СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Работа надгаммовым комплексом"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по фортепиано для ученико младших классов

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа надгаммовым комплексом"»





Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сонковская музыкальная школа»

преподаватель фортепиано Галактионова Марина Александровна

Открытый урок

по предмету «Специальность и чтение с листа» (фортепиано).

«Работа над гаммовым комплексом»


ЦЕЛЬ:

Раскрыть значение и приобретение новых навыков игры гамм на фортепиано.

Задачи

Образовательная:

- Закрепление игровых навыков на фортепиано

- Ознакомление с новыми гаммами и приёмами игры в сочетании с работой над художественным исполнением;

- Показать основные звуковые задачи при игре гамм.

-Артикуляционные задачи.

-Ритмические задачи.

- Поэтапный рассказ работы над гаммами в младших классах.


Воспитательная:

- Воспитание сознательного, осмысленного отношения к исполнению гаммового комплекса

- Воспитание трудолюбия, усидчивости, умения доводить дело до конца

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям на фортепиано


Развивающая: 

- Развитие умения слушать музыку, различать разнохарактерные произведения, регистры и тембры фортепиано;

- Развитие самостоятельности в работе над гаммовым комплексом;
- Развитие слуховых впечатлений через правильное интонирование 


Здоровьесберегающая:

-Снятие мышечных зажимов;

- Правильная организация пианистического аппарата

Тип урока – комбинированный (получение новых знаний и умений, и закрепление полученных знаний и умений)
Оборудование: фортепиано, стул, ноутбук. 

Вид урока - традиционный



Ход урока: 
1. Организационный момент. 
Сообщение темы, цели урока. 
2. Гимнастика для рук. 


I. Введение

Нет необходимости объяснять насколько полезно для учащихся играть гаммы. Данную аксиому знает любой музыкант, причем никто не сомневается в том, что именно гаммы положительно влияют на их техническое развитие.

В моём классе существовала проблема первоначального освоения гамм: часто обучающиеся боятся играть гаммы, отсюда вырабатываются комплексы при сдаче технических зачетов, которые порой приводят к различным негативным последствиям.

Сейчас стали доступны многие методические пособия известнейших педагогов и исполнителей, в которых довольно подробно описываются способы работы над гаммами, включающие в себя работу над преодолением различных технических задач, а также звуковых, динамических, ритмических и прочих других. Но, к сожалению, везде описываются способы работы с обучающимися, которые уже достаточно уверенно знакомы с гаммами и свободно ими владеют.

У меня, как у педагога в возник вопрос: как начать знакомить обучающегося с гаммами и гаммовым комплексом, чтобы свести к минимуму негативные эмоции, часто возникающие практически у всех обучающихся?

На сегодняшнем открытом уроке я попытаюсь показать свои методы ознакомления с гаммами, основанные на личном опыте работы с учащимися.

Вашему вниманию предлагается гаммовый комплекс, включающий в себя исполнение в каждой гамме непосредственно самой гаммы, аккордов и арпеджио.

На первый технический зачет учащиеся готовят мажорные и минорные гаммы

В основном, работа по подготовке к техническому зачету так и идет: сначала разучивается одна гамма, допустим, До мажор, затем, по мере ее освоения, разучивается Соль мажор и так планомерно, пока учащийся не выучит весь необходимый объем гамм. У данного метода есть несколько существенных недостатков:

  1. Очень сложно одновременно осваивать и гамму, и аккорды, и арпеджио;

  2. Кроме того, пока учащиеся доучивают последнюю минорную гамму, они чаще всего уже забывают выученные мажорные гаммы.

Я же предлагаю иной способ их освоения, который я начала практиковать в этом году. Этим способ возник в результате приобретённого опыта, его анализа и поиска новых методов работы других преподавателей фортепиано, используя также ресурсы интернета. Суть этого метода заключается в том, что я не работаю над комплексом как таковым в целом, а разбиваю весь объем гамм, необходимых к техническому зачету на блоки: отдельно учим гаммы, после этого учим только аккорды, а затем приступаем и к арпеджио.

Что это дает?

1.Учащийся сразу же охватывает весь объем гамм, имеет полное представление о знаках и отличиях между гаммами.

2.Экономию времени, так как в аккордах много общего (аккорды с одним диезом посредине или аккорды на белых клавишах), поэтому учащемуся достаточно освоить два вида аккордов, чтобы уверенно их играть во всех тональностях.

3.Аналогичным образом легче проходить и самый сложный вид – арпеджио.

 

II. Ход урока Введение.

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Но, выучив таблицу умножения в младших классах, не твердим же мы её всю оставшуюся жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, - замечает К.Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним».

Черни прав: и при воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства без овладения гаммовым комплексом, без постоянной работы над ним не обойтись. Одни только этюды проблемы не решают. Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда они бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. А чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Гаммовый комплекс осваивается сравнительно легко и сразу же начинает приносить плоды. Стоит заметить, что в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и  развивается наравне с правой.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена, ещё в клавирной педагогике. Но только к концу 18 – началу 19 столетия, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное исполнительство, гаммовый комплекс и в первую очередь гаммы становятся, по выражению Черни, «основой» фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание.

Работа над гаммовым комплексом оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста на протяжении всего 19 века. А на рубеже столетий, когда проблемы технического развития становятся предметом  специальных исследований и вызывают оживлённые дебаты, отношение к гаммам как к обязательному тренировочному материалу оказывается уже неоднозначным. Так, например, в истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах 20 века), когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм, педагоги старой школы тайком проходили их со своими учениками… К счастью, этот период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.

С.Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление», но не смотря на это гаммы-очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить,чем им не нравятся гаммы.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано .Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов -  интервалику ).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1.Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2.Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3.Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4.Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Подготовительные упражнения для освоения игры гамм в младших классах.

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку.

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой .

Закрутися, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутися, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без  так называемых «квакушек».

3.«Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

4.«Часы» - играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Затем чередуем терции 1-3, 3-5.  Упражнение играем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

Тик-так, тик-так…

5. «Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:

Зайка -  ушастенький , ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

 После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем переходим к игре звукоряда по позициям (позиция, где не требуется подкладывания 1-го пальца) с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались.

 Освоение гаммы начинаем с проигрывания гаммы в одну октаву отдельно каждой рукой. Очень часто при освоении гамм приходится обращаться к математике: сколько звуков в одной октаве? Сколько у нас пальцев? Ответы на эти вопросы помогают учащемуся понять аппликатуру в одну октаву. Играем по схеме 3+5 в правой руке, 5+3 в левой руке. После этого удлиняем гамму до двух октав, объясняя при помощи математики позицию 3 + 4 в правой руке, 4+3 в левой руке. Если ребенок уверенно играет гамму в две октавы, удлиняем гамму до четырех октав.

Приступая к соединению гаммы двумя руками, я задаю вопрос: у нас руки одинаковые? Здесь учащемуся необходимо понять, что наши руки построены не параллельно, а симметрично. Приступая к игре гамм двумя руками, надо все время исходить оттого, что руки симметричные и одновременно ставятся пальцы не одинаковые, а соответствующие друг другу (5-1, 4-2, 3-3 и т.д.). Работая над гаммой в 1 октаву мы проговариваем с учеником соответствие пальцев (5-1,4-3, 3-3, 2-1,1-2, 3-3, 2-4,1-5) и в обратном направлении от точки отсчёта.

При исполнении гаммы двумя руками в две октавы, я вновь обращаюсь к математике с вопросами: сколько октав на инструменте всего? Сколько октав мы занимаем при исполнении гамм? Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы учащийся не путал количество октав при исполнении гаммы. Здесь мы выделяем на клавиатуре зону старта-финиша для гамм и зону верхнего поворота и меняется соотношение пальцев (5-1,4-3, 3-3, 2-1,1-2, 3-3, 2-4,1-1, 4-3 и т.д.).

Работая над исполнением гаммы на четыре октавы повторяем тот же принцип, что и на 2 октавы.

Освоив таким образом одну гамму До мажор, мы сразу же переходим ко всем остальным мажорным гаммам с подобной аппликатурой, по мере возрастания ключевых знаков, а после приступаем к изучению необходимых минорных гамм.

