СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе по теме "Неологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами, построен на основе технологии АМО. Технология АМО дает возможность всем участникам образовательного процесса гордиться своими достижениями.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе по теме "Неологизмы"»

Урок русского языка в 6 классе "Неологизмы"

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока.

1. Образовательные: дать понятие о неологизмах

2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

1. Этап 

Инициация 

Цель:  создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 мин.

Проведение: дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками

Метод «Приветствие»

участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.

Прошу вас изобразить эти приветствия:

1) Давайте поздороваемся как деловые люди с учителем (улыбнемся и слегка наклоним голову),

2) друг с другом, как близкие люди;

3) давайте поприветствуем наших гостей, как в Японии.

Дети выполняют.

Формирование эмоционального настроя на урок.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



2. Этап

  Вхождение или погружение в тему

1)Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны у вас на листочках: 

1 группа - кафтан, око, имидж

2 группа - веретено, черевички, вирус

3 группа - ветрило, чело, флешка

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте.

Теперь эти листочки распределим на деревья.

Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.

Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, око, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).

Кафтан-старинная мужская долгополая верхняя одежда

Веретено- приспособление для прядения 

Ветрило-то же, что парус

Око-глаз

Чело-лоб

Черевички- женские башмаки на каблучках и с острым носом

А почему вы так поступили?

А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : имидж, флешка, вирус, хакер. Что обозначает каждое слово?

Имидж- Мужской род

Целенаправленно формируемый образ политического деятеля, телевизионного ведущего, актёра и т. п. в целях их широкой популяризации и рекламирования.

Флешка- от (от англ. flash) разговорный термин, миниатюрное запоминающее устройство

Вирус- мельчайшая частица, возбудитель инфекционного заболевания

(Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение)

Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи?

( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).



Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами.

«Нео» — новый, «логос»- слово ( греч.).

Тема нашего урока сегодня — НЕОЛОГИЗМЫ



УЧИТЕЛЬ:

Н.В.Гоголь говорил: «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». И это так.

Продолжите, пожалуйста, предложение: (хорошо это или плохо?)

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе



УЧИТЕЛЬ- Итак, предположите, пожалуйста, каковы цели сегодняшнего урока. Цели сегодняшнего урока таковы:

1) знать…

2) уметь…

Цели сегодняшнего урока таковы:

1) Знать особенности образования неологизмов;

2) Уметь находить эти части речи в тексте;

3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы



Работа с учебником.

- чтение правила. (П.26, стр.72)


Объяснение учителя

Неологизмы воспринимаются как новые слова до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Вы по группам получили домашнее задание.

3 Этап

Интерактивная лекция

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу 

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Группа № 1

Ученик 1. Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Появились они вместе с новыми понятиями. Важные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов.


Ученик 2. У нас было задание: дать толкование этих слов, используя словарь.

Стикер- наклейка, этикетка, аппликация, малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе.

Смайлик -(англ. smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица



Синтаксическая пятиминутка.

Задание: записать предложение в тетради и у доски, выполнить синтаксический разбор.

12 апреля 1961 года мир слушал первого космонавта.

- Встретилось ли вам в предложении новое слово?

- Как звали первого космонавта Земли?


Метод «Путешествие в детство» (музыка)

Цель: повысить уровень энергии в группе.

Численность: все

Проведение: участники сидят. Ведущий произносит инструкцию.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вздохов. Все мы уже не дети, а так хочется побыть детьми. Так давайте на несколько мгновений вернемся в детство.

Итак, 1)представьте, что вам 5 лет. Почувствуйте себя ребенком, который очень гордится, что построил крепость из песка.

2)Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузерей!

3)Почувствуйте себя ребенком, которому на День рождения подарили очень много подарков!

Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы всегда сможете вновь стать ребенком.

А теперь потянитесь, руки вверх поднимите, потрясите и сделайте глубокий вдох.. Возвращайтесь к занятиям вдохновенными и бодрыми.


