МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок на семинаре
для молодых специалистов
по русскому языку
По теме: « Алфавит».
2 класс
Провела учитель I квалификационной категории
Тишкина Н. Ю.
28 октября 2015г.
Организационный момент. Включение в урок. Мотивация на урок.
- Проверили готовность к уроку. Тихо сели.
- Сегодня мы выполним много различных заданий, вы должны быть внимательными, сосредоточенными, чтобы верно выполнить.
- Открыли тетради и проверили запись числа. Сегодня 28 октября, классная работа.
- Отгадайте загадки:
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
Как называется он? (Алфавит).
Эта книга не простая
По ней буквы изучают (Азбука)
II. Определение темы и задачей урока. Целеполагание.
- Как вы догадались?
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Давайте запишем нашу тему урока.
- Так что это алфавит или азбука? (это буквы, каждая буква занимает своё определённое место и каждая буква имеет своё начертание)
- Какие вопросы вы хотели бы задать по этой теме?
Для чего нужен алфавит? (чтобы читать, писать, использовать в жизни)
Где его используют? (слайды 1 - 7)
Нужен ли нам алфавит?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Узнать историю создания азбуки
Вспомнить алфавит
Научиться пользоваться им
Откуда и когда появились буквы
III. Актуализация знаний. Словарная работа.
- А теперь послушайте «азбука» и «алфавит», что это за слова? (синонимы)
- Что такое синонимы? (слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению)
- Есть ли это слово в орфографическом словаре? (да)
- Значит его надо запомнить. Записываем, ставим ударение и подчёркиваем буквы, которые надо запомнить.
IV. Повторение изученного материала.
- Вспомните, что вы знаете об алфавите из 1-ого класса?
Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка
Слово «азбука» образовалось от названия двух букв «АЗ» и «БУКИ»
Создателями были Кирилл и Мифодий (слайд 8)
- Правильно, создателями были греческие монахи и более 1000 лет назад они создали азбуку. И называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА. Вот она перед вами у каждого на столе и на экране (слайд 8).
- А это 1-ая страница азбуки. Давайте с моей помощью попробуем её прочитать.
1 предложение (в переводе): Эта малая книга, которую мы видим.
2 предл-ие: названная азбука.
3 пред-ие: которая была напечатана по указу царя.
Бысть
4 пред-ие: вам молодым для учёбы.
5 пред-ие: ты же учащийся этому внимай.
V. Исследовательская работа.
- Я предлагаю вам стать научными исследователями и посмотреть как изменилась наша азбука за 1000 лет.
- 1-ое ваше ЗАДАНИЕ:
- посчитать сколько букв в нашем сегодняшнем алфавите (33) и сколько их было в кириллице (43)?
- Значит мы делаем какой вывод?
- 10 букв исчезли!!! А если посчитать? (13 букв исчезли, а 3 буквы добавились – это Й, Ё, Э)
2 ЗАДАНИЕ:
- найти 10 исчезнувших букв

они превратились в одну нашу букву «З»

стала одна наша буква «И»

исчезла, ушла в англ. язык

просто исчезла
И две последние строчки исчезли вообще.
3 ЗАДАНИЕ:
- Какие буквы есть в нашей азбуке, но не было в кириллице? (подсказка: их -3!)
(это: Й, Ё, Э)
- Алфавит раньше учился в течении 1-ого месяца и только после того как его выучили, переходили к …(русскому языку?) нет, чистописанию! Потому что научиться их писать было очень трудно. Каждая буква это было произведение искусства. Но сейчас скорость жизни изменилась и надо писать буквы быстрее. Поэтому мы сейчас попробуем писать с вами буквы. Вот у вас есть строчки прописи, берёте чернила, гусиное перо (это не шариковая ручка – им не надо махать!) и пробуем писать самую простую букву – это , а рядом напишите сегодняшнюю букву а.
А теперь перейдём к самой сложной букве – кси - это сегодня были бы 2 буквы К и С.
![]()
За каждую кляксу учитель раньше бил по пальцам розгами! Представляете как раньше было тяжело учиться, не то что сейчас!
VI. ФИЗМИНУТКА
Песня про азбуку
VII. Поиск решения.
-Давайте вспомним алфавит. (Используется ЦОР к учебнику "Русский язык" 1 класс авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.)
-Восстановите алфавит. Назовите буквы.
-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц.
-Перед буквой с.
VIII. Практическая работа по использованию алфавита. Развитие умений, применение теоретических положений в практике.
- А теперь применим свои знания алфавита на практике.
- Разбиваемся на три команды по рядам.
1 ряд – вы должны быстро расположить в алфавитном порядке названия летних месяцев (август, июль, июнь, октябрь)
- Какое слово здесь лишнее и почему?
2 ряд – вы должны быстро расположить в алфавитном порядке дни недели (воскресение, вторник, среда, четверг )
- Какое слово здесь лишнее и почему?
3 ряд – вы должны помочь библиотекарю расставит на полках книги следующих авторов: (Барто, Житков, Сладков, Чарушин)
- Какое слово здесь лишнее и почему?
IX. Практическая проверка знания алфавита. Работа с учебником Канакиной В.П.
- Теперь давайте применим наши знания об алфавите на практике. Открываем учебники на стр.82 . В тетрадях записываем Упражнение №123.
-Читаем 1-ое задание.
ЭСКИМО – мороженое
ЧАЩА – частый лес
УХА – суп из рыбы
КАША – блюдо из круп
Каша, уха, чаща, эскимо.
РЫБАКИ ВАРИЛИ УХУ НА КОСТРЕ ИЗ СВЕЖЕГО УЛОВА.
X. Рефлексия. Самооценка. Подведение итогов урока.
-Оцените свою работу на уроке, свою активность.
- Кто остался доволен своей работой?
- Что на уроке осталось непонятным?
(Дети дают оценку своей деятельности, рассматривая слайд №11 и отвечают:
Узнал
Я запомнил
научился
удивился
Узнали новые понятия, запомнили новое слово
ВЫВОД: все задачи выполнены!
- Мы с вами сегодня вспомнили алфавит, узнали глубже его историю, сравнили как настоящие исследователи. Ну и теперь вы можете ответить на вопрос:
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН АЛФАВИТ? (чтобы читать и писать, постигать науки, быть грамотными)
- Не случайно древние говорили на Руси:
«СНАЧАЛА АЗ ДА БУКИ, А ПОТОМ ВСЕ НАУКИ» (НА ДОСКЕ)
XI. Домашнее задание.
- Раскрасить заглавные буквы кириллицы.
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.
Цели урока.
Предметные:
способствовать прочному запоминанию последовательности букв в алфавите;
развитие умения правильно называть буквы;
развитие умения практического использования алфавита.
Регулятивные:
Коммуникативные:
создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, работать в группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные: