МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛАКИНСКАЯ ООШ ИМ.Д.А.РАДЖАБОВА»
Открытый урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной"
ВЫПОЛНИЛА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
АБДУЛАГАЕВА З.А
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной"
Цели урока:
Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века;
Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;
Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев
Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь.
Подготовка к уроку:
Учащиеся делятся на пять групп, собирают материалы по теме:
должны знать содержание произведений М. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"; Л. Петрушевской "За стеной";
выписать пословицы, поговорки, крылатые выражения о совести;
провести опрос среди учащихся и учителей "Что такое совесть?"
обзор периодической печати "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Известия" и др. - стать, затрагивающие проблему совести.
Работа со словарями (выписать значение слова "совесть")
Нарисовать совесть
Учитель
Продумать оформление доски
Написать высказывания
Разбить учащихся на группы
Подготовить раздаточный материал
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. (1 слайд)
2 слайд "Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности"
3сл Объясните своими словами, что такое совесть?
4сл. Трудный вопрос. Кто-то считает, что это незримый судья, с мнением которого нельзя не считаться, а для кого-то совесть - это десятки безмолвных свидетелей, в чьей памяти живут все наши поступки.
5сл. Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести?
6сл. Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?
- Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.
- Выберите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.
6 сл. Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?
Итак, целью урока является выявление степени актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века. За основу мы взяли сказки М. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л. Петрушевской "За стеной"
7 сл. Эпиграфы
Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце; совесть - незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма:
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь"
"Жалок тот, в ком совесть нечиста"
(А. С. Пушкин "Борис Годунов")
"Совесть - это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал", "Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом" (Л. Н. Толстой)
"Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей совести" (Д. С. Мережковский).
Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
Овидий
Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит - испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем.
Антуан де Сент-Экзепюри
Чего не запрещает закон, то запрещает стыд.
Чистая совесть - есть постоянный праздник.
Сенека
Есть два желания; исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.
Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
Лев Николаевич Толстой
- Какое слово здесь является ключевым? Оно сегодня и будет в центре нашего разговора на уроке (в центре доски пишу "Совесть")
- О каком вечном споре идет речь? (о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти)
- Сегодня мы увидим, с какими нравственными категориями связанна совесть
8,9,10сл. (На доске записано "Добро")
- Выберите высказывания, связанные с темой нашего урока. Объясните выбор.
(ребята используют изречения, подобранные дома)
-11 сл. Учащиеся провели блиц-опрос среди учителей и учащихся школы, к которым обращались с вопросом: "Что такое совесть?"
(учащиеся комментируют результаты опроса)
12,13 сл. Посмотрим, как часто эта тема затрагивается в периодической печати. (Выступления учащихся, которые работали по этому блоку)
- Какой вывод можно сделать?
14 сл. Тяга к материальным ценностям настолько сильна, что духовное, нравственное начало ушло на задний план.
- Попытайтесь раскрыть этимологию слова "совесть", подберите однокоренные слова.
15 сл.
Совесть - весть, вестник, ведать, ведение.
16сл.Эти слова близки по смысловой основе к слову "знание", а "вестник" с греческого языка - "ангел".
- Что же у нас получилось?
Со-знание, со-весть
Соотносим со словами Д. Мережковского.
- Во многих литературных произведениях героя мучила совесть.
(Пушкин "Маленькие трагедии", Достоевский "Преступление и наказание",
Л. Толстой "Война и мир", Паустовский "Телеграмма", Астафьев, Распутин, Д. Гранин, Д. Лихачев. и т.д.)
17 сл. Давайте представим, что пропала совесть, как это предлагает нам сделать Салтыков-Щедрин (читается I абзац сказки)
- Какие слова в I абзаце часто повторяет автор? Почему? ("По-старому", "ничто")
- "С кем и с чем" Салтыков-Щедрин сравнивает совесть? Какие слова для неё подбирает?
("Надоедливая приживалка", "последнее иго", "негодная ветошь", "вопиющее безобразие", "бедная изгнанница", "несчастная находка"). О чем это говорит?
- Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть? Проследите, как изменяется человек под её влиянием.
Электрическая струя / освобождение от винных паров / Горькое сознание действительности / Страх / воображение, память / Суд /.
- Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд".
- Когда это произошло? Соотнесите с названием произведения.
18 сл. Почему люди не захотели жить с совестью? Найдите ответы в тексте.
"И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; "с ней (совестью) пропадешь, как собака!""
- Как отвечает писатель на вопрос нашего урока? Современна ли совесть?
(Читается выразительно последующий абзац сказки)
- Что же исчезнет, когда появится совесть?
19 сл. Обратимся к сказке Людмилы Петрушевской "За стеной".
