СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Драма Александра Николаевича Островского «Гроза». Обитатели города Калинова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку

Тема: Драма Александра Николаевича Островского «Гроза». Обитатели города Калинова. 10 класс

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма проведения: интегрированный урок-исследование (интеграция с историей и МХК).

Цель урока: дать характеристику городу Калинову и его обитателям.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с городом Калиновым и его жителями, их нравами и обычаями.

Воспитательные: формировать духовно-нравственные качества личности, гуманистическое мировоззрение.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением, находить главное и делать выводы.

Планируемый результат:

Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Коммуникативные: умение организовывать самостоятельную деятельность, владеть письменной и устной речью, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: работать с текстом, выбирать из текста главное, соответственное содержанию задания.

Предметные: развивать познавательные интересы.

Методы и приемы: проектно-исследовательский метод.

Оборудование: текст пьесы А.Н.Островского «Гроза», картина Бориса Кустодиева «На Волге», скелет человека.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, самостоятельная и коллективная.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Драма Александра Николаевича Островского «Гроза». Обитатели города Калинова"»

Аннотация к уроку

Тема: Драма Александра Николаевича Островского «Гроза». Обитатели города Калинова. 10 класс

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма проведения: интегрированный урок-исследование (интеграция с историей и МХК).

Цель урока: дать характеристику городу Калинову и его обитателям.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с городом Калиновым и его жителями, их нравами и обычаями.

Воспитательные: формировать духовно-нравственные качества личности, гуманистическое мировоззрение.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением, находить главное и делать выводы.

Планируемый результат:

Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Коммуникативные: умение организовывать самостоятельную деятельность, владеть письменной и устной речью, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: работать с текстом, выбирать из текста главное, соответственное содержанию задания.

Предметные: развивать познавательные интересы.

Методы и приемы: проектно-исследовательский метод.

Оборудование: текст пьесы А.Н.Островского «Гроза», картина Бориса Кустодиева «На Волге», скелет человека.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, самостоятельная и коллективная.


















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя.

1

II. Проверка домашнего задания

Давайте вспомним, какого автора, какое произведение мы начали изучать?


- Что вы знаете о создании этого произведения?






- Кто является главными героями пьесы?

Отвечают на вопросы:

- Мы начали изучать произведение Александра Николаевича Островского и его драму «Гроза».

- Есть предположение, что драма была создана по реальным событиям, которые произошли в 1859 году с девушкой из Костромы – Александрой Клыковой. Во время следствия выяснилось, что обстановка в доме свекрови была напряженной, а муж не мог повлиять на ситуацию.

- Катерина, Кабаниха, Дикой.

2

III. Постановка учебных целей

На уроке мы будем заниматься исследованием текста произведения А.Н.Островского «Гроза».

Откройте тетради, запишите число и тему урока. По ходу записей подумайте, какая цель, и какие задачи вы поставите на урок, исходя из темы.

Обобщает: главная цель исследования - узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на основной вопрос: почему пьеса А.Н.Островского «Гроза» - драма. В чем суть конфликта?

Делают записи в тетради, обдумывают цель и задачи.




Ответы учащихся

3


IV. Изучение нового материала

  1. Работа по фотографии

Я предлагаю вам рассмотреть картину Бориса Кустодиева «На Волге» (МХК). Попытайтесь передать словами, что вы видите на ней. Какое впечатление она вызывает?

Вывод: Это изображение города Кострома, одного из городов прототипов города Калинова. Дело в том, что Островский собрал образ Калинова из деталей других провинциальных городов: Торжок (местные нравы), Кинешма (сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей), Кострома (живописная местность). Таким образом, Калинов – это обобщенный образ провинциальных городов России.


  1. Работа с текстом

А теперь найдите описание города Калинова одним из героев. Кто дает это описание?





Подведите итог: как изображен город Калинов?


  1. Самостоятельная работа

Сейчас вы будите самостоятельно исследовать текст произведения. Найдите информацию о людях, живущих здесь, о взаимоотношениях между ними, о нравах. Информацию помечайте карандашом (действие 1-3), а затем запишите качества, которыми обладали обитатели города Калинова, на листе (на партах) с изображением человека: 1 вариант: качества «темного царства», 2 вариант – «светлого царства».



















Вывод: Как изображены люди города Калинова?

 Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга?








Кто из героев является самыми главными представителями этого «темного царства»?

Есть ли герои, которые протестуют против такого отношения?








Таких людей создавала эпоха.

- Какие исторические события пересекаются с событиями произведения? (История)


1. Рассматривают, а затем описывают картину.

- Данная картина вызывает восхищение, умиротворение, восторг. Она передает всю красоту природы.

















2. - «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу».

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

«Восторг! , какая красота в природе разлита». Кулигин.

Вывод: красивый город.


3.Работают с текстом, карандашом делают пометки.

            «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.
            «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.

Заполняют лист качествами (проект):



- Злые, лицемерные.

- Островский использует прием противопоставления (антитеза). С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».

- Кабаниха и Дикой.

- Да. Но есть и такие, кто готов терпеть. Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»; добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери; Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»; образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.


- С 1859-1861 годы в России была революционная ситуация, которая сопровождалась классовой борьбой, бедствием угнетенных масс, ухудшением экономического положения крестьянства, зверством крепостных. Эти и другие события России того периода времени и отразились в произведении «Гроза». Пьеса была написана за несколько лет до отмены крепостного права.

15-23

V. Закрепление изученного материала

 


5

VI. Итоги урока

Так какая цитата отражает реальную жизнь в городе Калинове? Каково ваше отношение к его жителям? Какие стороны конфликта увидели мы в первом действии драмы? Почему же все-таки Островский называет свое произведение драмой?

Вывод: Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.

- Подводят итоги урока (ответы учащихся на вопросы).

- «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Отрицательное. Противостояние интересов.

2

VII. Рефлексивно-оценочный

- Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

Оцениваются более активные учащиеся.

- Выполняют поставленную задачу.

3

VIII.Домашнее задание

Комментируют домашнее задание.

Дочитать драму «Гроза». Охарактеризовать Катерину и ответить на вопрос: «В чем заключается трагедия Катерины?»

- Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.

1





Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!