- Помогите ему, найти незнакомку, решив уравнения. (запись в тетради)

- 1 группа, чему равно неизвестное в 1 уравнении? Х+150=450

- 2 группа, чему равно неизвестное во 2 уравнении? Х-200=620

- 3 группа, чему равно неизвестное в 3 уравнении? Х:8=12

- Молодцы! Вы помогли принцу своими знаниями найти незнакомку. Это Золушка. Через несколько дней, они сыграли веселую свадьбу.

10. Рефлексия.

- Ребята, мы побывали в сказке, и стали немного добрее, умнее и внимательнее. Ведь сказка «Золушка» показала нам урок доброты.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародится зерно доброты.

- Предлагаю от нас подарить Золушке на свадьбу букет пожеланий. Выберите для него, подходящие розы, и ответьте на вопрос: Что вам помогло на уроке? (Знания, однообразие, труд, лень, радость, тоска, игра, умения, поиск, ссоры, дружба, уныние.)

- Какой красивый получился цветок. Подарим его Золушке!

11. Домашнее задание.

- Повторить таблицы величин, с. 58, тест (1 вариант), творческое задание: подготовить проект «Старинные меры длины или массы».

12. Итог урока. Оценивание.

- Какую тему повторяли на уроке? (Величины.)

- Когда в жизни мы встречаемся с величинами? (Когда планируем свой день, делаем ремонт, расплачиваемся в магазине, готовим пищу, что-то шьём, планируем поездку на машине.)

- Оцените свою деятельность на уроке, с помощью «Ладошек». (Дети поднимают карточки .)

- Я довольна вами, вы очень хорошо работали.

- Урок окончен. Всем спасибо.


































Приложение

Музыкальная физминутка «Добрый жук»



Встаньте, дети,

встаньте в круг, 
Встаньте в круг,

встаньте в круг! 

Жил на свете

добрый жук, 
Старый добрый

друг. 

Вступление – выходят из-за парт.

Руки на пояс, ноги на ширине плеч.

Наклон головы вперёд

И.п. (голова прямо)

Наклон головы назад

И.п. (голова прямо)

Наклон головы вправо

И.п. (голова прямо)

Наклон головы влево

И.п. (голова прямо)

Никогда он не ворчал, 
Не кричал, не пищал,
 
Громко крыльями трещал,
 
Строго ссоры запрещал.
 

Круговые движения плечами вперёд

//-//-//-//

Круговые движения плечами назад

//-//-//-//


Встаньте, дети,

встаньте в круг, 
Встаньте в круг,

встаньте в круг! 

Ты мой друг,

и я твой друг, 
Старый верный

друг! 

Наклон туловища вправо

И.п. (прямая стойка)

Наклон туловища влево

И.п. (прямая стойка)

Наклон туловища вперёд

И.п. (прямая стойка)

Наклон туловища назад

И.п. (прямая стойка)


Полюбили мы жука-_ 
Старика - добряка, -
 
Очень уж душа легка
 
У него, весельчака.
 

Поднимаем прямые руки через перёд вверх, сжимая и разжимая пальцы

Опускаем руки вниз до уровня груди

Хлопки





Встаньте, дети,

встаньте в круг, 
Встаньте в круг,

встаньте в круг! 

Ты мой друг,

и я твой друг, 
Старый верный

друг! 

На проигрыш высокое поднимание согнутой ноги по очереди правой и левой

4 глубоких приседания.


Вдох, выдох


Стряхивание рук и ног.




Сесть за парты.







САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

математики в 4 классе

по теме «Закрепление. Величины»,

проведённого учителем начальных классов

Красиной Ириной Николаевной



Вопросы для самоанализа

Примерный план самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Данный урок относится к разделу «Величины».

Данный урок является последним в этом разделе.

Урок опирается на знания учащихся о величинах: массе, длине, площади, времени, умения преобразовывать, сравнивать единицы величин, решать задачи на определение начала, конца и продолжительности событий.