Теоретическая игра «Веришь-не веришь»

Вопросы:

1. Веришь ли ты, что неологизмы, это новые слова?

2. Боулинг - это игра в шары?

3. Неологизмы обогащают нашу речь.

4. Словаря-справочника «Новые слова и значения» нет.


Выступление ученика 1 группы

— В 1984 году вышел в свет словарь-справочник «Новые слова и значения». Словарь включает около 5 500 слов, а также сочетаний и выражений. В нём даются толкования слов, подтверждаемые цитатами; в необходимых случаях делаются стилистические пометы. Например:

Аутотренинг, - а, м. метод воздействия на собственное физическое и психическое состояние; аутогенная тренировка. Методы аутотренинга и гигиенические приёмы, применяемые в комплексе с самыми обычными лечебными мерами, позволяют зачастую восстанавливать нервное равновесие. В последние годы всё большую популярность завоёвывает аутотренинг — сознательное управление физиологическими процессами тела, например, сном. 


Учитель:

-Что мы поняли?

(Появляется новый предмет, и народ придумывает ему название. Так и появляется новое слово, т.е. неологизм)

Иногда эти слова приходят из других языков, т.е.заимствуются.

- Что подготовила 2 группа?

Группа № 2

Ученик Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры.

По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход (сложение основ).

Слова пулемётчик, миномётчик послужили моделью для образования слова ракетчик (суффиксальный –ЧИК).

Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться (прист.-суф.)


Учитель: Как образовались эти новые слова?


ФИЗМИНУТКА


УЧИТЕЛЬ: А теперь выполним самостоятельную работу. Перед вами текст.

Задание: давайте и мы поупражняемся в образовании новых слов.

Текст называется « Вокруг света на корабле «Бигль».

Прочитайте этот текст;

из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова и запишите только их.

1 ученик – у доски.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны.

За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.



Проверь себя:

Кругосветное, путешествие, десятипушечный, землетрясения, мореплаватели, рудокопов, рабовладелец, пятилетнее.



ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 

Учитель: Что нам подготовила 3 группа?

Группа № 3

Ученик Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Достоевский придумал слово «стушеваться».

Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».

Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «первоклассный», «человечный».



Учитель: Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

У вас было задание: найти в произведениях русских поэтов 20 века неологизмы, объясните их значение.

1 ученик "Молоткастым" и "серпастым" паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт Владимир Маяковский в знаменитых стихах об этом документе.

2 ученик Игорь Северянин сочинил слово «бездарь» для обозначения людей, не наделенных никаким талантом. Правда, «уйдя в народ», неологизм сменил ударение — Северянин его ставил на второй слог. 

3 ученик Наверняка не все слышали о писателе Александре Казанцеве или о его фантастическом романе «Планета бурь», зато каждый хотя бы раз использовал придуманное фантастом слово «инопланетянин», заменившее неуклюжее «инопланетчик».


Учитель:

Послушайте стихотворение Николая Егорова с новым авторским словом:

От села

До переката

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

Назовите новое слово из стихотворения.

Как оно образовалось?

Какой это неологизм? (авторский)


Метод «Веселый мяч»

Цель: сконцентрировать внимание

Время: 1,5 мин.

Численность: по 2 чел. от группы

Проведение: капитан бросает мяч членам другой команды. Если это неологизм, то надо поймать мяч и дать толкование слова.

Если это не неологизм, то надо отбросить мяч.

Слова для игры в мяч.

1 группа.

Хакер (неологизм) (от нем. hacken - подсекать)-компьютерщик-любитель, проникающий в чужие базы данных.

Бурак (диалектное)

2 группа.

Акварель –(профессиональное)

Кастинг (неологизм)-предварительный отбор- смотр актеров, манекенщиц для конкурса.

3 группа.

Шпора –(жаргонизм)

Ланч (неологизм)-в англоговорящих странах - прием пищи в полдень.


Закрепление материала.

Учитель: (по 5 слов каждой группы – 3 мин. и на объяснение - 2 мин.)

Задание: записать неологизмы в тетрадь, устно объяснить их значение

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп.

