Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном»
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний c фрагментом исследовательской работы.
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Целевые установки урока:
Предметные:
находить прилагательные в предложении, среди других слов по вопросу и признаку предмета;
ставить вопросы к прилагательным;
содействовать систематизации знаний учащихся об имени прилагательном;
содействовать развитию письменной связной речи учащихся.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять предложения по рисункам, используя прилагательные;
пополнять словарный запас подбором прилагательных к именам существительным;
развивать логическое и образное мышление при составлении предложений, при работе с пословицами;
развивать речь обучающихся.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;
познавательных – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию; взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.
Надпредметные умения:
запоминать и воспроизводить по памяти устные и письменные задания, отвечать на вопросы, формулировать гипотезы;
формулировать альтернативные варианты поиска и решения.
Личностные:
формирование представления о причинах успеха в учебе, выработка внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к учебному материалу и способам решения учебных задач.
Задачи урока:
• Выявить уровень знаний детей по данной теме.
• Развивать устную и письменную речь, выразительность, творческие способности, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас обучающихся.
• Формировать навыки самостоятельной работы.
• Воспитывать интерес к уроку русского языка, активность, самостоятельность, умение работать в паре.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм исследовательско - познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи; закрепить знания об имени прилагательном как самостоятельной части речи; проверить умение определять род, число, падеж имен прилагательных; активизировать умение использовать прилагательное в связной речи.
Демонстративный материал: презентация, индивидуальные таблички, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: учебник по русскому языку, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, колонки, экран.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока. Организационный момент. Приветствие.
Учитель:
Прозвенел звонок для всех,
Поприветствуем гостей,
Чтобы стало нам теплей!
Слайд 3. Картины природы
Учитель: стихотворение «ВЕСНА» читает Анна Косенкова
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Учитель:
Почему мы урок начали с прослушивания стихотворения «Весна»? (Ответы учащихся).
Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. На Руси первый яркий весенний праздник – день Весновки, отмечали 14 марта. По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну. Дети отыскивали первые проталинки и с этих предвестников окликали весну: «Приди, солнышко, и к нашим окошечкам». В дом приносили талую воду, мыли полы, поливали цветы. Все в доме начинало дышать весной.
- Назовите первый звук в слове весна? ([в׳])
- Дайте характеристику звуку. (cогласный, звонкий, парный ([ф׳]),
мягкий парный ([в]), на письме обозначается буквой "вэ".)
Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Но для начала подготовим наши пальчики для красивого письма.
Зарядка – разминка для пальцев.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Слайд № 5
Посмотрите внимательно на слайд № 6. Какие буквы здесь написаны? Не забываем следить за последовательностью написания, правильным соединением букв в данном ряду, делая правильный наклон. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Кто пропишет буквы поднимет руку.
Дети записывают строчки букв и соединений.
- Могут ли быть эти буквосочетания значимой частью слова? - Как она называется? (окончание).
II.Актуализация субъективного опыта.
1. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: определите тему нашего урока по стихотворению. (Работа фронтальная.) Слайд № 9
Ученик: чтение стихотворения « Черемуха» С. Есенина
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке блестит.
- Я жду от вас аргументированный ответ. (Ответы учащихся).
Слайд № 4
-Что вы можете рассказать о части речи, имеющей любое из данных окончаний? - Приведите примеры.
Слайд № 10
-Какие задачи поставим перед собой? (Ответы учащихся).
Слайд № 10
Ш. Основной этап. Организация взаимодействия с учащимися по теме урока. ( Раздать учащимся схему к исследовательской работе.)
Составить схему к исследовательской работе
Предлагаю представить нашу работу в виде солнца с лучиками. Солнышко – тема урока, лучики – содержание работы. Каждый учащийся в солнышке отобразит свое настроение на уроке: грустное, веселое, радостное, печальное.
1.Воспроизведение знаний об имени прилагательном как части речи.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Чтобы вспомнить все об имени прилагательном, необходимо выполнить задание
Примечание. На столе у вас лежат схемы, вам необходимо на протяжении урока их заполнять, чтобы увидеть ясную картину, что уже знаем, а над чем еще будем работать.
Игра: « Свободный микрофон!» (Слушаем всю известною информацию об именах прилагательных ). За основу взять стихотворение «Черемуха». ( Парная работа).
Г: Это самостоятельная часть речи
З:Обозначает признак предмета: (девочка) красивая, добрая, умная; (мальчик)надежный, старательный, умный.
Г: Отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Я. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-): изумрудно-зеленый (цвет), темно-красный (цвет).
Слайд № 10
Упражнение: на развитие умения выделять существенные признаки имени прилагательного
Инструкция. Даны 4 слов, 3 из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найти пятое слово.
А) красивая, высокая, душистая, весенняя
весенняя
Б) большая, маленькая, раскидистая, добрая
добрая
В) изумрудная, белоснежная, золотистая, фиолетовая
фиолетовая
6.Физминутка
Вы смелые? Веселые? (топают)
Умелые? Милые? (топают)
Ленивые? (хлопают)
Послушные? (топают)
Красивые? (топают)
Дружные? ( топают)
Крикливые (хлопают)
(Если «нет» - движение руками, если «да» - топают ногами).
Слайд 7,8
Прилагательные появились в стране «русского языка» удивительно несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа, падежа. И решили они пойти к существительным.
Милые существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать. Мы так всё приукрасим, что глаз не отвести.
Понравились имена прилагательные
существительным. Взяли существительные
их себе, а заодно и формы свои
прилагательным одолжили
Так и живут прилагательные с существительными до сих пор и во всем с ними согласовываются! В роде, числе, падеже!
Продолжение марафона по знанию имени прилагательного
Слайд 11
Выпишите из стихотворения словосочетания
Черемуха душистая
Серебряный ручей
Ветки золотистые
Зелень золотистая
Кисточки атласные
Серьги ясные
4.Систематизация. Составление кластера ( работа на доске и в тетради)

З: Изменяется по числам и падежа, в единственном числе – по родам в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного.
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
(Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам)
Г. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:
М.р. м.р. Ж.р. ж.р. ср.р. ср.р.
Слайд № 13
Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам:
Ед.ч.
Весенний день
Мн.ч .
Весенние дни
Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам:
М.р. Чудесный день
Ж.р. Ясная погода
Cр.р. Золотое утро
Красный, синий, голубой –
это будет род мужской
Женский род –
Она моя – самая красивая земля
Средний род – оно какое?
Наше солнце золотое!
Прочитайте
Посмотрите лексическое значение слова развесистая, душистая в толковом словаре.
-Сделайте вывод: как определить в каком числе стоит имя прилагательное?
(Определить число сущ., а имя прилагательное стоит в том же числе, что и сущ.)
С. Изменение имен прилагательных по родам
Мужской род Женский род Средний род
какой? какая? какое?
-ой,-ый,-ий -ая,-яя -ое, -ее
Л. У имен прилагательный мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание –ой всегда ударное, а окончания –ый, -ий всегда безударные.
Слайд № 15
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ие, -ые:
Маленький ручей. Черемуха душистая. Зелень золотистая. Ветки золотистые. Кисточки атласные. Серьги ясные.
А. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Г: Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.
Учитель: Как определить падеж имени прилагательного?
Я: Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.
Ю: Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа:
Слайд № 14
Докажите, что имена прилагательные изменяются по падежам
И.п. Какая? Душистая черемуха
Р.п. Какой? Душистой черемухи
Д.п. Какой? Душистой черемухе
В.п. Какую? Душистую черемуху
Т.п. Какой? Душистой черемухой
П.п. Какой? О душистой черемухе
Как изменяются имена прилагательные множественного числа?
Слайд № 15
Только по падежам.
И.п. Какие? Белые розы
Р.п. Каких? Белых роз
Д.п. Каким? Белыми розами
В.п. Какие? Белые розы
Т.п. Какими? Белыми розами
П.п. О каких? Белых розах
Слайд №17
Определяем падеж имен прилагательных

ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, ИСПОЛЬЗУЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
слайд№19
Морфологический разбор имени прилагательного слайд№19
Мы любовались душистой черемухой.
Душистой (черемухой) – прилаг., какой?, душистая, в ж. р., в т. п., в ед. ч.
весна
весенний
прил.
ед.ч.
Ж.р.
И.п.
Физкульминутка для глаз.
Работа по учебнику (упр. 149 стр. 85)
« Фразеологизмы»
Работа с фразеологическим словарем.
