СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ по теме "Киевская Русь при Ярославе Мудром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ по теме "Киевская Русь при Ярославе Мудром"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОД КИЗИЛЮРТ





ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

.

УМК: Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс. М.: «Русское слово», 2006.



ТЕМА:

«Киевская Русь при Ярославе Мудром»





Подготовила: учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ № 7» г. Кизилюрт

Шахшаева София Агаевна









2019 г.

Цель урока: сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого.

Задачи:

  1. образовательные: дать представление о личности Ярослава Мудрого, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета;

  2. развивающие: развитие навыков работы с текстом учебника, анализа, навыков работы с исторической картой;

  3. воспитательные: воспитание патриотизма, чувства уважения к личности Ярослава Мудрого.

Планируемые результаты:

Личностные: адекватная самооценка, оценивают поступки, в том числе неоднозначные, как хорошие или плохие, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей.

Предметные УУД: учащиеся смогут характеризовать личность Ярослава Мудрого, как государственного деятеля; назвать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого; объяснять смысл понятий: усобицы, вира, гривна, "Русская Правда", свод.

Метапредметные УУД:

Познавательные - самостоятельно осуществлять поиск информации, самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее.

Регулятивные - планирование собственной деятельности, сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы.

Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, умение слушать и вступать в диалог.


Ход урока


1.Организационный этап: Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка д/з: словарная работа на доске (несколько учащихся), карточки (несколько учащихся) (приложение 1) и фронтальный опрос для проверки темы прошлого урока для остальных ребят.

Термины для словарной работы:

полюдье, князь, дружина, уроки, погосты, дань, посад, летопись, язычество, путь "из варяг в греки", христианство.

Вопросы для проверки домашнего задания по теме "Князь Владимир и Крещение Руси":

  1. Каковы причины принятия христианства на Руси?

  2. В каком году на Руси было принято христианство? Как проходило крещение киевлян?

  3. В чем значение принятия христианства для Киевской Руси?

  4. Почему народ так высоко оценил деятельность князя, называя его Владимиром Красное Солнышко?

3. Актуализация знаний:

Постановка цели и задач урока.

Учитель: При князе Владимире Русь усилилась, произошло укрепление государства, но расцвет культуры Киевской Руси приходится  на период правления князя Ярослава Мудрого.

  (Проблемный вопрос на урок) Почему период правления князя Ярослава Мудрого называют расцветом Киевской Руси?

4. Изучение нового материала:

План:

  1. Усобица сыновей Владимира

  2. Ярослав Мудрый - киевский князь

  3. Начало русского законодательства

Усобица сыновей Владимира

В разные города и земли Руси Владимир направил княжить 12 своих сыновей. После смерти Владимира в 1015 г. киевским князем стал его старший сын, Святополк. Однако, он, стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев - Бориса и Глеба.

В результате усобицы Борис, Глеб, Святослав, пали жертвами братоубийственной войны. Так Святополк избавлялся от претендентов на киевский престол. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Приложив не мало усилий, ему удалось обратить Святополка в бегство.

Позже церковь предала Святополка Окаянного проклятию, а Бориса и Глеба причислила к лику святых мучеников.

Вывод: После жестокой братоубийственной борьбы киевским князем стал Ярослав Владимирович.

Учитель: Можно ли утверждать, что первая (Святославичи) и вторая усобицы на Руси были вызваны одними и теми же причинами?

Ответы учащихся.

Ярослав Мудрый - киевский князь

Учитель: Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем городе. 

1019-1054 г. - княжение Ярослава Мудрого. (Запись в тетради).

Учитель: Летописи упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: «И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить»...

Задание: стр. 56-57 учебника п. 2 "Ярослав Мудрый - киевский князь"

Вопросы:

1. Деятельность Ярослава Мудрого (выписать в тетрадь).

2.Что, на ваш взгляд, послужило основанием дать Ярославу прозвище Мудрого? Сформулировать вывод о личности Ярослава Мудрого. (Устно).

Деятельность Ярослава Мудрого

1. Покровительствовал церкви, стремился к просвещению народа.

2. Русь расширила и укрепила свои пределы (успешные военные походы).

3. Строительство городов (Юрьев, Ярославль).

4. Мирные и родственные отношения со многими странами.

5. Поддерживал мир на южных рубежах Русского государства.

6. Заложил Храм Святой Софии - главный храм Русского государства.

7. Киев стал одним из крупнейших городов Европы.

8. Укрепление Древнерусской державы.

9. Создание первого русского свода (собрания) законов "Русская Правда".

Вывод: Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого достигло своего наивысшего расцвета.

Начало русского законодательства

Задание: стр. 58-59 учебника п.3 "Начало русского законодательства"

Вопросы:

1. Какие выводы можно сделать, исходя из факта принятия первого на Руси писанного свода законов - "Русской Правды"?

2. Что в "Русской Правде" говорит о развитии государственности, а что о сохранении кровно-родственных отношений в регулировании споров?

3. Свидетельствует ли "Русская Правда" о наличии социального неравенства? Если да, то в чем это выражается?

Работа с терминами:

"Русская Правда" - первый русский свод законов, созданный Ярославом Мудрым.

Свод - собрание.

Вира - денежный штраф.

Гривна - самая крупная денежная единица в Древней Руси (200 граммов серебра).


Вывод: При Ярославе Мудром произошел переход от прежних обычаев родового строя к единому письменному законодательству. Жизнь русских людей стали регулировать законы. Наступил новый этап в развитии Древнерусского государства.


5. Закрепление:

Возвращаемся к проблемному вопросу, который мы сформулировали в начале урока. Почему период правления князя Ярослава Мудрого называют расцветом Киевской Руси?

Ответы учащихся.

6. Рефлексия: дополнить предложения.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

7. Д/З: п. 8, составить 3 тонких и 3 толстых вопроса к параграфу.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Карточка


Задание: представьте, что вы – древнерусский летописец. Заполните пропуски в тексте.


 Ко времени смерти его отца, князя Святослава, Владимир княжил в _______. В конце 970-х годов между Святославичами началась _____.Владимир собрал войско и двинулся к Киеву. Став киевским князем, Владимир захотел укрепить единство своей державы. Для этого он вместе с дружиной принял ______. И способствовал его распространению на ______. Владимир укрепил _______ рубежи страны, построил во многих городах _________.В преданиях его называли Владимир _____________.




Источники:


  • Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс. М.: «Русское слово», 2006.

  • К.А. Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова "История России" 6 класс.

  • Сахаров А.Н., Буганов В.И. "История России с древнейших времен до конца XVII века".

  • http://storyfiles.blogspot.co.il/2014/10/blog-post_5.html

  • http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!