СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Работа сердца"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  создать условия для осознания и осмысления знаний о строении и работе сердца, для применения этих знаний в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

организовать индивидуальную и групповую познавательную  деятельность учащихся на уроке для изучения строения сердца; для формирования  знаний о сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

Развивающие:

дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы; развитие навыков самостоятельной работы,  умения логически мыслить, формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами; развитие умений самоконтроля и самооценки, наблюдательности и речи.

Воспитательные:

Формирование  потребности в познавательной деятельности и ценностное  отношение к знаниям,

убедить  в необходимости значимости сохранения своего здоровья и здоровья  окружающих людей.     воспитание у учащихся силы воли, внимания, пытливости, инициативы  и культуры  поведения на уроке.

Тип урока:  комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа сердца"»

Урок биологии в 8классе "Строение и работа сердца"

Эпиграф: «Сердце, тебе не хочется покоя, Сердце, как хорошо на свете жить.

Сердце, как хорошо, что ты такое, Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить»


«Нам дана жизнь. Дана с одним непременным условием: каждый день защищать её. Защищать ради великолепного счастья – жить на земле!»

( академик Г. Сперанский.)

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний о строении и работе сердца, для применения этих знаний в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения сердца; для формирования знаний о сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

Развивающие:

дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы; развитие навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами; развитие умений самоконтроля и самооценки, наблюдательности и речи.

Воспитательные:

Формирование потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям,

убедить в необходимости значимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. воспитание у учащихся силы воли, внимания, пытливости, инициативы и культуры поведения на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

1.Объяснительно - иллюстративный

(демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).

2. Поисково - исследовательский (работа в группах с муляжами).

3. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная (самостоятельная работа), групповая (работа в группах)

Оборудование: таблицы « Круги кровообращения», « Работа сердца»,

дидактические - карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, проектор, презентация,

диск «Человек» 8кл, раздаточный текстовый материал-карта урока для учащихся.

Предполагаемый результат:

- усвоение материала о строении и работе сердца,

-применение полученных знаний для сохранения здоровья

 









В рамках ФГОС:

Предметные:

1. Показать взаимосвязь строения и функции сердца как органа кровообращения;

2. создание условий для обобщения понятий по кровообращению;

3. формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии.

Метапредметные:

1.демонстрация наглядной межпредметной связи с химией,физикой,

2.развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений,

3. формирование творческого подхода к решению проблемных задач и жизненных ситуаций (Для чего мне это нужно? Где использовать?..)

Личностные:

1.Воспитание личностной инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности,

2.формирование способности добиваться намеченной цели (ситуация успеха),

3.развитие коммуникативных навыков работы в группе;

4. Воспитание активной гражданской позиции.




















Ход урока:


  1. Орг. момент: готовность класса к работе, приветствие

  2. Вступительное слово учителя (объявляет тему урока, зачитыает эпиграф). Формулировка целей урока. Понимание объекта изучения, постановка проблемы: Чем мы будем заниматься на уроке? Для чего мне это нужно? Где и как я смогу применить сои знания на практике? (мотивация учащихся)

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте проверим, как вы усвоили материал, повторим изученное на прошлом уроке. Не бойтесь ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает

  1. Развитие основной темы (полилог учащихся, диалог с учителем)

3.1 Проверка домашнего задания:

А.Фронтальный мини-опрос по вопросам и заданиям изученного материала:

1.сколько крови содержится в организме взрослого человека?

2.что входит в состав крови?

3дайте определение иммунитета.

5.чем образована кровеносная система человека?

6.какая кровеносная система у человека?

7.назовите мельчайшие кровеносные сосуды.

8.по каким сосудам кровь движется к сердцу?

9.благодаря чему кровь движется по сосудам в одном направлении?

10.где начинается большой круг кровообращения.

Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?

Что такое аорта, нижняя полая вена?

- Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?

- Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?

- Чем артерии отличаются от вен по строению?

Б .По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения?

В.Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске).

Г. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам

(с последующей взаимопроверкой):

I вариант:

Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.

Отдел сердца


Вид крови

1) левый желудочек


А) артериальная

2) правый желудочек


Б) венозная

3) правое предсердие



4 ) левое предсердие




1

2

3

4







II вариант:


Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.


Отдел сердца


Вид крови

1) артерии большого круга кровообращения


А) артериальная

2) вены большого круга кровообращения


Б) венозная

3) артерии малого круга кровообращения



4) вены малого круга кровообращения




1

2

3

4






Д. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задание 1 (по цепочке) Закончи предложения:

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

  2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

  3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

  4. Защитная реакция организма от кровопотери – … (свёртывание крови).

  5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

  6. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

  7. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

  8. Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).

  9. Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

  10. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).

  11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

  12. К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).

  13. Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).

  14. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).

  15. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

Е. Тестирование учащихся по теме: «Кровь и кровообращение».

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, (поговорки - подсказки:

  • Сердце матери – вещун.

  • Сердце матери лучше солнца греет.

  • Сердце не камень – тает.

  • Сердце сердцу весть подает.

  • Сердце соколье, а смелость воронья.

  • Сердцу не прикажешь.)

Что же такое сердце? (слайд)
Греки полагали, что сердце – вместилище духа.
Китайцы верили, что оно – сосредоточение счастья.
А египтяне полагали, что эмоции и интеллект – рождаются в сердце.

111. Изучение нового учебного материала.

Учитель: Как же работает сердце? (показывает бьющееся сердце):

Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз(100 000) и перекачивает за час около 300 литров крови (показ “сердце – насос”).

Жизнь каждого человека — бесценный дар. Она уникальна и неповторима. Чтобы наслаждаться полнотой жизни, каждый из нас нуждается в здоровом сердце! В народе говорят, что сердце — «солнце» организма, а ритм сердца — ритм жизни. Вряд ли мы найдем хотя бы еще одно слово, у которого так много стойких эпитетов: (Учащиеся приводят эпитеты к слову сердце - пламенное, горячее, чуткое, доброе, мягкое. беспокойное и равнодушное, горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга т.д)

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки,

нерешенные и по сей день.

1.Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

Строение сердца:



Учитель. А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно?

/Учащиеся высказывают свои предположения./

Учитель. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).

Где располагается сердце? (показ торса человека)

Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.

Стенка сердца состоит из трех слоев:

1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом);

2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении.


2.А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

( ДИСК)

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).

  1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

  2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

  3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.

Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.

Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

Положение клапанов

Движение крови

1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

0,1 сек.


0,3 сек.

0,4 сек.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

предсердие – желудочек

желудочек – артерия

вены –предсердие, -желудочек

3.Автоматизм сердца. Постановка проблемного вопроса: Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы

Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

4. Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ.

ЭКГ отражает электрические явления в работе сердца и по ней можно диагностировать различные заболевания сердца
Учитель. Сердечная мышечная ткань, из которой состоит сердце, является одной из разновидностей мышечной ткани. Она образует сердце и больше нигде в организме не встречается. Особенностью сердечной мышцы является то, «что клетки, из которых она состоит, на концах разветвляются и соединяются друг с другом при помощи особых отростков – вставочных дисков, образуя сложную сеть. Это обеспечивает быстрое распространение волн сокращения по волокнам, так что каждая камера сердца (их четыре) сокращается как одно целое. Сердечная ткань работает как единый комплекс, быстро и согласованно. Начав сокращаться, сердечная мышца, уже не может отвечать ни на какие другие стимулы до тех пор, пока она не начнёт расслабляться.

5.Физкультминутка – выполнение физических упраженений.
Ребята, изменилась ли работа вашего сердца после выполненных упражнений? Как? (Сердце стало биться быстрее)
Сейчас мы убедились на своем личном примере, что сердце работает не всегда одинаково.
Задание по рядам: подумайте, как измениться работа сердца
а) первый ряд – при волнении (сердцебиение усиливается)
б) второй ряд – при занятиях спортом (сердцебиение усиливается)
в) во сне (сердцебиение замедляется)

То есть работа нашего сердца регулируется в зависимости от конкретных условий.
Какие системы органов регулируют работу сердца, заставляя его биться то быстрее, то медленнее? (нервная и эндокринная)


6.Регуляция работы сердца:

А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.

Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.

Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).
Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

Учитель: Лучшие человеческие качества — милосердие и сердечность — связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющим кровь.

Сердце любит и страдает, уходит в пятки от страха и выпрыгивает из груди от счастья. На него «ложится камень», и в нем рождается радость. Чуткое сердце различает многие движения другой души, и даже природы.

1V.Систематизация и обобщение полученных знаний:

1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:

А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид.

Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.

Б). Разберите модель сердца.

В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. По каким признакам вы их определили?

Г). Что препятствует смешиванию крови?

Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?

Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?

Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?

З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?

И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?

2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

А) Из каких фаз складывается сердечный цикл?

Б) Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла?

В) Что происходит с кровью:

а) при сокращении предсердий;

б) при сокращении желудочков;

в) во время общего рас­слабления (паузы)?

Г) Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты?

Д) Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты?

Е) Что происходит с клапанами в третью фазу?


Фазы сердечного цикла

Длительность

(сек)

Движение

крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные







Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых?Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.


Учитель. Гармония ума и сердца дает наилучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден, даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.

V.Завершение: (подведение итогов урока формулировка выводов , разъяснение домашнего задания)

Формулирование основных выводов. Вернёмся к проблеме урока.

Неужели сердце нужно воспитывать? И в чём же секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца?

(Учащиеся формулируют самостоятельные выводы, отвечая на проблемный вопрос урока).

Учитель. Пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».

-Поэтому надо быть внимательным, милосердным к людям. Если ты доброжелательно относишься ко всем, то и к тебе также будут относиться с уважением.

-Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.

-Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.

-Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!

Оценка работы школьников учителем. самооценивание.
- А как вы сами оцениваете свое участие? Сегодня на уроке Вы думали, рассуждали, конечно же допускали ошибки и в итоге – получили знания, которые понадобятся вам и в жизни и при изучении последующих тем. А как вы сейчас, в конце урока оцениваете свои знания?

Осознание свей учебной деятельности. (наряди ёлочку шарами)

Поставить самооценку в виде отметки по критериям:

«5»- выполнил все данные мне задания.

«4»- выполнил все задания. Но иногда ошибался.

«3»- часто ошибался, выполнил только половину.

«2»- ничего не смог выполнить правильно.

Решить задачу 1. зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.





2.Домашнее задание: п.22,

Решить задачу 2.

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 кубических см крови.

Какой объем крови перекачает ваше сердце за 6 уроков.
Решение:
1. 70 x 40 = 2800 раз сокращается за 1 урок
2. 2800 x 150 = 420.000 куб. см = 420 л перекачает за 1 урок
3. 6 x 420 = 2520 л крови перекачивается за 6 уроков2)

Решите задачу3:

Рассчитайте массу своего сердца, если масса вашего тела 40кг


Вывод:

1.Строение сердца соответствует его функции.

2.Мышцы сердца обладают автоматизмом, благодаря чему сохраняется последовательность сердечного цикла.

3.Нервная и гуморальная регуляция сердца приспосабливает его работу к нуждам организма.


Человек рождается на свет,

Чтоб творить, и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет.

Для чего?

Ищите свой ответ.

Большое спасибо за работу. Мне было приятно с вами работать. А то, что вам встречались трудности, это здорово! Учитесь находить выход даже из самого сложного положения. Это закаляет характер.

Вам в этом мире многое дано,

Расти. Творить и ошибаться,

Но, главное, дано дышать,

Искать. Найти и не сдаваться!

Берегите себя, своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Спасибо за работу всем…

Активно работали…

Старались…..

Жду большей активности, точности от… Урок закончен. До свидания.


Тестирование учащихся по теме: «Кровь и кровообращение».

Вариант 1.

1.     Внутреннюю среду организма образуют:

а)     кровь, лимфа, тканевая жидкость;

б)     полости тела;

в)     внутренние органы;

г)     ткани, образующие внутренние органы.

2.     Жидкая часть крови называется:

а)     тканевой жидкостью;

б)     плазмой;

в)     лимфой;

г)     физиологическим раствором.

3.     Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а)     участие в свертывание крови;

б)     обезвреживание бактерий;

в)     перенос кислорода;

г)     выработка антител.

4.     Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а)     защиту от образования тромбов;

б)     иммунитет;

в)     постоянство внутренней среды;

г)     превращение фибриногена в фибрин.

5.     Любой круг кровообращения начинается в:

а)     одном из предсердий;

б)     в одном из желудочков;

в)     предсердии или желудочке;

г)     тканях внутренних органов.

6.     Артерии – это сосуды, несущие:

а)     только артериальную кровь;

б)     только венозную кровь;

в)     кровь от органов к сердцу;

г)     кровь от сердца к органам.






















Вариант 2.

1.     Резус-фактор - это:

а)     особый белок, находящийся в эритроцитах;

б)     невосприимчивость к заболеванию;

в)     заболевание крови;

г)     вещество, связанное со свертыванием крови.

2.     Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а)     вакцину;

б)     сыворотку;

в)     физиологический раствор

г)     антигены.

3.     Любой круг кровообращения начинается в:

а)     одном из предсердий;

б)     в одном из желудочков;

в)     предсердии или желудочке;

г)     тканях внутренних органов.

4.     Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а)     участие в свертывание крови;

б)     обезвреживание бактерий;

в)     перенос кислорода;

г)     выработка антител.

5.     Антигенами называют:

а)     белки, нейтрализующие вредное воздействие чужеродных тел и веществ;

б)     чужеродные для организма вещества, способные вызывать ответную иммунную реакцию;

в)     форменные элементы крови;

г)     особый белок, который назвали резус-фактором.

6.     При заболевании СПИДом:

а)     уменьшается способность организма вырабатывать антитела;

б)     нарушается противоопухолевый иммунитет;

в)     понижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям;

г)     происходит быстрая потеря веса без видимой причины.
























 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

I  вариант

А

Б

В

Б

Б

    ,Г

II вариант

А,

Б

Б

В

Б

   В


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!