Урок будет связан с последующими уроками в разделе «Сложение и вычитание», «Умножение и деление» по теме «Действия с величинами».

Тип урока: Урок- закрепление.

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по математике для 4 класса начальной школы.

Обучающие:

- закрепление знаний об изученных величинах и их единицах измерения;

- упражнение в преобразовании, сравнении единиц измерения массы, длины, площади и времени;

- совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи и уравнения.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, связной речи, воображения;

- развитие умений приступать к решению задачи после продумывания хода решения, выстраивая логическую цепь рассуждений.

Коррекционная:

- совершенствование умений отвечать на поставленные вопросы учителя полными ответами;

- формирование точности в координации движений.

Воспитывающая:

- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, усердия, аккуратности в работе; взаимовыручки, умений сотрудничать в паре; привитие интереса к предмету.

Урок цели достиг. Решение задач реализовывалось через основные методы, использованные на уроке:

  • объяснительно – иллюстративный и деятельностный метод:

  • постановка учебной задачи через создание мотивации, желания вступить в действие),

  • чёткая формулировка цели урока,

  • закрепление детьми знаний в ходе совместного обсуждения, диалога, а не объяснения учителя, т.е. совместная учебная деятельность.

  • закрепление – усиление усвоения материала через многократное проигрывание учебного материала.

  • самостоятельная работа с проверкой в классе

  • повторение и актуализация опорных знаний было использовано в течение всего урока.

Обеспечение систематизации знаний через:

  • разумное соотношение «старого» и «нового»;

  • опора на изученный материал.

Целостность урока была обеспечена не только темой урока, но и темой необычного путешествия в сказку «Золушка» Шарля Перро – (дети работали «помощниками»: выполняли задания)

С точки зрения методического аспекта, использовались разнообразные приёмы и методы (сравнение, сопоставление, занимательные моменты, имеющие познавательный смысл и способствующие развитию учащихся), использовались разнообразные виды учебной деятельности, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы, использование дидактического материала.

3.

Выбор структуры урока.

Структура урока соответствует уроку закрепления.

Этапы урока:

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

2. Самоопределение к учебной деятельности.

3. Устный счёт.

а) Решение задачи № 1.

б) Решение задачи № 2.

в) Тест «Единицы площади».

4. Закрепление пройденного материала.

а) Работа с единицами времени.

б) Минутка чистописания.

в) Решение задачи с единицами длины.

5. Физкультурная минутка.

6. Сравнение единиц длины.

7. Гимнастика для глаз.

8. Преобразование единиц массы.

9. Работа по учебнику.

а) Решение уравнений – работа по учебнику с. 54, № 15 (в парах).

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока. Оценивание.

5.

Оценка содержания урока.

На протяжение всего урока , на всех этапах были использованы задания на развитие психических процессов :

- Внимания (устойчивость, переключаемость, концентрация)

- воображения

- памяти

- мышления (самостоятельность, логичность, обобщение)

Я считаю, что урок содействовал формированию положительных качеств личности (желание помочь другим), развитию нравственных и эстетических чувств, воспитанию интереса к математике и мотивации к учению.

Был учтён социальный аспект урока:

  • межпредметные связи и связь с жизнью

  • формирование навыков личностного общения (умения слушать, высказывать свои мысли, участвовать в диалоге)

  • осознания значимости процесса обучения (для чего нужны данные знания)

  • воспитание дисциплины и прилежания

На уроке создан благоприятный моральный климат:

  • создание ситуации успеха и оптимистического настроения

  • возможность свободного проявления эмоций

  • психологическая поддержка и воспитание уверенности в каждом ребёнке

  • эмоционально-положительное восприятие ребёнка

На уроке соблюдались санитарно-гигиенические нормы :

  • освещённость

  • использовалась физ .минутка, гимнастика для глаз.

  • наблюдение за правильной осанкой

  • удалось избежать учебных, эмоциональных и физических перегрузок

В целом, я считаю, урок прошёл успешно
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!