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов. Вносят многообразие в нашу речь. В переносном значении, в них скрытый смысл заложен. Нужны в речи, чтобы точно выразить свою мысль. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм. Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с историческими событиями (“Пусто, словно Мамай прошел”), третьи вышли из фольклора (“Царевна Несмеяна”, “страшнее кошки зверя нет”), некоторые из литературных произведений (“Гадкий утенок”).
Допишите фразеологизмы: жить чужим умом – не иметь собственного мнения; от чистого сердца – от всей души, искренне; сделать на скорую руку – сделать быстро, небрежно; черепашьим шагом – идти медленно; в ежовых рукавицах – в строгости; в добрый час – пожелание удачи.
Cлайд № 19
Мнемотехника на уроке
Сочинение учащейся сказки «О шести братьях падежах»
У родителей было 6 детей – 6 братьев. Когда ждали первого ребенка, родители думали какое дать ему ИМЯ, и назвали его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ. Второй РОДИЛСЯ – назвали РОДИТЕЛЬНЫМ. Третий брат любил делиться, был самым добрым. Его самое любимое слово было «На!» И он с легкостью давал, что имел. Его прозвали ДАТЕЛЬНЫЙ. Четвертый брат был большой озорник, за всяческие проделки его ВИНИЛИ – он назывался ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Пятый – творческая личность. Всегда ТВОРИЛ добрые дела. Он – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Шестой брат всем ПРЕДЛАГАЛ свою помощь, его любили и гордо называли ПРЕДЛОЖНЫЙ. Братья жили дружно, заботились друг о друге.
Творческая работа:
Урок какой?
Занимательный, творческий
Интересный, чудесный, прекрасны
Что самое дорогое в жизни человека
Стать духовно богатыми, доброжелательными,
Правдивыми, справедливыми.
Итоги урока
Чем занимались на уроке?
Учитель: Чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных нужно знать:
Нужна помощь из зала или мам или войти в интернет???????
3 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имен прилагательных, укажите их род, число, падеж.
Добр… слов… человеку, что дождь в засуху.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку Медную!
М. Цветаева.
Нелепый – лепый (красивый, великолепный);
Нещадный щадный (милосердный, щадящий.
В предложении прилагательные обычно выполняют роль второстепенного члена предложения и чаще всего бывает определением, подчеркивается волнистой линией. !!!!!!!!!!!
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Чтобы вспомнить все об имени прилагательном, необходимо выполнить задание
Морфологический разбор имени прилагательного
Разбирай имена прилагательные так:
Белой березой
Белой (березой) - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, зависит от имени существительного березой.
Записывай так:
Белой (березой) – прилаг., какой?, белый, в ж.р., в т.п., в ед.ч.
Маленькое - прил.( какое?). Н.ф. - маленький. В ср.р., в ед. ч., в И.п. Втор.чл..
Белая – прил. ( какая?) Н.ф. белый. В ж.р. в ед.ч.,в И.п Втор.чл.
На зеленой ( на какой?)- прил. Н.ф.( какой?) зеленый. В .ж.р. в ед.ч, в П.п.. Втор.чл.
Желтые – прил. ( какие?) Н.ф. ( какой?) желтый. Во мн.ч., в И.п. втор.чл.
X. Домашнее задание.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке..
Подведем итоги исследовательской работы. Посмотрим как вы заполнили схему исследовательской работы. Возьмите схему и проверьте все ли мы темы имя прилагательное осветили на данном уроке.
Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Как изменяется имя прилагательное?
Какую форму имени прилагательного называют начальной?
Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.
Закончите предложения.
Я испытывал затруднения, когда… Я обращусь за помощью к …. Я работал с…настроением. Я…доволен собой, … работой класса. Я узнал о … |
(Ответы детей.)
Надеемся, вам понравился урок?
Ученики показали отличное знание русского языка. Все вы отлично потрудились
Однако, в коридоре прозвучал звонок!
Я представила один способ мотивации, который можно использовать на уроке. Идея необходимости постоянной, систематической мотивационной работы учителя в той или иной мере на каждом уроке полностью соответствует требованиям новых ФГОС. Сама таксономия образовательных результатов в стандарте начинается не с предметных, а с личностных результатов, и такой личностный результат, как интерес к учению (ведущий мотив), понимание и принятие ценности образования и культуры, то есть применительно к уроку – мотивация и целеполагание – считается в стандарте одним из важнейших.
Данный урок позволяет учителю задействовать практически весь спектр надпредметных умений – от запоминания слов, до их написания, воспроизведения до преобразования…