- Чем объясняется выбор жанра писательницы, тоже говорящей о совести?
- Чем эта сказка отличается от сказки Салтыкова-Щедрина?
- Почему писательница дала такое название своему произведению?
(Сначала люди, живущие за стеной, потом двери палаты открываются, распахнувшись, и герой попадает под влияние совести, ощущает необходимость жить ради других, руководствоваться вечными законами.)
- Почему у героев в начале сказки нет имен?
- Какие слова часто встречаются на I странице и почему? Ответ аргументируйте.
(Больше всего отрицательных местоимений, наречий: "кто-то", "ни днем, ни ночью", "никто, никогда", и т.д.)
- Почему действие происходит в больнице? Понаблюдайте за глаголами, характеризующими пока ещё безымянного героя. Что вы заметили? Прокомментируйте наблюдение.
20 сл. Что вы узнали о прежней жизни героя? Какими словами передается душевное состояние героя?
("Летал", "чувствовал ещё себя плоховато", "мешал спать разговор за стеной", "выходил из палаты", "сидел, читал газеты", "думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей", "плохо со сном", "дома никто не ждал", "родители умерли", "разошелся с женой", "выздоравливал медленно", "жил с заложенными ушами", "пошаливают нервы", "вдруг ожил", "разговор за стеной прекратился", "вышел, не в силах больше лежать", "дверь распахнута настежь".)
- Когда у героя началась настоящая, новая жизнь и появилось имя?
- С каким понятием ассоциируется слово "совесть", когда герой меняется?
21 сл.(красота внутренняя на доске пишу "Красота")
- Что почувствовал герой, когда увидел женщину на носилках?
(До этого он только слыша её голос, а теперь увидел самое обычное, безобразное тело, "как будто ударил в самое сердце").
22 сл. На доске пишу Сердце.
- Чем было прекрасно лицо женщины?
("Печальное, белое, простое, и безнадежно спокойное:")
23.сл. Зачем писательница вводит диалог двух санитарок?
(реакция окружающих на чужое несчастье, то, чем живет большинство)
- Что вызвало у них негодование?
("К ним в палату и заходит было тяжело. Я все думала, что это она так радуется, сама в положении, муж у нее помирает, а она как на именинах сидит
- Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила.")
- Чему же радовалась женщина?
- В чем, по-вашему, заканчивается цель её жизни?
Смерть… А ведь это всего лишь дверь в другую комнату, комнату свиданий под названием «Совесть», где вас будут ждать те, кого вы однажды обманули или обидели, и где вы будете ждать тех, кто однажды обманул или обидел вас.
Зачем! — А чтобы встретиться, посмотреть друг другу в глаза… и попросить прощения
- Что болело у героя? Случайно ли это?
24 сл. Как изменилось самочувствие Александра после того, как он отдал деньги?
- Почему герой сказал - состоятельный человек? О чем это говорит?
(Труднее обрести ни в чем не нуждающемуся человеку. Таких людей в нашем обществе всё больше.)
- В чем причина его болезни?
(пересказ эпиграфа встречи с беспризорным, замерзшим мальчиком, соотнесенность с рассказом Л. Толстого "Где любовь, там и бог".)
25 сл. Что же незримо передается от женщины к Александру?
(Записываем на доске: Вера, бескорыстие, готовность жить для других, чувство самопожертвования)
- Как изменилась жизнь героя после того, когда он отдал все, что у него было? Что он почувствовал?
26 сл. ("Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне").
- Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.
- Только ли Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины?
(Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде Я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.)
- Когда же наступает настоящее прозрение для героя сказки?
("Защемило сердце", "он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку")
- Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему? С чем это связанно? В чем идея сказки?
27 сл. Образ Христа, связанный с темой предательства: "Врачу в больнице он пытается что-то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его предал:". Это говорит о важности проблемы в современном обществе, о грехе и искуплении, о падении и исцелении, прозрении человека, живущего в нравственной темноте.
"Жизнь без нравственного усилия есть сон" (Л. Толстой).
- Какое из произведений вы можете назвать более оптимистичным? Докажите.
Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова "Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы ставим себе кое-что? Ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо, понял?
28 сл А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.
- Вернемся к нашему вопросу: "Современна ли совесть?"
Да, совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь. А нам помогли задуматься над этом вопросам сказки.
29 сл. Окуджава
30 сл. Мы увидели, что совесть объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвование и приводит к очищению.
31 сл. Найдите, чем закончилась сказка Салтыкова-Щедрина.
Домашнее задание
- составить азбуку нравственных понятий. (I группа)
- систематизировать пословицы, поговорки, по теме. (II группа)
- обработать данные опроса и составить диаграммы (III группа)