IV. Изучение нового материала | Работа по фотографии Я предлагаю вам рассмотреть картину Бориса Кустодиева «На Волге» (МХК). Попытайтесь передать словами, что вы видите на ней. Какое впечатление она вызывает? Вывод: Это изображение города Кострома, одного из городов прототипов города Калинова. Дело в том, что Островский собрал образ Калинова из деталей других провинциальных городов: Торжок (местные нравы), Кинешма (сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей), Кострома (живописная местность). Таким образом, Калинов – это обобщенный образ провинциальных городов России. Работа с текстом А теперь найдите описание города Калинова одним из героев. Кто дает это описание? Подведите итог: как изображен город Калинов? Самостоятельная работа Сейчас вы будите самостоятельно исследовать текст произведения. Найдите информацию о людях, живущих здесь, о взаимоотношениях между ними, о нравах. Информацию помечайте карандашом (действие 1-3), а затем запишите качества, которыми обладали обитатели города Калинова, на листе (на партах) с изображением человека: 1 вариант: качества «темного царства», 2 вариант – «светлого царства». Вывод: Как изображены люди города Калинова? Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Кто из героев является самыми главными представителями этого «темного царства»? Есть ли герои, которые протестуют против такого отношения? Таких людей создавала эпоха. - Какие исторические события пересекаются с событиями произведения? (История) | 1. Рассматривают, а затем описывают картину. - Данная картина вызывает восхищение, умиротворение, восторг. Она передает всю красоту природы. 2. - «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг! , какая красота в природе разлита». Кулигин. Вывод: красивый город. 3.Работают с текстом, карандашом делают пометки. «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье. Заполняют лист качествами (проект): - Злые, лицемерные. - Островский использует прием противопоставления (антитеза). С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами». - Кабаниха и Дикой. - Да. Но есть и такие, кто готов терпеть. Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»; добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери; Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»; образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. - С 1859-1861 годы в России была революционная ситуация, которая сопровождалась классовой борьбой, бедствием угнетенных масс, ухудшением экономического положения крестьянства, зверством крепостных. Эти и другие события России того периода времени и отразились в произведении «Гроза». Пьеса была написана за несколько лет до отмены крепостного права. | 15-23 |