При изучение минорных гамм, я также использую метод подобия. Мы изучаем минорные гаммы с подобной аппликатурой по видам. Первоначально исполняем Ля минор натуральный, а затем по возрастанию знаков. После освоения натурального вида минора мы приступаем к изучению гармонического вида. Порядок освоения Ля минор гармонический, Ми минор гармонический, Си минор гармонический.

Далее изучаем мелодический минор по тому же принципу.

После освоения гамм в прямом движении мы переходим к освоению гамм в расходящимся движении от одной ноты, далее через октаву. Таким образом обучающийся осваивает расходящиеся мажорные и минорные (натуральный вид).

Параллельно знакомимся с расходящейся гаммой. Пробуем сыграть

2-мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся»Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

И, наконец, играем гамму До Мажор в прямом и расходящемся движении.

Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик.

При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1-м пальцем задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» - вычленяем то место где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проигрываем его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнения можно использовать подтекстовку:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

 Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении вверх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо. При игре на крещендо мы представляем, что забираемся на гору, при поднятии к вершине идти становится все труднее и труднее, мы затрачиваем больше сил и энергии, а спускаться с горы всегда легче.


Расходящиеся гаммы – очень сложная задача, отличающая пианиста от всех других музыкантов. Это камень преткновения для многих учащихся. Я предлагаю решить эту проблему следующим способом: при расхождении следить только за одной рукой, а вторую руку играть, не глядя на нее, ориентируясь либо по памяти, либо по другим личным представлениям. Не смотреть я предлагаю правшам на правую руку, а левшам на левую, так как от природы эти руки у них более развиты и вполне могут сыграть две октавы (а расходимся мы именно в две октавы) и без присмотра.

Как научиться играть, не глядя на одну руку? При расхождении мы обязательно подробно разбираем, каким образом совпадают белые и черные клавиши в разных руках. Часто оказывается, что в расходящемся движении много общего: 2 ступень совпадает с 7-й, 3-я с 6-й, 4-я с 5-й и наоборот Я предлагаю ученику запомнить совпадения. В тех случаях, когда совпадений мало, можно запоминать и несовпадения.


При первоначальном периоде освоения гамм нужно терпеливо ждать, когда учащийся уверенно освоит аппликатуру в две октавы, так как она одинакова во всех гаммах. Только после уверенного ее освоения, я считаю, возможным переход к аккордам.

Аккорды При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.

После того, как ребенок усвоил игру трезвучия, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.

  При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.

После того, как ребенок усвоил игру трезвучия, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.

Учащиеся быстро понимают, как играть аккорды, но долго не могут этого сделать. Для того чтобы проще было понять аппликатуру в аккордах в обеих руках, я предлагаю брать аккорды на закрытой крышке инструмента или на столе. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев. Также в этот момент я объясняю позиционные принципы взятия аккордов: трезвучия, секстаккорда и квартсекстаккорда.

Аккорды также формирую по группам: аккорды на всех белых клавишах (в До мажоре, Соль мажоре, ля миноре и ми миноре) и аккорды с одной черной клавишей в середине (Ре, Ля, Ми мажоры).

По мере освоения аккордов в них технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Важно, чтобы каждый аккорд звучал не резко, чтобы ученик не бросал, а легко и свободно опускал руку от плеча, как бы, погружая пальцы в клавиши, до самого дна. Когда аккорды освоены, можно переходить к игре арпеджио.

Особое место в игре гамм занимает арпеджио. Что такое арпеджио? Это звуки аккорда, взятые поочередно в разных последовательных комбинациях. При изучении арпеджио, мы вновь обращаемся к математике: сколько звуков в арпеджио? А сколько звуков на руке? После этих вопросов становится очевидным, что при выборе аппликатуры необходимо следить за применением только третьего и четвертого пальцев. Чтобы ребенку было легче в этом разобраться, необходимо запомнить разработанные мною схемы аппликатуры в коротких и ломаных арпеджио, но не сразу все, а сначала только первую схему, в которую входят гаммы, в которых все звуки арпеджио располагаются на белых клавишах. Данная схема, я считаю, является основой всех остальных, так как ставит третьи пальцы на свои места, неизменные во всех остальных схемах мажорных и минорных арпеджио. Именно поэтому, при запоминании аппликатуры, я предлагаю запоминать в основном местоположение именно третьих пальцев. При игре арпеджио двумя руками я предлагаю вспомнить, как надо переходить дорогу – сначала посмотреть налево, а потом направо. Так и при игре арпеджио: сначала обращаем внимание на 3 или 4 палец в левой руке, затем переключаемся на 3 или 4 палец в правой.

