СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Управление при словах, близких по значению»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Управление при словах, близких по значению»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Управление при словах, близких по значению»»



Открытый урок

по русскому языку в 11 классе

Проведен 09.11.2018

Тема урока: «Управление при словах, близких по значению»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока

  1. Учебная: повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа, помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.

  2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка, развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

  3. Воспитательная: развитие культуры речи, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных качеств.

Эпиграф:

Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока: Управление при словах, близких по значению. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.

  • Как вы думаете, что имел в виду А.С. Пушкин?

  • Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Н.В. Гоголь говорил: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего». Но в языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «...Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует - они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

  • Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

  • Сегодня мы будем учиться говорить правильно.

  1. Работа по теме урока.

  1. Введение в тему.

  • Составьте и запишите словосочетания.

Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).

Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына). Доволен (результат) - рад (приезд).

Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка). Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).

Проверка:

Иметь (что?) выдержку - обладать (чем?) выдержкой.

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне - тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына.

Доволен (чем?) результатом - рад (чему?) приезду.

Предостеречь (от чего?) от ошибок - предупредить (о чем?) о поездке. Удивляться (чему?) мужеству - восхищаться (чем?) восходом солнца.

  • Определите вид подчинительной связи в получившихся

словосочетаниях. (Управление)

  • Какой вид подчинительной связи называется управлением? (Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже)

  • При составлении каких словосочетаний вы испытывали затруднения? Почему? (В роли главных слов выступают слова, близкие по значению, а зависимые слова стоят в разных падежах)

  • Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

Слово учителя

- Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексических значений, но и синтаксическими особенностями. Например, два глагола с одним значением требуют разных падежей существительных (т.е. имеют разное управление). Не все нормы управления одинаково прочны, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения. Некоторые нормы легко подвергаются искажению. В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает грамматическая ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.

Во время сдачи экзаменов вам предстоит написать сочинения по русскому языку и литературе. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами выбора нужной падежной формы и подходящего предлога. Перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) построить то или иное предложение.

Поэтому сегодня на уроке мы будем работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.

  • Обратимся к учебнику (п. 70, с. 258-259).

  • Почему примеры, приведённые в учебнике, разбиты на две группы?

  • Помимо синонимов в русском языке однокоренные слова разных частей речи также могут иметь разное управление:

уДивляться его терпению - уДивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку - рассержен глупой шуткой.

В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов. Поэтому надо быть очень внимательными при выборе падежа зависимого слова в таких словосочетаниях.

Например:

  • верить в побеДу - уверенность в побеДе;

  • заменить старую Деталь новой - сменить старую Деталь на новую;

  • плат ит ь/заплат ит ь/уплат ит ь за проезД - оплат ит ь проезД;

  • плата за телефонный разговор - оплата телефонного разговора;

  • подключиться к разговору - включиться в разговор;

  • различать Друзей и врагов - отличать Друзей от врагов;

  • сверять фотографию с оригиналом - проверять время по телефону.

ВЫВОД:

- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения паДежей и преДлогов, уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову, а также знать лексическое значение слов).

- У вас в файлах лежат таблицы, в которых приведены случаи управления в однокоренных и синонимичных конструкциях. Выполняя задания на уроке, при необходимости используйте эту таблицу. Дома положите её в папки со справочным материалом.

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной

смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Вариант управления

Вариант управления

ОбиДеться на что? на эти

слова

Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об

экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересован в чем? в

результате

Заинтересовать

чем? рассказом


РаДоваться чему? поДарку

Обрадован чем? поДарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем? на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и преДлогом

Отличие чего? от чего? союза от преДлога

(У, за)платить за что? за проезД

Оплатить что? проезД

Превосходство над кем?/чем? наД врагом

Преимущество перед кем?/чем? переД противником

Удивляться

чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на

шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание

чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком? в себе

Верить (вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный Для чего? Для

текста

Тренировочные упражнения на закрепление

- Разноуровневые задания.

  1. Упр. 397 (уровень А).

  2. Упр. 400 (уровень В).

  3. Упр. 399 (уровень С) (предложения 1- 4).

  • Взаимопроверка.

«2».

Без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки - «3», 5 и более ошибок -

  • Тест № 1

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.

Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.

  1. Подруга интересуется о моём здоровье.

Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.

Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.

  1. Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.

  1. Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.

Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.

Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.

  1. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.

Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!

Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.

  1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством.

Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.

Самопроверка

1 в, 2 б, 3 а, 4 г, 5 в.

Без ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок - «2».

  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

  2. Наблюдение над употреблением в речи предлогов (сообщение учащегося).

- Достаточно частотны в речи ошибки при использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги С и ИЗ синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

  • Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:

спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

  • Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу: выйти из комнаты, выбраться из ямы.

  • Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов.

Например:

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки - приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины - употребляется

конструкция: приехать из Украины.

  • Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов В и НА при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог В имеет значение - «внутри чего-нибудь», На - «на поверхности чего-нибудь».

В большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:

а) с географическими объектами сочетается предлог в: в гороДе, в Сибири, в Белоруссии;

б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;

в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;

г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах - значит «в горах, среди гор»; события на Балканах - значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах - значит «на поверхности гор».

• Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с, часто зависит только от традиции.

Например:

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах - находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

• При указании на иностранное государство употребляется предлог в, поэтому сейчас нормативной становится и конструкция - жить в Украине.

  1. Закрепление.

Тест № 2

№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:

  1. приехать (Греция)

  2. путешествие (Эльбрус)

  3. уехать (Кавказ)

  4. поехать (Крым, Белоруссия)

№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:

  1. приехать (Франция)

  2. выйти (автобус)

  3. вернулись (Москва)

  4. преклонение (талант)

№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:

  1. уверенность (победа)

  2. управляющий (филиал)

  3. оплатить (проезд)

  4. тормозить (развитие)

№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:

  1. вернуться (Кавказ)

  2. выйти (троллейбус)

  3. взять (полка)

  4. приехать (Алтай)

Самопроверка

№ 1 № 2 № 3 № 4 ответы 1, 4 1, 2, 3 2, 3, 4 1, 3, 4

Без ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», 3 ошибки - «2».

  1. «Лингвобол».

- Выберите нормативные варианты употребления словосочетаний.

Аннотация на книгу - аннотация книги

Свойственный автору - свойственный для автора

Уверенность в победу - уверенность в победе

Оплатить проезд - оплатить за проезд

Выйти из автобуса - выйти с автобуса

Уверенность собой - уверенность в себе

Преклонение героям - преклонение перед героями

Взывать о помощи - взывать к помощи

Обидеться на слова - обидеться словам

Уделять внимание на мелочи - уделять внимание мелочам

Опираться на научные данные - опираться на научных данных

Наполненный воды - наполненный водой

Превосходство над ним - превосходство перед ним

Отзыв о монографии - отзыв на монографию

Подключиться к разговору - подключиться в разговор Обучение по английскому языку - обучение английскому языку

  1. Рефлексия.

Задание «Оратор»

Дома вы подготовили устное выступление на 1 минуту, с помощью которого должны убедить своих одноклассников в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  1. Домашнее задание.

П.70, упр. 398, рассказать об употреблении предлога ПО, показать его своеобразие, подобрать примеры.

Оценка знаний.

  1. - Составьте и запишите словосочетания.

Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).

Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына). Доволен (результат) - рад (приезд).

Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка). Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).

1. - Составьте и запишите словосочетания.

Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).

Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).

Доволен (результат) - рад (приезд).

Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).

Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).

  1. - Составьте и запишите словосочетания.

Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).

Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).

Доволен (результат) - рад (приезд).

Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).

Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).

  1. - Составьте и запишите словосочетания.

Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).

Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).

Доволен (результат) - рад (приезд).

Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).

Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца)

  1. Взаимопроверка: Упр. 399 (С)

  1. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет о положении пореформенного крестьянства. Некрасов с глубоким сочувствием описывает тяжелую судьбу женщины-крестьянки. 2) Арина

Петровна попрекала сирот-племянниц каждым куском хлеба. Павла Владимировича снова упрекала она в недостаточной почтительности. 3) В разговоре собеседники коснулись самых разнообразных вопросов. Они говорили о самых разнообразных делах. 4) Мать тревожилась за судьбу сына. Она беспокоилась о состоянии его здоровья. Упр. 397 (А)

  1. Пловец был недоволен своим результатом. Пловец был разочарован в своём результате. 2) Учительница была награждена орденом. Она была удостоена высокой правительственной награды. 3) Старый рабочий поделился своими воспоминаниями. Он рассказал о строительстве цеха. 4) Опытный каменщик посвятил слушателей во все детали организации труда. Он говорил о полном использовании рабочего времени. Упр. 400 (В)

  1. Учительница уделяла много внимания работе с отстающими учениками.

  2. Страшная жара препятствовала нормальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно обращалась с книгами. 4) Банка была полна воды. 5) Ваня рассказал о своих впечатлениях от поездки в Москву.

Без ошибок - «5», 1 - 2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки - «3», 5 и более ошибок - «2».

Тест № 1

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.

Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.

  1. Подруга интересуется о моём здоровье.

Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.

Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.

  1. Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.

  1. Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.

Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А) С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.

Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.

В) Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.

Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!

Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.

  1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.







Тест № 2

№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:

  1. приехать (Греция)

  2. путешествие (Эльбрус)

  3. уехать (Кавказ)

  4. поехать (Крым, Белоруссия)

№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:

  1. приехать (Франция)

  2. выйти (автобус)

  3. вернулись (Москва)

  4. преклонение (талант)

№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:

  1. уверенность (победа)

  2. управляющий (филиал)

  3. оплатить (проезд)

  4. тормозить (развитие)

№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:

  1. вернуться (Кавказ)

  2. выйти (троллейбус)

  3. взять (полка)

  4. приехать (Алтай)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей