СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на обобщение и систематизацию  знаний о стилях речи, содержит материал по подготовке к ЕГЭ по данной теме

Просмотр содержимого документа
«рефлексия»













































































Просмотр содержимого документа
«ТЕХ..КАРТА»

Технологическая карта урока русского языка «Стили речи».

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Триединая дидактическая цель урока:

обучающий компонент:

Учащиеся научатся / получат возможность научиться

- определять стили речи;

- определять характерные признаки стилей речи;

- определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи;

развивающий компонент:

Регулятивные:

- развитие волевой саморегуляции;

- оценка и анализ учебной деятельности с позиций соответственно полученных результатов учебной задачи;

- уметь планировать и прогнозировать свою деятельность;

- прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-уметь соотносить цель и результат;

-волевая саморегуляция, самооценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение обосновывать свой выбор;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- развивать умение вступать в диалог и участвовать обсуждении проблем;

- уметь выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

- уметь осознанно строить речевое высказывание;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- поиск информации, структурирование знаний;

- формировать умения обобщать знания и делать выводы.

воспитательный компонент:

Личностные УУД:

- положительное отношение к процессу познания.

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.



Этапы урока, задачи урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прогнозируемый результат

I. Самоопределение к деятельности.

Задачи:

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности;

Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

.Личностные:

- положительное отношение к процессу познания.


Создает ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться»).

Приём «Подари улыбку»

Знакомство с рабочей картой


Эмоциональный настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку.



Полная готовность класса к работе;

быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II. Актуализация знаний.

Задачи:

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Регулятивные:

- оценка и анализ учебной деятельности с позиций соответственно полученных результатов учебной задачи.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

  1. Орфоэпическая минутка

  2. Проверочная работа по орфографии

  3. Постановка цели и задач

Определяют задачи. Прогнозируют результат своей деятельности. Планируют свою работу. Записывают тему урока в рабочих листах.

Выполняют работу по тесту, на сайте

Выбирают правильные ответы. Оценивают свою деятельность по ключу.

Определены задачи, результат деятельности.






III Обобщение и систематизация знаний

Задачи:

- организовать обобщение знаний о стилях речи.

Познавательные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; уметь осознанно строить речевое высказывание.

Предлагает выполнить задание: составить таблицу «Стили речи»

Выполняют задание:

Формируют таблицу

По окончании работы презентуют свою работу, вывешивая на магнитной доске

Сформирована таблица


Вписывают в листы результаты работы


IV Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Задачи:

- проверить умение применить знания и умения.


Регулятивные:

- уметь планировать и прогнозировать свою деятельность.

Познавательные:

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Выделять характерные причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Сотрудничество учителя и учащихся.

Предлагает выполнить задание: определить стиль речи по характеристике.


Определяют типы речи

Выполняют задания, направленные на совершенствование речеведческой грамотности

Правильное и быстрое

выполнение задания.

Сравнивают с эталоном, с ответами других

Вписывают в оценочный лист.

Выполнены упражнения.

VПрименение знаний и умений в новой ситуации

Задачи:

- Организовать усвоение учащимися открытого ими нового знания

Познавательные: поиск информации, структурирование знаний

Регулятивные: прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Выполнение задания в КИМ

Выполнение задания в сборниках

Предлагает поработать индивидуально с последующим комментарием

.

Определяют типы речи

Выполняют задания, направленные на совершенствование речеведческой грамотности .

Правильное и быстрое

выполнение задания.

Сравнивают с эталоном, с ответами других

Вписывают в оценочный лист.

Выполнены упражнения.

VIКонтроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задачи:

- Организовать работу по включению нового способа действий в систему знаний.


Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: формировать умения обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог и участвовать обсуждении проблем

Предлагает выполнить задание «Выбери правильное утверждение» и «Впиши нужные слова»

Даёт ответ


Отвечают на вопросы.Выбирают правильные утверждения, сравнивают с эталоном.




Даны ответы на вопросы.


VIIПодведение итогов урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи:

Организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ применения нового способа действия.

Регулятивные: уметь соотносить цель и результат.-волевая саморегуляция, самооценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.


Подводит итог урока. Продолжите предложения….

Я узнала…» «Меня удивило…» «Было трудно…»

«Я применю на других уроках…»

.Определяют индивидуальный уровень овладения темой, подводят итоги.

Выражают свои мысли.


Подведена рефлексия

VIII Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Регулятивные:

Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Инструктирует о домашнем задании

Выбирают адекватное полученным результатам домашнее задание.

Практико-ориентированное домашнее задание




Просмотр содержимого документа
«план урока»

План урока русского языка, 11 класс .Тема «Стили речи».

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Триединая дидактическая цель урока:

обучающий компонент:

Учащиеся научатся / получат возможность научиться

- определять стили речи;

- определять характерные признаки стилей речи;

- определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи;

развивающий компонент:

Регулятивные:

- развитие волевой саморегуляции;

- оценка и анализ учебной деятельности с позиций соответственно полученных результатов учебной задачи;

- уметь планировать и прогнозировать свою деятельность;

- прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-уметь соотносить цель и результат;

-волевая саморегуляция, самооценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение обосновывать свой выбор;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- развивать умение вступать в диалог и участвовать обсуждении проблем;

- уметь выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

- уметь осознанно строить речевое высказывание;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- поиск информации, структурирование знаний;

- формировать умения обобщать знания и делать выводы.

Воспитательный компонент:

Личностные УУД:

- положительное отношение к процессу познания.

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

















Ход урока:

  1. Орг момент

Эмоциональный настрой. «Подари улыбку». – 1 мин.


-Здравствуйте, мои дорогие, неповторимые, талантливые ученики!


Под звуки красивой лирической мелодии (учитель):

-Ты улыбнись и свет твоей улыбки

Окрасит утро в нежные тона

Закрой глаза, услышишь звуки скрипки

И счастья захлестнет тебя волна. (слайд)

На доске - фото улыбающихся молодых людей и улыбающихся подростков из этого класса.


- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.


-Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Вот такой позитивный настрой мы, я надеюсь, сохраним на протяжении всего урока, он станет залогом нашей успешной работы сегодня.

(ребята обмениваются своими улыбками)


  1. Актуализация субъектного опыта: 7-8 мин

Для работы на уроке сегодня вам предложены рабочие листы. Запишите в них сегодняшнюю дату и фамилию. По ходу урока мы будем его заполнять.

(слайд)

  1. Орфоэпическая минутка (по тесту на листках) и орфографическая разминка ( работа на компьютере )

За окном декабрь, у нас приподнятое настроение, преддверие Нового года, но вместе с тем мы помним, что всё ближе 30 мая – наш экзамен по русскому языку, поэтому мы и на этом уроке, как и на всех остальных, по традиции начинаем урок с орфоэпической разминки, а также вам предстоит тест по орфографии. Для выполнения этих заданий послушайте инструктаж: вы будете работать следующим образом: 1 уч-ся выполняет работу на компьютере, для этого выходите на сайт «Решу ЕГЭ», войдите в свой личный кабинет, вбейте в окно «Вариант учителя» данный вариант и проходите тест. Рядом сидящий учащийся в это время выполняет тест по орфоэпии. Когда вы закончите работу, вы обменяетесь видами работы.

А теперь – проверьте тест по орфоэпии, ключи перед вами и на слайде.

А ваша работа по орфографии проверена и оценена, оценки пойдут в журнал.

3. Постановка проблемы и цели – 2 мин (слайд)

На слайд выходят фото людей, одетых в разные стили одежды. Вопрос: глядя на данные фото, сформулируйте тему урока. (Стили речи)

Какими могут быть задачи на сегодняшний урок? Слайд(повторить стили речи, их отличительные особенности, определять стили текста)

Когда мы проводили разминку, с какими разделами лингвистики мы работали? А как может называться раздел языкознания, изучающий стили речи? (варианты ответов уч-ся)(слайд)

  1. . Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

А) Слово учителя – 2 мин

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика.

С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин. (слайд)

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи? (ответы уч-ся)(слайд)

Б) работа в группах – 10 мин

Составление сводной таблицы функциональных стилей по группам

«Общая характеристика функциональных стилей речи». (группам на столы заранее положить файлы с материлами)СЛАЙД

- Используя раздаточный материал, соберите таблицу, характеризующую определённый стиль речи.

1 группа: научный стиль;

2 группа: публицистический стиль;

3 группа: официально-деловой стиль;

4 группа: язык художественной литературы;

5 группа: разговорный стиль

Для того, чтобы проверить правильность выполненной работы, мы соберём всю таблицу, представители групп приносят мне свою часть таблицы, всё соединяем и смотрим, что получилось. Таблица на слайде и перед вами.



Общая характеристика функциональных стилей речи

 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей





  1. Применение знаний и умений в новой ситуации– 5 мин

Вот эта сводная таблица, теперь, пользуясь ею, определите стилевую принадлежность текста и докажите это.(слайд)

Текст №1

Задание: определить, к какому стилю речи относится данный текст и доказать свою точку зрения.

Статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественныхорганизаций и должностных лиц.

Граждане РФ имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на лич­ную свободу и имущество.

Текст №2

Задание: определить стиль текста, обосновать мнение. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Что такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество? Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы лишь в грозное время. А в мирные дни разве не патриот каждый из нас?

Впрочем, нет, не любой. Тот кто не чтит память героев для кого военные и трудовые награды просто игрушки тот вряд ли сам станет когда-нибудь героем, того нельзя назвать патриотом. Значит, скажешь ты мой читатель патриотизм - это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершённым во имя Родины и народа? Да. Но опять-таки не только это. С. Михалков


Текст № 3


Задание: определить стиль текста,доказать, найти и выписать средства выразительной речи.



Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени.. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

(И.А. Бунин)


Текст № 4

Задание: определить стиль текста,доказать, продолжите текст 2-3 фразами.

Легко сказать: писать! На это нужен

навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно. Вот я! Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну как вам писать!


Текст № 5

Задание: определить стиль текста,доказать, подчеркните термины


Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности.

Важнейшие общественные функции языка следующие: общение, сообщение и воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характе­ризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частич­но и синтаксических, средств, используе­мых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разно­видности называются функциональными стилями.

Проверка - слайд


6. Применение знаний и умений в новой ситуации

А) Работа в КИМЕ – 5 мин слайд

Мы помним, что не любой набор предложений можно назвать текстом, текст имеет свои признаки, и стилевая принадлежность – это только один из этих признаков. Назовите, какие есть ещё (уч-ся называют: наличие темы, основной мысли или проблемы, логическая связь или последовательность, наличие абзацев, связь предложений, отнесённость к определённому типу речи)


Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы речи (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

Задание 23 ЕГЭ проверяет знание типов речи. Напомните их друг другу.

Выполните это задание в вариантах в Кимах. (самопроверка)

Б) Поработаем редакторами ( работа в оранжевом сборнике). – 5 мин слайд

Правильная грамотная речь – это один из критериев при проверке сочинений на ЕГЭ. Поэтому нам также важно работать и над этим.

Задания №3 стр. 153 Проверка: Совместное обсуждение

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение теста.

1.Вставить пропущенные слова

А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.

Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.

В. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля.

2. Отметьте ошибочное утверждение

А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.

Б.Употребление просторечных слов в официально-деловом является стилистической нормой.

В. Воздействие на чувства и мысли читателей с призывной лексики – цель публицистического стиля.

Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.


Ключ на слайде:

  1. а) отсутствуют

б) разговорного

в) публицистического

2. Б

8.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (раб.лист) слайд

9.Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. слайд































Дополнительный материал

. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

Книжная

Разговорная

Верх

Вершина

Макушка

Препятствие

Преграда

помеха

Бояться

Опасаться

трусить

прогнать

Изгнать

выставить

волноваться

Тревожиться

психовать

лицо

лик

морда(просторечное)







5. Выполнение теста. Карточка №2

1.Вставить пропущенные слова

А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.

Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.

В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций.

Г. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля.

2. Отметьте ошибочное утверждение

А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.

Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях является стилистической ошибкой.

В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля.

Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.







10


Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Рабочий лист к уроку (Ф.И.)__________________________________________

Дата: __________________________ Тема:______________________________

п/п

Этап урока

Примечания

1.

Орфоэпическая разминка

Оценка:

2.

Проверочная работа по орфографии

Оценка:

3.

Составление таблицы

Результат: Какой стиль вы представили? _____________________________

Верно ли выполнено задание? _____________________________


4.

Определение стиля текста

Верно ли определили? ____

5.

Работа в КИМ

Были ли ошибки?

Сколько?

6.

Работа в сборнике

Ваши замечания:


7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение теста.

1.Вставить пропущенные слова

А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.

Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.

В. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля.

2. Отметьте ошибочное утверждение

А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.

Б. Употребление просторечных слов в официально-деловом является стилистической нормой.

В. Воздействие на чувства и мысли читателей с призывной лексики – цель публицистического стиля.

Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.




Впиши это слово:


А) ________________________


Б) ________________________



В) ________________________




8.

Рефлексия: прикрепи стикер напротив той картинки, которая соответствует твоему впечатлению от урока

Впиши это слово

9.

Домашнее задание

Есть вопросы?



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Двадцатое декабря. Классная работа.

Двадцатое декабря.

Классная работа.

1. Орфоэпическая минутка.  Выполните тест на листах 2. Проверочная работа по орфографии. Выполни задания на сайте «Решу ЕГЭ» Работа № 14347429

1. Орфоэпическая минутка. Выполните тест на листах

2. Проверочная работа по орфографии.

Выполни задания на сайте «Решу ЕГЭ»

Работа № 14347429

Подумай, какая тема урока…

Подумай, какая тема урока…

Сформулируй задачи урока:

Сформулируй задачи урока:

  • 1. Повторить сведения о…….
  • 2. Уметь различать ….
  • 3. Развивать умения…
Стилистика - наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. Она изучает: целесообразность использования лексических,  фразеологических средств в том или ином стиле;

Стилистика - наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. Она изучает:

  • целесообразность использования лексических,

фразеологических средств в том или ином стиле;

  • употребление морфологической нормы языка;
  • своеобразие строя предложений, употребление тех или иных синтаксических конструкций;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • стилистические фигуры;
  • особенности некоторых жанров.
Стиль речи – это её разновидность, которая  обслуживает какую-либо сторону общественной  жизни.  Стили речи  разговорный книжные:  - научный  - публицистический  - официально-  - деловой  - художественный

Стиль речи – это её разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.

Стили речи

разговорный книжные:

- научный

- публицистический

- официально-

- деловой

- художественный

Работа в группах Составление сводной таблицы функциональных стилей «Общая характеристика  функциональных стилей речи».

Работа в группах

Составление сводной таблицы функциональных стилей

«Общая характеристика

функциональных стилей речи».

Общая характеристика функциональных стилей речи     Разговорный Цель Научный (зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сфера применения Официально- Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания (где?) Сообщение, передача научной информации Особен-ности Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Точная передача деловой Публицистический деловой Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Сообщение, воздействие на слушателей или читателей информации Художественный Официальная обстановка; Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Воздействие на мысли и чувства Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях деловые бумаги Художественная литература Торжественная лексика, эмоциональность соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Общая характеристика функциональных стилей речи

 

Разговорный

Цель

Научный

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сфера применения

Официально-

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

(где?)

Сообщение, передача научной информации

Особен-ности

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Точная передача деловой

Публицистический

деловой

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

информации

Художественный

Официальная обстановка;

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Воздействие на мысли и чувства

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

деловые бумаги

Художественная литература

Торжественная лексика, эмоциональность соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Определи стиль текста

Определи стиль текста

  • 1 группа – публицистический стиль
  • 2 группа – художественный стиль
  • 3 группа – разговорный стиль
  • 4 группа – научный стиль
  • 5 группа – официально-деловой стиль
Работа в КИМ:

Работа в КИМ:

  • Выполни задание № 23
Поработаем редакторами

Поработаем редакторами

  • Задание № 3 в сборнике на стр.154
Проверь себя 1. а) отсутствуют  б) разговорного  в) публицистического  2. Б

Проверь себя

1. а) отсутствуют

б) разговорного

в) публицистического

2. Б

РЕФЛЕКСИЯ «Это я возьму с собой с урока!» «Это мне стоит переработать (над чем-то еще подумать)!» «Эта информация с урока мне не пригодится!»

РЕФЛЕКСИЯ

«Это я возьму с собой с урока!»

«Это мне стоит переработать (над чем-то еще подумать)!»

«Эта информация с урока мне не пригодится!»

Оцени работу на уроке

Оцени работу на уроке

  • В рабочем листе найдите графу «Оцени работу на уроке», впиши в нужную графу свой ответ
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Потренируйся в решении задания №23 в КИМ ( 10-12 вариантов)
  • Задание в сборнике: определить стилевую принадлежность текстов на стр.30 и 33, выявить в них все признаки стиля
  • Задание №4, 5, 6 на редактирование на стр. 156– 158 (оранжевый сборник)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!