Хроматические гаммы сами по себе достаточно просты. Они играются всего тремя пальцами, следить за которыми довольно просто. Сложность возникает тогда, когда необходимо сыграть гамму с акцентами на 1 и 7 звук. Акценты придают принадлежность к той или иной гамме, а также помогают чувствовать границы гаммы как вверху, так и внизу. Но акценты сбивают учащихся с правильной аппликатуры, и, чтобы этого не происходило, необходимо сначала хорошо усвоить хроматическую гамму без акцентов.

При игре хроматических гамм многие учащиеся высчитывают звуки, на которые необходимо сделать акценты. При объяснении о правильности акцентов я опять обращаюсь к математике: сколько звуков в октаве в хроматической гамме? Сколько звуков будет, если мы ее поделим пополам? Учащиеся понимают, что 7 звук – это просто вторая половина гаммы, а чтобы, не высчитывая, его правильно найти, я предлагаю играть ее в трехдольном размере, в котором 6 звуков соответствуют счету 1 и 2 и 3 и.

Также следует следить, чтобы учащиеся не поднимали высоко пальцы, при переходе третьего пальца с одной черной клавиши на другую использовать минимум движений.



III. Заключение

Сегодня на этом уроке я имела цель ознакомить вас со своими формами и методами первоначального освоения гамм и гаммового комплекса. В рамках этого урока я не касалась принципов работы над другими сторонами исполнения гаммы, такими как ровность звуковедения в гаммах, ловкость и незаметность при подворотах большого пальца, гибкость кистевых движений, звуковых и динамических аспектах, беглость и скорость исполнения, объединяющих движений и т.д. – все это подробно описано в различных изданиях. Я взяла эту, как мне кажется, очень нужную для нашего отделения тему, так как при подготовке к техническому зачету вижу, что в работе с нашими учащимися чаще всего до вышеперечисленных задач даже и не успеваю дойти, так как весь период подготовки к зачету уходит на то, чтобы учащийся элементарно мог хотя бы сыграть гаммовый комплекс до ко нца.

И, конечно же, я желаю, чтобы на технических зачетах в будущем мы рассуждали в первую очередь о технической продвинутости учащихся и перспективах его развития.

 Рука пианиста должна быть «слышащей», любил говорить профессор Ленинградской консерватории С.И.Савшинский. Работа над гаммами помогает воспитать такую «слышащую» руку.

«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной  и серьёзной тренировки во всякого рода гаммах, - этого я не представляю». 

Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального образования, если оно методически грамотно и разумно организовано, способно принести огромную пользу для собственно технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.

Используемая литература.

1.Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974.

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 2007.

3.Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-ХХI, 2003. 4Корыхалова Н. Играем гаммы .М., 1995.

  1. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978.

  2. Лонг М. Французская школа фортепиано.\\ Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966

  3. Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.

  4. Тимакин Е. Воспитание пианиста М., «Советский композитор» 1989

  5. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.

  6. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999

  7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.

  8. Ширинская Н. «Гаммы и арпеджио» учебное пособие «Советский композитор» 1984.



Приложение


Требования по гаммам для I класса ФГТ


C-dur, G-dur, D-dur, A-dur, E-dur, a-moll, e-moll, h-moll.

1.Гамма в 2 октавы в прямом движении.


2.Аккорды по 3 звука в 2 октавы.


3.Короткие арпеджио в 2 октавы отдельно руками.

4.Хромптическая гамма от 2 звуков в 2 октавы.


Аппликатура в хроматических гаммах

Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.

Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.


АППЛИКАТУРА


в коротких и ломаных арпеджио


До, Соль, Фа, ля, ми, ре:


правая 3 – 4 – 4


левая 4 – 4 – 3


Мажор:


правая 3 – 4 – 4


левая 3 – 4 – 3


Минор:


правая 3 – 4 – 3


левая 4 – 4 – 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!