1 группа

1) слова — экономические термины:

 оффшор - свободный,

роуминг — распространение; 

-политические термины:

спикер — председатель парламента,

инаугурация — церемония вступления в должность президента страны,

рейтинг — оценка

После объяснения детей показать


2 группа

- слова — термины, связанные с компьютерной техникой:

сайт – местоположение;

- названия некоторых бытовых предметов:

миксер —  смешивающий аппарат или прибор;

 тостер —  приспособление для поджаривания тостов;

- спортивные термины:

дайвинг - подводное плавание,

- названия некоторых профессий

 секьюрити — охрана,

После объяснения детей показать


3 группа

- названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – популярная песня,

ремейк (римейк) — переделка,

- названия некоторых профессий

 провайдер — поставщик,

риелтор - агент по продаже недвижимости

дидже́й— человек, осуществляющий публичное воспроизведение музыкальных произведений  

После объяснения детей показать


Этап  Эмоциональная разрядка

Игра «Ипподром»

Цель:  разминка класса

Весь класс

Проведение: все стоят в кругу по группам. Ведущий рассказывает правила игры:

Кони бегут – топаем ногами, плюс:

 Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям.

По камням – бьем кулаками по груди.

Через барьер скачут – хлопаем.

Трибуна джентльменов – мальчики  кричат.

Трибуна леди – девочки  визжат.

Игра

После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.


Бегут кони по ипподрому

Бегут по камням

Кони бегут

Трибуна джентльменов –

Через барьер скачут

Трибуна леди

После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

 

   Мероприятие «Лабиринт»

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Каждая группа получает задание: из многообразия слов выбрать только неологизмы, т.е. слова, которые возникли недавно, написать на листочках, объяснить значение и прикрепить на дерево.

1 группа:

скейтборд-вид спорта на специальной доске с четырьмя роликами, доска для такого катания;

агнец (ягненок),

стезя – дорога, путь


2 группа:

пирсинг-украшение различных частей тела кольцами, которые вдеваются в проколотые места

врата (ворота)

длань (ладонь)


3 группа:

плейер-устройство или программа для воспроизведения аудио или видеозаписей

днесь (сегодня)

ратник (воин)


Учащиеся фломастерами на листочках записывают неологизмы, вешают на дерево, объясняют значение слов.

- Почему вы отобрали именно эти слова?

- Зачем в речи нужны неологизмы?

- Могут ли неологизмы устаревать?

- О каких способах появления неологизмов вы узнали?

(появляется предмет и придумывается слово;

- заимствуется предмет с названием;

- образуется новое слово при помощи добавление каких-либо морфем;

- авторские неологизмы.

Домашнее задание

1 задание- придумать название предметов к данной картинке


2 задание- упр.132, стр.74


Метод «Всё у меня в руках»

Цель: выяснить отношение участников к уроку.

Время: 3 мин.

Численность: все участники

Материал: листы, фломастеры, кнопки

Проведение: участники рисуют на листе свою руку, обводя ее контур, записать, какое слово впервые услышал, запомнил, что понравилось, зачем нужно изучать неологизмы.



Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками

Ожидаемый результат – активное употребление сложных слов и неологизмов в устной и письменной речи, создание творческой атмосферы

Рефлексия

Подведем итог нашей работы.

Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия?

Какое задание показалось вам трудным?

Почему?

На что нужно обратить внимание?

Многочисленные заимствованные неологизмы, проникающие в русский язык - явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами.

Употребление подобных слов «безобидно» в том случае, если они не имеют аналогов в русском языке и заполняют, так сказать, пустые «ниши» в нашей словесности.

Иное дело - тенденция заменять привычные русские слова заимствованными синонимами. С грустью приходится констатировать, что (в который уже раз) в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей.

В русском языке уже есть немало прекрасных слов и заимствованные неологизмы следует употреблять тогда, когда это действительно необходимо.


Этап Подведение итогов (1 минута)

Метод «Комплименты »

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще  раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Скажем друг другу комплименты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!